Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года изложена в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р г. Москва, общими положениями которой являются - переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу [2].
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства
|
|
Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.
Задачи совершенствования процедур таможенного контроля, с одной стороны, и необходимость создания благоприятных условий для наращивания товарооборота участниками внешнеэкономической деятельности, с другой, нашло реализацию в создании и функционировании в нашей стране грузовых таможенных комплексов, автопортов, автотерминалов. Одним из приоритетных направлений совершенствования процедур таможенного контроля является полномасштабное внедрение электронного декларирования. За этих условие декларанту или брокеру нет нужды лично приносить в таможню необходимые для таможенного оформления документы.
Еще одним путем совершенствования процедур таможенного контроля является упрощение процедур, необходимых для таможенного оформления. Сокращение перечня документов, необходимых для таможенного контроля.
В современных условиях совершенствования таможенного законодательства, широкого значение приобретает исследование постмитного контроля. Основной целью внедрения таможенного постаудита в контрольно-проверочной работе таможенных органов является: формирование прозрачной таможенной системы, которая была бы адекватной современным тенденциям мировой торговли, соответствовала бы нормам, принятым в развитых странах, и должным образом осуществляла защиту законных экономических прав субъектов внешнеэкономической деятельности и государства.
|
|
Следовательно, ФТС РФ осуществляются определенные меры по приближению отечественного законодательства к международным стандартам. Одним из последних шагом совершенствования таможенного законодательства в РФ стало принятие новой редакции Таможенного кодекса РФ, согласно которого, весомым средством к упрощению взаимоотношений между субъектами ВЭД и таможенными органами РФ является приведенный конкретный список документов и сведений, необходимых к представлению для осуществления таможенного контроля.
Таким образом, очевидным ставится тот факт, что внедрение контроллинга в систему управления таможенными органами Российской Федерации, является одним из ключевых факторов, который позволит осуществить Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020, Смоленской таможни в том числе.
Смоленская таможня Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы, находится по адресу: 214032, г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105.
Основным видом деятельности является управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения. Под юрисдикцией Смоленской таможни находятся:
· Верхнеднепровский таможенный пост
· Вяземский таможенный пост
· Заднепровский таможенный пост
· Западный таможенный пост сбора и анализа информации о контроле за доставкой товаров
· Краснинский таможенный пост
· Рославльский таможенный пост
· Стабнинский таможенный пост
· Ярцевский таможенный пост
· Смоленский таможенный пост (центр электронного декларирования).
В своей работе Смоленская таможня руководствуется действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации (в редакциях и изменениях), а также прочими подзаконными актами и распоряжениями:
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Таможенный кодекс Российской Федерации.
3. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р «Концепция развития таможенных органов Российской Федерации».
4. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
5. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО.
6. МС ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».
7. Приказ ГТК России от 09.01.1998 г. № 8 «Об утверждении Методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации».
8. Приказ ФТС России от 10.06.2005 г. № 530 «Об утверждении методик расчета показателей конечного результата деятельности ФТС России».
9. Приказ ФТС России от 12 января 2005 г. № 7 «Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне».
10. Приказ ФТС России от 01.08.2006 г. № 718 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 03.04.2006 г. № 284».
11. Письмо ФТС России от 23 августа 2006 г. «01-06/29385 «Единая методика оценки эффективности применения форм таможенного контроля».
12. Приказ ФТС России от 03.04.2006 г. № 284 «Об утверждении методик расчета показателей конечного результата деятельности таможенных органов Российской Федерации».
13. Приказ ФТС России от 13 августа 2007 г. № 965 «Об утверждении общего положения о таможенном посте».
14. МС ИСО 9000:2000. Система менеджмента качества. Требования.
|
|
В своем распоряжении таможенная служба имеет не только высококвалифицированных и узкоспециализированных специалистов, но и вычислительные сети и центры, обеспечивающие ее бесперебойное функционирование (в том числе Единая автоматизированная информационная система ФТС, Автоматизированная информационная система таможенного оформления «АИСТ-М» и узлы связи, объединяющие все элементы иерархии системы таможенных органов).
Наличие вышеперечисленных ресурсов, облегчает проведение контроллинга в таможенных органах, интегрируя всю необходимую информацию и обеспечивая свободный доступ к ней в рамках должностных полномочий.
Так как таможенный контроллинг представляет собой комплекс организационных, методологических, технических и информационных средств, а также соответствующие им технологии, системы и инфраструктуру автоматизации деятельности таможенных органов и управления ей, то идентифицируя и анализируя проблемы, принимая соответствующие меры по исправлению кризисных ситуаций, препятствующих достижению стратегических целей, должностные лица таможенных органов реализуют одну из основных функций и задач контроллинга.
Ключевой же целью выступает поддержка руководителей информацией и методиками, необходимыми для оперативного решения возложенных на таможенные органы задач и разрешения возникающих проблем.
Безусловно, в данный момент в сфере внедрения таможенного контроллинга прежде, чем создавать единую систему контроллинга в первую очередь необходимо решить ряд проблем, таких как: внутриорганизационных проблем в области общего управления и управления функциональными областями, а также информационного обеспечения и отчетности.
В организационной структуре таможенных органов Смоленской области был осуществлен следующий вариант создания службы контроллинга, которые обобщенно изложен далее.
