Рис. 1 – Структурно-логическая схема видов таможенного контроля

На этапе стратегического контроллинга важную роль играет прогноз и стратегическое планирование, разработка системы риск-менеджмента, которая направлена ​​не только на профилактику таможенных нарушений, но и на предупреждение привлечения финансовых учреждений к схемам оптимизации таможенных платежей и сборов, а также налогов, уплачиваемых при пересечении товарами таможенной границы страны. Использование финансовых учреждений в схемах уклонения от уплаты налогов, особенно на уровне ВЭД, является одной из причин ежегодной потери бюджетом значительных сумм налоговых поступлений, в т. ч. и за счет таможенных платежей.

 Оперативный контроль предполагает создание системы управления достижением текущих целей, а также принятие своевременных решений в части оптимизации процессов обмена информацией между финансовыми учреждениями и таможенными органами. Если стратегический контроллинг использует схожие подходы и инструментарий на всех уровнях его организации, то меры оперативного контроллинга зависят от ключевой сферы его организации. Создание функциональных систем контроллинга на уровне таможенной службы имеет целью обслуживание клиентов за счет повышения качества которого будет формироваться постоянный финансовый поток таможенных платежей.

 Функциональная система контроля на уровне субъектов ВЭД предусматривает предупреждение нарушений в сфере таможенного регулирования и принятия оптимальных управленческих решений в сфере управления таможенными платежами, которые обеспечат максимизацию отношение прибыль / затраты. На уровне финансовых учреждений функциональная система таможенного контроля предусматривает создание организации эффективного взаимодействия между таможенными органами и субъектами ВЭД на основе управления финансовыми потоками. Таможенный контроль в сфере финансовых услуг за управленческими функциями близок к финансовому, поэтому организация его системы предусматривает использование как общих методов финансового контроллинга (бенчмаркинг, стоимостный и портфельный анализ, SWОТ-анализ (анализ сильных и слабых мест), АВС-анализ, XYZ-анализ и т.д.), так и специфических - создание специальных учетных систем, систем мониторинга и тому подобное.

 Контроллинг является концепцией системного управления; традиционно считается, что его организация необходима там, где управление находится в кризисе. На наш взгляд, необходимость организации и развития таможенного контроллинга связана не столько с необходимостью антикризисного управления, сколько с необходимостью организации управления финансовыми потоками в стрессовых условиях. Таможенный контроллинг в сфере финансовых услуг обусловлен действиями нескольких стресс-факторов:

 - глобализация финансовых рынков нарушает финансовое равновесие и является причиной финансовой нестабильности;

 - ростом масштабов теневой экономики;

 - использованием ВЭД-операций в схемах уклонения от уплаты налогов и тому подобное.

 Такой подход к толкованию сущности таможенного контроллинга в сфере финансовых услуг дает основания сделать вывод, что он является одним из важнейших звеньев в системе управления в таможенных органах, основой для организации взаимодействия финансовых учреждений и таможенных органов, обеспечивает эффективное консультирование и фокусирование на принятии оптимальных финансовых решений для достижения сбалансированности интересов государства и субъектов ВЭД. Цель таможенного контроллинга в сфере финансовых услуг - обеспечить сбалансирование интересов таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, осуществляющих обслуживание ВЭД.

Для достижения цели контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

 1. Координация управленческой деятельности таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, что обеспечивает оптимизацию затрат времени, финансовых и человеческих ресурсов, обеспечивая получение ожидаемого результата в соответствующие сроки.

 2. Создание и обеспечение эффективного функционирования необходимых информационных систем, наподобие тех, которые применяются в Германии («KLR Zoll» (разработка новой учетной системы) и «Plus Zoll» (разработка подсистемы менеджмента качества)) [6].

 3. Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений. Такая поддержка может осуществляться на уровне таможенных органов, финансовых посредников, специализированных консультационных организаций.

 4. Рационализация управленческого процесса.

 Учитывая специфику предоставления финансовых услуг в сфере ВЭД, таможенный контроллинг в сфере финансовых услуг выполняет сервисную и консалтинговую функции.

 Сервисная функция предусматривает создание методологической базы для принятия управленческих решений, которая включает нормативно-правовое обеспечение организации финансовых услуг и осуществления таможенного контроллинга. Консалтинговая функция предусматривает предоставление необходимой информации и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

 Таможенный контроллинг осуществляется по следующим направлениям:

 - осуществление таможенного контроля за упрощением таможенных процедур, налаживание коммуникативных связей между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности,

- контроль своевременности поступления отсроченных и рассроченных платежей с помощью компьютерного анализа первичной информации и форм периодической отчетности;

- контроль за таможенным налогообложением;

- контроль за применением законодательства в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в области таможенного дела;

 - рассмотрение актуальных вопросов в разрезе управления рисками в условиях имплементации международных таможенных стандартов в отечественную практику осуществления таможенного дела;

- контроль за применением мер нетарифного регулирования;

- контроль за условиями предоставления финансовых гарантий;

- страхование ответственности таможенных брокеров;

- страхование риска утраты грузов;

- организация финансовых операций, обслуживающих сферу ВЭД

- контроль за перемещением валютных ценностей за границу.

 Сейчас прослеживается отсутствие единства в теоретическом обосновании сущности и составляющих таможенного контроллинга. Система таможенного контроллинга в сфере финансовых услуг включает в себя следующие составляющие:

- в зависимости от субъекта таможенного контроллинга - от государственного до ведомственного;

- в зависимости от технологии проведения (внешний - регламентируется нормами Таможенного кодекса РФ и международными стандартами, внутренний - регламентируется стандартами и инструкциями таможенного законодательства)

- в зависимости от координации управления процессом принятия решений и от органа проведения.

Таким образом мы рассмотрели понятие таможенного контроллинга в наше время, составной части таможенной политики таможенной службы Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: