Кафедра экономики таможенного дела
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
для студентов, обучающихся по заочной (очно-заочной) форме обучения
Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Уровень специалитета
2018
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Российская таможенная академия»
УТВЕРЖДЕНО
Заседанием кафедры экономики таможенного дела
(протокол от «22» февраля 2018 г. № 9)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
для студентов, обучающихся по заочной (очно-заочной) форме обучения
Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Уровень специалитета
2018
Автор
М.А. Ноздрачев, доцент кафедры экономики таможенного дела,
кандидат экономический наук
Ответственный за выпуск
Е.А. Терехова, заведующий кафедрой экономики таможенного дела,
|
|
кандидат экономический наук, доцент
© Российская таможенная академия, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Контрольная работа по дисциплине является частью самостоятельной подготовки студента, а также одной из форм контроля знаний, умений и навыков студентов на заключительном этапе изучения дисциплины.
Контрольная работа – является одним из видов текущего контроля успеваемости студентов, способствует закреплению изученного материала, а также оцениванию уровня их самостоятельности и активности.
Контрольная работа по дисциплине «Экономика таможенного дела» имеет описательную и аналитическую части, предусматривает решение практических задач на основе использования рекомендуемой основной и дополнительной литературы, других информационных источников.
Выполняя контрольную работу обучающийся приобретает навыки сбора и анализа информации в рамках дисциплины «Экономика таможенного дела», а также расчета и анализа специальных показателей.
Контрольная работа по курсу «Экономика таможенного дела» выполняется в рамках дисциплины, которая заканчивается зачетом.
К контрольной работе предъявляют следующие требования: цельюконтрольной работы является изучение сущности и содержания экономики таможенного дела как науки и как практики, ее значения в системе таможенного дела, а также формирование у студентов теоретических знаний о тенденциях, закономерностях и принципах экономики таможенного дела и развитие практических навыков и умений профессионального решения экономических задач в процессе таможенной деятельности.
|
|
Цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение теоретических аспектов экономики таможенного дела, включая ее содержание, структуру, место и роль в обеспечении экономической безопасности государства;
- изучение основ кадрового, финансового, тылового, информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов;
- изучение управления деятельностью таможенных органов в части обеспечения и использования финансовых и материальных ресурсов;
- изучение состава и порядка расчета показателей оценки экономической деятельности таможенных органов;
- формирование у студентов навыков практического решения экономических задач в процессе таможенной деятельности;
В процессе выполнения контрольной работы формируются элементы следующих компетенций:
ОК-7 – способностью использовать основы экономических и математических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах.
ОПК-4 – способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономик.
ПК-37 – владение методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов.
Оформление контрольной работы выполняется в соответствии с требованиями к работам данного типа, закрепленными приказами и положениями Российской таможенной академии.
ВЫБОР ТЕМЫ (ВАРИАНТА) КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выбор варианта контрольной работы осуществляется из Перечня вариантов контрольных работ (далее – Перечня). Обучающийся выбирает вариант контрольной работы на сессии, которая предшествует сессии сдачи работы.
Закрепление темы (варианта) контрольной работы за обучающимся осуществляется по номеру зачетной книжки в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Распределение вариантов контрольной работы по номеру зачетной книжки студента
| Последняя цифра номера зачетной книжки | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
2 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
4 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
5 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
7 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
8 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подбор и изучение источников
После выбора темы обучающийся самостоятельно составляет и изучает список источников для выполнения контрольной работы.
Главной целью этого этапа является сбор и изучение необходимой для выполнения контрольной работы информации из учебной и научной литературы, нормативных правовых актов, научных статей и иных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Во введении указываются цель задачи работы навыки и элементы компетенций, которые сформируются в результате выполнения работы.
Рекомендуемы объем введения 1-2 страниц.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Следует обратить внимание на то, что ниже даны пояснения к выполнению заданий, а не полностью выполненные задания.
Для качественного выполнения контрольной работы необходимо внимательно прочитать и выполнить каждое задание, соотнеся его с приведенными пояснениями.
В основную часть контрольной работы включены один теоретический вопрос и семь практических заданий.
Теоретические вопросы. Ответы на теоретические вопросы должны представлять собой небольшое эссе (не более одной страницы на каждый вопрос).
Для написания эссе необходимо провести подбор источников, далее – сбор и обработку информации.
При цитировании следует делать ссылки на источник информации.
Практическое задание №1. При выполнении практического задания №1 по представленным данным необходимо провести анализ количественных параметров пороговых значений экономической безопасности государства (показателей).
|
|
Анализ необходимо провести двумя взаимодополняющими друг друга способами:
– на основе оценки тенденции изменения конкретного показателя;
– на основе сравнения показателя с пороговым значением.
По результатам проведенного анализа необходимо составить аналитическую записку в свободной форме.
В аналитической записке в обязательном порядке должны быть представлены элементы анализа, приведенные в примере ниже.
А вот форма представления результатов анализа может быть выбрана на усмотрение аналитика (обучающегося) – графики, таблицы, текст и т.д.
Критерием оценивания является качество проведенного анализа и доступность понимания представленного материала.
Рекомендуется сделать вывод по каждому из анализируемых показателей и общий вывод в конце задания.
Выполнение и оформление практического задания №1 на примере количественных параметров порогового значения экономической безопасности «Объем ВВП».
Таблица 1
Пороговые значения экономической безопасности
Наименование пороговых значений экономической безопасности | Величина пороговых значений | Фактические данные | ||
2015 | 2016 | 2017 | ||
Объем ВВП, млрд. руб. | 21 800 | 62 350 | 63 360 | 65 357 |
В общем случае тенденция данного показателя оценивается положительно в случае роста его значения.
Для проведения анализа построим график динамики показателя:
Рис. 1 Фактические данные порогового значения экономической безопасности «Объем ВВП», млрд. руб.
Таким образом, в пределах рассматриваемых периодов представленную в таблице 1 тенденцию можно охарактеризовать положительно.
Следует отметить, что в период с 2015 г. по 2016 г. цепные темп роста и темп прироста были ниже, чем в период с 2016 г. по 2017 г., что также можно оценить положительно.
Значения цепных темпа роста и темпа прироста показателя по периодам представлено в таблице 2.
|
|
Таблица 2
Цепные темпы роста и темпа прироста порогового значения экономической безопасности «Объем ВВП»
Наименование пороговых значений экономической безопасности | Темп роста, % | Темп прироста, % | ||
2015-2016 | 2016-2017 | 2015-2016 | 2016-2017 | |
Объем ВВП, млрд. руб. | 101,61 | 103,15 | 1,61 | 3,15 |
Положительным является и то, что фактические данные показателя в каждом из представленных периодов превышают величину порогового значения.
В 2015 году пороговое значение показателя превышено на 186,01%
В 2016 году – на 190,64%.
В 2017 году – на 199,80%.
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно заключить, что имеющаяся тенденция показателя «Объем ВВП» с точки зрения экономической безопасности является приемлемой.
Практическое задание №2 направлено на развитие навыков поиска и обработки информации. Поиск информации, необходимой для выполнения задания следует осуществлять главным образом на официальном сайте ФТС России.
Обратите внимание, что в задании необходимо выявить наиболее важные «фундаментальные» тенденции развития таможенной службы Российской Федерации.
При выполнении этого задания не следует приводить цитаты из найденных документов и иных источников информации. Наоборот, необходимо лишь кратко передать сущность со ссылкой на источник.
Примеры источников информации, подлежащих обработке: «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года»; Концепция таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ и т.п.
Практическое задание №3. Для выполнения практического задания №3 необходимо использовать информацию о конкурсных торгах, находящуюся на официальном сайте ФТС России.
Поиск информации также является частью выполнения задания.
Поиск информации осуществляется с помощью специальной карточки поиска на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (сайт: http://zakupki.gov.ru).
Для выполнения задания удобнее осуществить переход на данный сайт со страницы Конкурсные торги официального сайта ФТС России.
В тексте выполнения задания необходимо вставить printscreens (принтскрины) экранов с установленными параметрами фильтра и найденными позициями закупок.
Например, установка фильтра по параметру планируемый срок осуществления закупки с апреля 2017 г. по май 2017 г. представлен на рисунке 2. А результаты поиска планируемых закупок на рисунке 3.
Рис. 2. Пример установки фильтра по параметру планируемый срок осуществления закупки с апреля 2017 г. по май 2017 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (сайт: http://zakupki.gov.ru) для ФТС России
Рис. 3. Чать результатов поиска планируемых закупок с апреля 2017 г. по май 2017 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (сайт: http://zakupki.gov.ru) для ФТС России
Далее необходимо заполнить представленную в задании таблицу и привести указанные в задании пояснения.
Пояснения касаются способа определения поставщика. Пояснения должны быть краткими, обязательно со ссылками на соответствующие статьи нормативных правовых акты.
Практическое задание №4. Для выполнения практического задания №4 необходимо использовать информацию, содержащуюся в ежегодном сборнике «Таможенная служба Российской Федерации» (раздел «Кадровая работа»).
Сборник можно найти на официальном сайте ФТС России в разделе Сведения о деятельности ФТС России.
Пример показателя сущность, которого необходимо раскрыть – укомплектованность должностными лицами.
Практическое задание №5. Для выполнения практического задания №5 необходимо провести расчет коэффициента текучести кадров таможенного органа, разъяснить сущность показателя и оценить динамику его изменения.
Коэффициент текучести кадров рассчитывается по формуле (1):
, (1)
где Ктек – коэффициент текучести кадров;
Хсж – общая численность уволившихся по собственному желанию за период;
Хдпс – общая численность уволенных за прогулы, судимость или нарушение трудовой дисциплины за период;
Чс – среднесписочная численность за период.
Оценка динамики показателя проводится после расчета его значений.
Динамику показателя следует оценивать как по отдельным периодам, так и в целом.