К числу проблем, выходящих за рамки отдельных таможенных органов, решение которых должно способствовать применению контроллинга в практике, можно отнести: недостаточное понимание концепции контроллинга; отсутствие обученных и опытных кадров для контроллинга; недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроллинга и ее эксплуатации; системные проблемы в области управления организациями; отклонения в сторону оперативного контроллинга, преобладания учетно-аналитического аспекта над активной «обратной связью».
|
|
На сегодня ключевыми проблемами на пути развития государственной таможенной дела и реформирование таможен: сложность, чрезмерная бюрокатизированность и уязвимость для коррупции процедур осуществления таможенного контроля и оформления, а также разрешительной системы, которая предусматривает необходимость получения большого количества согласований и разрешений; отсутствие сбалансированности безопасности составляющей и упрощению таможенных процедур, внедренных или внедрение которых предусмотрено в ближайшее время. Индикатором этих проблем является значительная доля таможенных споров, решения судов по которым приняты не в пользу таможни. По оценкам экспертов она составляет от 61 % до 90 %. Часто это связано с запутанными, некачественными нормативными актами, несогласованностью с ними ведомственных приказов и писем, которые при этом есть в неконтролируемо большом количестве.
Повышение эффективности организации взимания таможенных платежей можно достичь за счет:
- улучшение организационно-правового и информационного обеспечения деятельности контролирующих путем проведения анализа классификационных решений традиционного импорта и пересмотра перечня товаров «группы риска»; активизации сотрудничества с производителями и импортерами товаров в части получения справочной информации о ценах и факторах, влияющих на их уровень;
- ограничение сроков представления заключений экспертными подразделениями с целью обеспечения требований Таможенного кодекса относительно оформления полной таможенной декларации; совершенствование организационных мероприятий путем усиления контроля таможенных органов за правильностью классификации и определения страны происхождения товаров, в отношении которых установлены дифференцированные ставки ввозной пошлины и специальные и антидемпинговые меры.
Решение указанных вопросов на практическом уровне позволит повысить качество таможенного регулирования и усовершенствовать процесс взимания таможенных платежей в РФ, что в свою очередь увеличит поступления в государственный бюджет. Совершенствование управления в таможенных органах на основе контроллинга должно происходить на путях реализации принципов менеджмента качества; системного анализа; процессно-стоимостного управления; управления по отклонениям; программно-целевого управления; программно-целевого и индикационного планирования.
С целью предупреждения нарушений таможенных правил и обеспечения уплаты таможенных платежей в полном объеме обязать областные таможни ФТС обеспечить:
- проведение углубленного анализа внешне-экономических операций по товарам, которые ввозятся в РФ без указания конкретного получателя (ордерные поставки) для формирования дополнительных таможенный формальностей;
– таможенного досмотра и взвешивания;
– усиление аналитически-поисковой работы, в том числе с применением системы управления рисками, в направлении, выявления рисковых внешне-экономических операций, связанных с недостоверным декларированием товаров, а именно их физическими, количественными, качественными, весовыми характеристиками и т. д;
- обязательное письменное информирование таможни об установленных расхождениях, выявленных во время товаров, взвешивания и т. п., для учета ими полученных сведений при выпуска товаров в свободное обращение.
Таким образом, совершенствование управления таможенными платежами на принципах контроллинга в таможенных органах возможно только при условии систематизации законодательных и нормативно-правовых и приведение их в соответствие с общепринятыми мировыми нормами и стандартами с целью обеспечения удобства их применения контролирующими органами. Несмотря на то, что контроллинг является эффективным методом управления таможенными платежами, на сегодняшний день наблюдается его внедрения таможенными службами Германии, Австрии.
В РФ, как и в других государствах, концепция контроллинга как системы информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности не является разработанной в полном объеме. Этому предшествует ряд причин, прежде всего таких как: недостаточное понимание концепции контроллинга; отсутствие опытных кадров в области контроллинга; недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроллинга и тому подобное.
С целью совершенствования управления в таможенных органах на основе контроллинга должны быть реализованы принципы системного анализа, менеджмента качества, программно-целевого управления, разработана новая система управления рисками, имплементированы новые положения таможенного кодекса ЕС в законодательство РФ, установлены обязательства областных таможен ФТС письменно информировать об установленных расхождениях, выявленных при таможенном досмотре товаров в обязательном порядке с целью обеспечения уплаты таможенных платежей в полном объеме.
Перед службой контроллинга стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации в целях управления. Руководители каждого уровня должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать положение.
К числу проблем использования контролинга в организации работы Смоленской таможни можно отнести:
- недостаточное участие руководства таможни в системе в построении системы контроллинга и ее эксплуатации;
- системные проблемы в работе управления;
- недостаточное понимание сотрудниками и руководством концепции контроллинга;
- недостаточное количество обученных и опытных кадров для контроллинга;
- уклон в сторону оперативного контроллинга, преобладание учетно-аналитического акцента над активной «обратной связью».
Проанализировав использование контроллинга в организации работы Смоленской таможни, можно сделать вывод, что хоть в данный момент и предприняты решительные шаги по внедрению политики и концепции контролинга в организацию работы, но не решен целый ряд ключевых, системных проблем, управленческих в том числе, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом.