лекционное занятие (1 час):
Сельские картины в Гатчине. “Орловский” период - формирование пейзажных картин. Вода и живописные древесные группы - основа выразительности парка.
Отличительные особенности русских пейзажных парков на примере парков Павловска и Гатчины.
Культ естественности. Сентиментализм. Изобразительные средства пейзажного парка. Водная система пейзажного парка. Театрализация пейзажей - неотъемлемая черта русского усадебного парка конца XVIII века. Архитектурно-пейзажные сцены Павловска (композиция Амфитеатр). Формирование игровой культуры русской усадьбы. Парковый быт. Парк-театр, его типы: дворец-театр (Останкино), павильон для спектаклей (Архангельское, Царицино); зеленый театр под открытым небом (Кусково); фон театра - “дикая” природа (Царицино).
Екатерининский классицизм. Царскосельский парк - от регулярного принципа к пейзажному (60-90-е годы XVIII века). Новые парковые сооружения: Палладиев мост, комплекс Адмиралтейства, башня Руина, Чесменская колонна (1770 год).
|
|
Обновление Старого Екатерининского сада. Создание нового архитектурно-ландшафтного комплекса в китайской стиле: Большой каприз, Китайская деревня, Скрипучая беседка, Китайский театр, китайские мосты (1782-1798 годы, арх. А.Ринальди, Ч.Камерон, Нееловы). Ч.Камерон и греко-римские “рапсодии” в Царском Селе. Д.Кваренги и строительство Александровского дворца (1792-1796 годы). Формирование пейзажных садов.
Павловск, планировка и художественно-архитектурные декорации.
Пейзажи Подмосковных усадеб конца XVIII века, их характерные черты. Архангельское. Ориентация на итальянскую традицию. Пейзажные парки в Кусково и Останкино. Готика в русских парках. Царицынский ансамбль (арх. В.Баженов)
практическое занятие (1 час):
Принципы садово-паркового искусства в творчестве Н.Львова (1751-1803). Проект усадьбы А.Безбородко. Александрова дача (близ Павловска). Постройки в Гатчине - Березовый домик, Приоратский дворец. Сочетание стилей в Знаменском.
Сады А.Болотова (1738-1833). Эксперимент в Богородицке. Идея самобытности и “натуральности”.
Дворянские усадьбы в русской провинции. Предпосылки их возникновения. Основные элементы усадьбы, принципы ее планировки. Валуево (Подмосковье), Михайловское (Псковщина).
Тема 16. Садово-парковое искусство XIX-н.XX вв.
лекционное занятие (1 час):
Основные тенденции садово-паркового искусства второй половины XIX – н. ХХ веков: 1) изменение традиционных видов и жанров садово-паркового искусства; 2) появление новых типов общественных садов и парков; 3) изменение приемов функционально-планировочной организации и средств художественной выразительности.
|
|
Урбанизация и зеленое строительство. Общественные сады и парки нач. XIX в. - места отдыха широких слоев населения. Первые общественные сады Англии - частновладельческие сады и королевские парки. Основные типы садово-парковых объектов в XIX – начала XX вв.: 1) озелененные бульвары; 2) скверы; 3) ботанические участки и дендрарии; 4) выставочные парки; 5) общественные сады и парки; 6) лесопарки; 7) национальные парки. Гайд-парк, Виктория-парк.
Парки как многофункциональные объекты, включающие спортивные комплексы, теннисные корты, футбольные поля и др., обширные луговые пространства для свободных игр и спокойного отдыха на траве, рестораны, кафе, лодочные станции. «Луг для лежания». Городские и общественные сады в России.
практическое занятие (1 час):
Влияние романтизма на тип “меланхолического” парка XIX века. Элегии пейзажных парков. Мемориальные сооружения, рощи, деревья (Павловск, Монрепо).
Усадьба конца XIX - начала ХХ веков как художественный центр, выставка, мастерская под открытым небом. Поиск синтеза искусств.
Абрамцево - центр искусства, преемственность культурных традиций поместья. Абрамцевский кружок и его творческие искания. Парк Абрамцево.
Талашкино - парк-мастерская, центр прикладного творчества.
Усадьбы-музеи: Кучук Кой и “сад скульптур”. Литературные усадьбы: Мураново, Спасское-Лутовиново, Пенаты, Ясная Поляна, Коктебель, Остафьево и другие.
Образовательные технологии, применяемые для реализации дисциплины
В процессе реализации программы применяются следующие образовательные технологии: интерактивная лекция, проблемное обучение, командная работа, групповая дискуссия, ученый диспут.
Соотношение разделов, тем дисциплины и применяемых технологий обучения:
Наименование темы | Применяемые образовательные технологии | ||||
Интерактивная лекция | Проблемное обучение | Командная работа | Групповая дискуссия | Ученый диспут | |
Тема 1. Садово-парковое искусство Египта и Междуречья | * | * | |||
Тема 2. Садово-парковое искусство Древней Персии и Индии | * | * | |||
Тема 3. Садово-парковое искусство Китая | * | * | * | ||
Тема 4. Садово-парковое искусство Японии | * | * | |||
Тема 5. Особенности садово-паркового искусства Античной Греции | * | * | |||
Тема 6. Характерные черты и приемы садово-паркового искусства Древнего Рима | * | * | |||
Тема 7. Особенности садово-паркового искусства эпохи Средневековья. Характерные черты испанско-мавританских садов | * | * | |||
Тема 8. Ландшафтное искусство эпохи Возрождения | * | * | * | * | |
Тема 9. Регулярный стиль в европейском садово-парковом искусстве. Сады и парки Франции | * | * | |||
Тема 10. Английский пейзажный парк | * | * | |||
Тема 11. Влияние Романтизма на садово-парковое искусство Европы и России | * | * | * | ||
Тема 12. Садово-парковое искусство Древней и Московской Руси | * | ||||
Тема 13. Садово-парковое искусство «русского барокко» | * | * | * | ||
Тема 14. Дворцово-парковые ансамбли Петербурга и Москвы | * | * | |||
Тема 15. Пейзажный стиль в отечественном садово-парковом искусстве. Русский усадебный парк | * | * | * | ||
Тема 16. Садово-парковое искусство XIX-н.XX вв. | * | * | * | * |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