Тема: «Нотариат в РФ» (2 часа)

План лекции

1. Понятия нотариальной деятельности и нотариата.

2. Права и обязанности нотариуса, порядок наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий. Правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.

3. Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта РФ, их органы и полномочия.

 

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах:

а) Федеральной нотариальной палаты (http://www.notariat.ru);

б) нотариальной палаты субъекта РФ (notary.ru).

Студент должен ознакомиться с общей информацией об органах и структуре палаты, с документами палаты, посетить страницу Президента палаты и др.

2. Также следует рекомендовать ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатных изданий (в электронном виде или на бумажном носителе): Федеральной нотариальной палаты – журналом «Нотариальный вестник».

После ознакомления студент должен подготовить ответить на вопросы: какие материалы публикуются в данном издании, их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.



Лекции для студентов заочной формы обучения (6 часов)

 

Лекция 1

Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

План лекции

1. Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции развития судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характеристика.

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды, соотношение.

Лекция 2

Тема: «Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды» (2 часа)

План лекции

1. Общая характеристика судов общей юрисдикции судебной системы РФ.

2. Законодательство об арбитражных судах и их задачи.

3. Арбитражные суды: полномочия, система и основные принципы их деятельности.

Лекция 3

Тема: «Прокуратура РФ» (2 часа)

План лекции

1. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2. Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура РФ.

3. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

4. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест, представление, постановление, предостережение, и другие.

5. Иные направления деятельности прокуратуры

Занятия семинарского типа

Практические занятия для студентов очной формы обучения (32 часа)

Практическое занятие 1

Тема: «Судебная власть и субъекты, ее осуществляющие» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, сущностные характеристики и свойства.

2. Судьи и состав суда как носители судебной власти и государственный орган, осуществляющий судебную власть.

3. Правосудие как содержание осуществления судебной власти: понятие, отличительные черты.

4. Судопроизводство как форма, посредством которой осуществляется судебная власть. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Практические задания

1. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"[1], судопроизводство определяется как регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.

Как соотносится такое определение судопроизводства с содержанием этого термина в ст. 118 Конституции РФ? Какое из определений шире? Почему?

Практические занятия 2

Тема: «Принципы правосудия» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

2. Законность как принцип правосудия.

3. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

4. Осуществление правосудия только судом.

5. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии обеспечения независимости судей.

6. Участие граждан в отправлении правосудия.

7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

8. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.

10. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

11. Презумпция невиновности.

12. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов).

13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии права участников судопроизводства на пользование родным языком.

Практические задания

1. В октябре 1919 г. проходил один из самых громких судебных процессов времен Гражданской войны по обвинению в попытке государственного мятежа и других контрреволюционных преступлениях целого кавалерийского корпуса.

В распорядительном заседании Чрезвычайный трибунал разбил всех подсудимых на категории: первую составил «командный состав и коммунисты, шедшие с командиром», вторую – комендантская сотня и технический эскадрон, третью – кавалерийский полк, четвертую – все остальные красноармейцы корпуса.

В обвинительной речи обвинитель потребовал для всех командиров, комиссаров и коммунистов, шедших за комкором, расстрела. «Для всех солдат комендантской сотни так называемых «янычар», вину которых персонально разобрать нельзя, но которые безусловно виновны … требую расстрела через десять по списку. По отношению к остальным красноармейцам – расстрела через двадцать по списку с зачислением остальных, которые не будут оправданы по суду, в тыловое обеспечение…».

Чрезвычайный трибунал в принципе согласился с таким подходом обвинителя. Общее количество осужденных превысило тысячу человек. Указывалось, что приговор окончательный, входит в силу немедленно и подлежит исполнению в 24 часа.

Каким современным принципам правосудия не соответствует данное судебное разбирательство и принятое решение? Что изменилось в понимании демократических основ правосудия по сравнению с приведенным примером?

2. Выберите какое-либо лицо (например, себя, своего знакомого, персонаж литературного произведения) и укажите, отвечает ли данное лицо требованиям, предъявляемым к присяжным или арбитражным заседателям.

Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: