План лекции
1. Понятия нотариальной деятельности и нотариата.
2. Права и обязанности нотариуса, порядок наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий. Правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.
3. Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта РФ, их органы и полномочия.
Модельные задания для подготовки к лекции
1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах:
а) Федеральной нотариальной палаты (http://www.notariat.ru);
б) нотариальной палаты субъекта РФ (notary.ru).
Студент должен ознакомиться с общей информацией об органах и структуре палаты, с документами палаты, посетить страницу Президента палаты и др.
2. Также следует рекомендовать ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатных изданий (в электронном виде или на бумажном носителе): Федеральной нотариальной палаты – журналом «Нотариальный вестник».
|
|
После ознакомления студент должен подготовить ответить на вопросы: какие материалы публикуются в данном издании, их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.
Лекции для студентов заочной формы обучения (6 часов)
Лекция 1
Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)
План лекции
1. Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции развития судебной системы РФ.
2. Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характеристика.
3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.
4. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды, соотношение.
Лекция 2
Тема: «Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды» (2 часа)
План лекции
1. Общая характеристика судов общей юрисдикции судебной системы РФ.
2. Законодательство об арбитражных судах и их задачи.
3. Арбитражные суды: полномочия, система и основные принципы их деятельности.
Лекция 3
Тема: «Прокуратура РФ» (2 часа)
План лекции
1. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
2. Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура РФ.
3. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.
4. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест, представление, постановление, предостережение, и другие.
5. Иные направления деятельности прокуратуры
Занятия семинарского типа
Практические занятия для студентов очной формы обучения (32 часа)
Практическое занятие 1
|
|
Тема: «Судебная власть и субъекты, ее осуществляющие» (2 часа)
Содержание (план) практического занятия
1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, сущностные характеристики и свойства.
2. Судьи и состав суда как носители судебной власти и государственный орган, осуществляющий судебную власть.
3. Правосудие как содержание осуществления судебной власти: понятие, отличительные черты.
4. Судопроизводство как форма, посредством которой осуществляется судебная власть. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Практические задания
1. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"[1], судопроизводство определяется как регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.
Как соотносится такое определение судопроизводства с содержанием этого термина в ст. 118 Конституции РФ? Какое из определений шире? Почему?
Практические занятия 2
Тема: «Принципы правосудия» (2 часа)
Содержание (план) практического занятия
1. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.
2. Законность как принцип правосудия.
3. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
4. Осуществление правосудия только судом.
5. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии обеспечения независимости судей.
6. Участие граждан в отправлении правосудия.
7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
8. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.
10. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
11. Презумпция невиновности.
12. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов).
13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии права участников судопроизводства на пользование родным языком.
Практические задания
1. В октябре 1919 г. проходил один из самых громких судебных процессов времен Гражданской войны по обвинению в попытке государственного мятежа и других контрреволюционных преступлениях целого кавалерийского корпуса.
В распорядительном заседании Чрезвычайный трибунал разбил всех подсудимых на категории: первую составил «командный состав и коммунисты, шедшие с командиром», вторую – комендантская сотня и технический эскадрон, третью – кавалерийский полк, четвертую – все остальные красноармейцы корпуса.
В обвинительной речи обвинитель потребовал для всех командиров, комиссаров и коммунистов, шедших за комкором, расстрела. «Для всех солдат комендантской сотни так называемых «янычар», вину которых персонально разобрать нельзя, но которые безусловно виновны … требую расстрела через десять по списку. По отношению к остальным красноармейцам – расстрела через двадцать по списку с зачислением остальных, которые не будут оправданы по суду, в тыловое обеспечение…».
Чрезвычайный трибунал в принципе согласился с таким подходом обвинителя. Общее количество осужденных превысило тысячу человек. Указывалось, что приговор окончательный, входит в силу немедленно и подлежит исполнению в 24 часа.
|
|
Каким современным принципам правосудия не соответствует данное судебное разбирательство и принятое решение? Что изменилось в понимании демократических основ правосудия по сравнению с приведенным примером?
2. Выберите какое-либо лицо (например, себя, своего знакомого, персонаж литературного произведения) и укажите, отвечает ли данное лицо требованиям, предъявляемым к присяжным или арбитражным заседателям.
Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»