Практическое занятие 3

Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятие и признаки судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ (общая характеристика): суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Понятие судебной инстанции. Суды первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

5. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

6. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Практические задания

1. Составьте схему судебной системы РФ.

2. Используя схему, укажите, какие подсистемы (ветви) можно условно выделить в судебной системе РФ. Дайте общую характеристику каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отношениями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и деятельность данной группы судов (суда).  

 

Ветвь судебной системы Суды, относящиеся к этой ветви Инстанции Категории дел подведомственны данным судам (суду) Нормативные акты, которыми регулируется организация и деятельность данной группы судов (суда)

Суды общей юрисдикции

       
       
       
       
       
       
Арбитражные суды        
….        

 

Практическое занятие 4-5

Тема: «Суды общей юрисдикции» (4 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Система судов общей юрисдикции: общая характеристика.

2. Мировые судьи: понятие, полномочия, порядок назначения (избрания).

3. Районный суд, его полномочия, порядок образования и деятельности. Председатель и заместитель председателя районного суда.

4. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

5. Апелляционный суд общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности

6. Кассационный суд общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

7. Военные суды: понятие, полномочия, система, соотношение с другими судами общей юрисдикции

Практические задания

1. Составьте схему верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, указав на схеме структуру, состав и полномочия структурных подразделений.

2. Ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах или в ГАС «Правосудие» - одного мирового судьи, одного районного суда, одного областного суда и одного окружного (флотского) военного суда с информацией о суде, с подразделениями суда, полномочиями, составом суда, с несколькими судебными постановлениями по конкретным делам, и др.

Практическое занятие 6

Тема: «Арбитражные суды» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Арбитражные суды в РФ: правовые основы организации и деятельности, система, задачи.

2. Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ): полномочия, порядок образования и деятельности.

3. Арбитражные апелляционные суды: полномочия, порядок образования и деятельности.

4. Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): полномочия, порядок образования и деятельности.

5. Суд по интеллектуальным правам: полномочия, порядок образования и деятельности.

6. Роль третейских судов в защите гражданских прав. Соотношение третейских и арбитражных судов.

 

Практические задания

1. Составьте схему арбитражных судов в РФ. Укажите структуру судов и полномочия структурных подразделений.

2. Выберите постановление по любому делу, рассмотренному арбитражным судом. Можно воспользоваться примерами из судебной практики, имеющимися в справочных правовых системах либо размещенных на официальных сайтах арбитражных судов.

Отметьте на схеме арбитражных судов (см. предыдущее задание) «движение» выбранного Вами дела по звеньям системы арбитражных судов и судебным инстанциям.

Заполните таблицу:

 

№№ пп. Суд, вынесший судебное постановление Название судебного постановления Судебная инстанция Звено судебной системы Краткое содержание судебного постановления
...          
           

Практическое занятие 7

Тема: «Верховный суд РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Верховный суд РФ: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

2. Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Полномочия, состав и порядок формирования. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ.

3. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

4. Президиум Верховного Суда РФ. Полномочия и его состав, порядок формирования.

5. Пленум Верховного Суда РФ, полномочия и его состав. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, их значение.

6. Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

Практические задания

1. Составьте схему «Структура Верховного суда РФ».

2. Используя схему, укажите, какие структурные подразделения входят в ВС РФ. Дайте краткую характеристику каждого из них, указав их состав, полномочия и порядок формирования. Ответ оформите в виде таблицы.

 

Структурное подразделение ВС РФ

Состав структурного подразделения

Полномочия Порядок формирования

 

   

Судебная коллегия по уголовным делам

Заместитель председателя ВС РФ-Председатель СК по УД

 

 

1 судебный состав

Председатель
Судьи

2 судебный состав…

Председатель
Судьи
   

Практическое занятие 8

Тема: «Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Конституционный Суд РФ: полномочия и место в судебной системе России.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

3. Решения Конституционного Суда РФ, их юридическое значение.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе РФ, задачи, полномочия.

Практические задания

1. Согласны ли Вы с утверждением, что Конституционный суд РФ выполняет, по определению известного австрийского юриста Х. Кельзена, основоположника идеи европейского конституционного контроля, роль "негативного законодателя"[2], так как фактически отменяет акты, не соответствующие Конституции?

Какие нормы Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» подтверждают данное высказывание?

2. Студентам предлагается при подготовке к практическому занятию ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте одного конституционного и одного уставного суда субъектов Российской (по указанию преподавателя или по выбору студента): с общей информацией о суде, полномочиями, составом суда, с несколькими судебными постановлениями по конкретным делам, с историей суда и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: