МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для студентов нефилологических направлений подготовки
образовательного уровня бакалавр
дневной и заочной форм обучения
Макеевка, 2018 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для студентов нефилологических направлений подготовки
образовательного уровня бакалавр
дневной и заочной форм обучения
Макеевка, 2018 г.
Винникова-Закутняя Т.С. Методические рекомендации для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических направлений подготовки дневной и заочной форм обучения / Т. С. Винникова-Закутняя. – Макеевка: ДОНАГРА, 2018. – 103 с.
Рецензенты:
Бражник Л.М. - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего языкознания и славянских языков ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»;
Геева Т.Ю. - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии ГОУ ВПО «ДонАгрА»
Методические рекомендации составлены с целью организации проведения практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Содержат теоретические вопросы для обсуждения, практические задания, кейсы, а также методики проведения занятий по дисциплине с помощью интерактивных методов обучения. Предложенные задания закрепляют полученные студентами теоретические знания. Предназначены для студентов всех профилей и форм обучения нефилологических направлений подготовки.
Рассмотрено на заседании предметно-
методической комиссии кафедры филологии
Протокол № 1 от “01” сентября 2018 года
Утверждено на заседании кафедры филологии Протокол № 1 от “01” сентября 2018 года
Рекомендовано к использованию в учебном процессе Решением Учебно-методического совета ГОУ ВПО «ДонАгрА»
Протокол № 1
от “21” сентября 2018 года
© ДОНАГРА, 2018
Содержание
1. Введение
2. Формы и виды самостоятельной работы студентов по данной дисциплине
3. Темы занятий с перечнем конкретных вопросов, заданий, ситуаций, кейсов и т.д., которые планируется рассмотреть на занятии
4. Список основной и дополнительной литературы, периодических изданий, Интернет-ресурсов, необходимых для работы студента при подготовке к каждому семинарскому занятию
Введение
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального блока дисциплин нефилологических направлений подготовки: 35.03.04 – Агрономия; 35.03.03 – Агрохимия и агропочвоведение; 36.05.01 – Ветеринария; 36.03.02 – Зоотехния; 35.03.05 - Садоводство; 40.03.01 – Юриспруденция.
Курс предназначается для студентов второго года обучения и рассчитан на два учебных семестра. Он продолжает работу по формированию грамотной речи, и направлен на совершенствование коммуникативной компетентности студента и будущего специалиста.
Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при курсовом и дипломном проектировании, а также при проведении любого научного исследования.
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Цели освоения дисциплины: развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и дальнейшей социальной адаптации в процессе обучения в вузе и профессиональной деятельности; формирование базы языковых знаний, умений и навыков; повышение уровня культурно-речевой и письменной грамотности.
Задачи изучения дисциплины:
• закрепление и углубление знаний студентов по различным разделам языкознания;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов;
• расширение знаний по культуре речи;
• закрепление и расширение знаний студентов о принципах общения;
• развитие речи и мышления студентов на межпредметной основе;
• совершенствование коммуникативных навыков.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты нефилологических направлений подготовки должны обладать следующими компетенциями:
Для студентов направления подготовки
Экономика предприятий и организаций»
(профиль: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Финансы и кредит»)
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОПК-3 | готовность постигать проблемы общенаучного и профессионально-ориентированного характера на основе систематического проработки литературы по специальности |
Для студентов направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию |
Для студентов направления подготовки 35.03.04 «Агрономия»
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-1 | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
Для студентов направления подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОПК-1 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Для студентов направления подготовки 36.05.01 «Ветеринария»
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-6 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОПК -2 | готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ПК-23 | в образовательно-воспитательной деятельности: - способность и готовность осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности |
ПК-24 | способность и готовность проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей |
ПК-26 | в научно-исследовательской деятельности: - способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований, умением применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии |
Для студентов направления подготовки 36.03.02 «Зоотехния»
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ПК-18 | способность вести утвержденную учетно-отчетную документацию структурного подразделения предприятий отрасли |
Для студентов направления подготовки 35.03.05 «Садоводство» (профиль: «Декоративное садоводство и флористика»; «Плодоовощеводство и тепличное хозяйство»)
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-1 | способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
ОК-5 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-6 | способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |