Тема 12. Садово-парковое искусство Древней и Московской Руси

лекционное занятие (1 час):

Сад-вертоград - символ небесного рая на земле, его религиозная символика. Характерные черты монастырских садов. Троице-Сергиев монастырь, его сады и огороды. Пафнутьев сад. Создание символических ландшафтов. Московские сады допетровского времени. Царские сады, кремлевские сады. Сады Коломенского и потешные сады Измайлова. Виды московских садов: 1)царские сады. Государев сад, его состав и композиция. Сад на реке Пресне; 2)боярские сады XVII века - планировка и назначение. Усадьба боярина Стрешнева, усадьба “Хамовенный двор”, “Огород” князя Черкасского; 3)аптекарские огороды (XVI - XVII века) - прообразы ботанических садов. Флора московских садов; 4)Верховые сады (XVI - XVII века) Кремля: Верхний Набережный сад и Нижний Набережный сад. Верховые комнатные сады Кремля. Пейзаж и архитектура прикомнатных садов; 5)загородные усадьбы XVI - XVII веков - Останкино. Лес-зверинец “Государева заповедная роща” Лосиный остров. Сады Коломенского: Вознесенский, Дьяковский, Казанский. Планировка садов. Художественное значение садовых пейзажей.

практическое занятие (1 час):

Сад Толгского монастыря. Сады Киево-Печорской лавры (XI век). Яблоневый сад св. Антония (1051 год). Сады при монастырях и княжеских дворах во Владимире, Суздале, Муроме. Вишневый сад в Боголюбове.

Измайлово, - его сады: Просяной, Виноградный, Круглый Аптекарский сад, Потешные палаты c Итальянским садом - их планировка и художественно-композиционное оформление. Связь измайловских садов с укладом жизни их владельцев. Измайлово - как важный этап в развитии русского садово-паркового искусства, как завершение допетровского периода.

 

Тема 13. Садово-парковое искусство «русского барокко» и классицизма.

лекционное занятие (1 час):

Виды садов и парков XVIII века: 1) царские усадьбы: а) парадные резиденции: Летний сад, Стрельна, Петергоф; б) частные усадьбы царской семьи - Екатерингоф, Дубки, Итальянский сад; в) путевые дворцы в Воронеже, Петрозаводске, Кронштадте; 2)дворянские усадьбы - по Петергофской дороге, Каменный остров, Кусково, Архангельское; 3) общественные сады при церквах и монастырях, скверы; 4) рощи или участки расчищенного леса с регулярной системой аллей; 5) зверинцы.

Сад Меншикова на Васильевском острове, его планировка и художественно-декоративное оформление.

 

практическое занятие (1 час):

Летний сад - первый регулярный садово-парковый ансамбль Петербурга. Военно-мемориальный и просветительский характер Летнего сада. Сад-музей. Сад-школа. Место общения, церемоний и развлечений.

 

Тема 14. Дворцово-парковые ансамбли Петербурга и Москвы

лекционное занятие (2 часа):

Приморские “парадизы” Петра I.

Стрельна - парадная резиденция петровского времени. Проекты Растрелли, Леблона, Чиприани и Микетти. Композиционно-художественное оформление и планировка стрельнинского ансамбля.

Петергоф - памятник русского барочного искусства. И.Браунштейн - ведущий архитектор Петергофа. Планы Леблона. Расширение Большого канала и Монплезирская аллея. Третий этап строительства петергофской резиденции. Н.Микетти, его проекты фонтанов и каскадов, павильонов, завершение сооружения и декора Большого каскада. Верхний сад и Нижний парк, комплекс “Монплезир”, Марлинский ансамбль, павильон Эрмитаж, фонтаны “Пирамида” и “Сноп”. Скульптурное и цветочное оформление.

Б.Ф.Растрелли и его роль в развитии Петергофского ансамбля.

Ландшафтное искусство Москвы XVIII в. Примеры. Особенности. Останкино, Архангельское, Кусково - усадьба Б.Шереметева, шедевр русского садового искусства середины XVIII века. Кусково - летний загородный “увеселительный дом”. Планировка парка, архитектурное и скульптурное убранство.

Останкино и Архангельское - регулярные сады московских усадеб первой половины и середины XVIII века. Увеселительный регулярный сад - “Нескучный загородный дом” в имении князя Н.Ю.Трубецкого.

Середина XVIII века - новый этап развития приусадебных ботанических садов. Ботанический сад П.А.Демидова (1756 год).

 

 практическое занятие (2 часа):

 

Ораниенбаум - загородная усадьба А.Меншикова. Ансамбль Большого дворца - отражение архитектуры барокко начала XVIII века.

Нижний сад Ораниенбаума - один из первых регулярных садов России, его художественно-композиционное построение (арх. М.Фонтана, И.-Г.Шедель и садовник Х.Грац). Роль Морского канала и ковша в композиционном строе ансамбля Большого дворца. Оранжерея и Картинный дом.

Основание и развитие Царскосельского парка. Регулярный увеселительный сад с террасами (Я.Роозен). Архитекторы М.Земцов, А.Квасов и С.Чевакинский. Б.Растрелли - новая трактовка объемно-пространственного решения и барочного декора фасадов.

Традиция установления обелисков и монументов в честь военных побед. Реконструкция и расширение паркового комплекса. Старый и Новый сад. Зверинец. Царскосельский Эрмитаж - шедевр русской садово-парковой архитектуры XVIII века. Грот и его композиционная роль. Планировочная структура Старого Сада.

50-60-е годы XVIII века - доминанта крупных парковых павильонов. Реконструкция Нового сада. Развитие водной системы. Царское Село - музей скульптуры.

Сады и парки российской провинции второй четверти XVIII века. Летняя резиденция Бирона в Рундале (1735-1740 годы). Регулярный дворцово-парковый комплекс Елизаветы Петровны в Киеве (1740-1750 годы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: