Тема 1. Садово-парковое искусство Египта и Междуречья

лекционное занятие (1 час):

Характеристика регулярного стилевого направления: геометричность, симметрия, четкая форма партеров и цветников; террасированный рельеф с архитектурной обработкой; рядовая посадка деревьев и кустарников; формовка крон; правильная конфигурация водоемов.

Особенности садово-паркового искусства Древнего Египта. Природные условия, растительность. Типы садово-парковых объектов Древнего Египта: священные рощи при храмовых комплексах и могильные садики; озеленение улиц; сады при загородных дворцах фараонов; сады при жилых домах знати. Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения, замкнутая композиция, строгий ритм, применение рядовых посадок; употребление интродуцентов.

Сады и парки Месопотамии, их основные типы. Охотничьи и увеселительные парки правителей. «Висячие сады» - причины развития.

практическое занятие (1 час):

«Аллея Сфинксов» (XV век до н. э.), загородная резиденции фараонов в Мару – Атон.

Дорога процессий в Вавилоне. Устройство «Висячих садов» Семирамиды.

 

Тема 2. Садово-парковое искусство Древней Персии и Индии

лекционное занятие (1 час):

Особенности садово-паркового искусства Древней Персии и Индии. Климат, растительность. Парки-«парадизы»; «Гюлистан» – «Сад роз».

Регулярная композиция и философия сада Чор-Баг. Модульный принцип композиции. Роль каналов и фонтанов. Фруктовые деревья и цветочные культуры. Единство дома и сада. Феномен «увеселительного сада».

практическое занятие (1 час):

Аллея Чор-Баг. Парковый комплекс мавзолея Тадж-Махал – планировка, основные композиционные приёмы. Устройство плавучих садов Кашмира.

 

Раздел 2. ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Тема 3. Садово-парковое искусство Китая

лекционное занятие (1 час):

Пейзажное стилевое направление (ландшафтный парк), подчеркивает и отражает всю красоту естественной природы. Свободной сеткой плана, естественным рельефом, извилистыми дорожками. Изрезанные контуры водоемов, полян, лужаек, свободно растущие деревья и кустарники с живописными формами крон.

Парки Китая. Северное и южное направления в искусстве садов на примере парков Ихеюань и садов Сад Лю Юань в Сучжоу. Философия китайского сада. Принципы инь и ян в композиции китайского сада. Типы китайских садов: сады и парки при императорских дворцах; сады и парки при императорских гробницах; сады при храмах; частные сады естественных пейзажей; «сады ученых». Создание садов путем эстетической доработки живописных уголков живой природы. Ограды и проемы – «проникающие окна», ворота.Устрашающий смеющийся и идиллический пейзаж.

практическое занятие (1 час):

Большой дворцовый парк Пекина и парк Летнего дворца – Ихэюань.

Парк Цзиншань «Взгляд с горы», Бишушаньчжуан«Горная вилла - убежище от зноя».

Чжочжэньюань. Сад скромного чиновника.

Восприятие парка и его композиция: лодочная прогулка, длительные путешествия вдоль тропинок парка, любование одним из восхитительных пейзажей с определенной видовой точки вблизи дома или из него. Правила стали основой ландшафтных парков.

 

Тема 4. Садово-парковое искусство Японии

лекционное занятие (1 час):

Рельеф как основной элемент композиции. Вечно зеленая флора в саду как источник блаженства и покоя. Символическое значение растений.

Эпоха Нара и Хейан – VII – XII вв. влияние китайской культуры. Эпоха Камакура – XIII – XIV вв. идея понимания «Природы как воплощения Истины и Абсолюта». В атмосферу сада включена монастырская жизнь. Эпоха Муромати – XIV – XVI вв. Сады без водоемов – «сухие» сады, реальную воду символически заменяет песок и гравий. Абстрактность. Отсутствие цветочного декора. Мхи в каменистых садах. Типы японских садов: сад с холмами и водоемами; плоский сад с водоемами и островами; плоский сад без водоемов.

практическое занятие (1 час):

 «Предание о садах» Соами. Стиль трав, с круглыми холмами и плоскими камнями, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема; скалисто-морской стиль высокого водопада, деревьев разбитых грозой, и морских камней на берегу. «Сад камней» при монастырском храме Рѐандзи в Киото. Дворцовый парк Кацура.

 

Раздел 3. ОСОБЕННОСТИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА АНТИЧНОСТИ

Тема 5. Особенности садово-паркового искусства Античной Греции

лекционное занятие (1 час):

Основные периоды в развитии садово-паркового искусства Античной Греции. Климат и растительность материковой и островной Греции. Приём террасирования в планировке. Использование интродуцентов в озеленении. Типы садов и парков Древней Греции. Священные рощи (нимфеи и герооны); гимнасии; озелененные территории общественного назначения; философские сады. Частные сады эпохи эллинизма. Роль скульптуры и архитектуры в садово-парковом искусстве Древней Греции.

 

практическое занятие (1 час):

Композиционное решение ансамбля Акрополя и Афинской Агоры. Принцип динамического равновесия. Герооны как прототипы современных спортивных парков. Сады Академа и Ликея. Атриумно-перистильный тип дома.

 

Тема 6. Характерные черты и приемы садово-паркового искусства Древнего Рима

лекционное занятие (1 час):

Природные условия Древнего Рима. Строительство и озеленение городских ансамблей, общественных форумов, терм, императорских дворцов, патрицианских вилл. Новые планировочные элементы в садово-парковом искусстве: сад-ксист и ипподром. Нимфеи. Общественные сады и сады при виллах. Римский квинкус. Культивирование цветочных культур. Развитие топиарного искусства. Синтез искусств в ландшафтной архитектуре.

практическое занятие (1 час):

Три типа римских вилл и их особенности: рустика, урбана и фруктуария.

Сады Лукулла. Значение роз в Древнем Риме. Сравнение планировочного решения сада Чор-баг и сада-ксиста.

 

Раздел 4. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: