Тема 1.5. Устный и письменный регистры литературного языка

Вопросы для рассмотрения:

1. Устная и письменная формы литературного языка.

2. Языковые средства устной и письменной речи.

3. Общие свойства устной речи.

4. Особенности устной речи, выявленные лингвистами.

5. Связь устной и письменной форм литературного языка с различными сублексиконами (частными словарями).

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Почему устная речь является первичной по отношению к письменной?

2. Расскажите о различиях языковых средств письменной и устной речи.

3. Прокомментируйте яркие особенности устной речи, выявленные  лингвистами.

4. Что представляет собой сублексикон?

5. Раскройте связь между устной и письменной формами литературного языка и  различными сублексиконами (частными словарями).

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.

2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.

4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,

Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка

им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

Практические задания

Задание 1. Приведите примеры ярких особенности устной речи, выявленные лингвистами (на основе изученного теоретического материала):

а) частые инверсии (обратный порядок слов) и разрывы синтаксических высказываний:____________________________________________________;

б) соединение нескольких конструкций:____________________________;

в) перебивы речи:______________________________________________;

г) нарушение структурных связей, которое позволяет говорящему в любой момент речи начинать построение фразы сначала, не доводя предыдущую до завершения:________________________________________________________;

д) вынесение имени в начальную позицию:___________________________;

е) употребление неопределенной формы глагола для обозначения цели:____________________________________________________________;

ж) особые обозначения предметов, лиц и т.д.: ______________________;

з) замена существительного словом «который»:______________________;

и) повторение предлогов:________________________________________.

Задание 2. Объясните, как отразились общие закономерности устной речи в приведенных ниже отрывках магнитофонных записей неподготовленного спонтанного общения.

­ Текст 1 (беседа ненаправленной стратегии)

А.: А в тот раз у меня вот ещё из впечатлений было что / вот когда я первый раз когда я с медведем вс... во-первых я в этот раз / вот в прошлые разы было так / ну оди-ин раз / ночевали мы / в лесу / а в этот раз мы в лесу ночевали / в общей сложности / четыре раза / но- чевали //

Б.: Страшно // да и холодно //

А.: Вот // причем дважды я один ночевал //

В.: О-о //

А.: Дважды я один / и Сережка один / два раза ночевал //

В.: Да ты чего / а как так / это ж страшно //

А.: Ну от один раз когда с мишкой встретился с этим / я один раз ночевал / ну я с вечера /

 В.: И сразу остался ночевать? //

А.: Ну я с вечера пришел на ток на подслух / подслушал значит / слышу вроде бы там сел / вроде бы там сел / но а сидишь уже сразу / в ушах-то звенит / во-от / и потом ещё главное сел / вроде подслух / всё / сижу / и вдруг ну вот буквально вот знаешь вот такое вот ощущение / вот ну / кто-то есть что-то /

Б.: Угу //

А.: То [е]сть мелькнула какая-то тень / накрыла / и у меня над головой в трех метрах пролетает филин /

Б.: Ой! //

А.: И метрах в сорока садится // вот / он сел / а филин на току / это вообще такая зараза / ну он // подкрадывается /

В.: Филин? //

А.: К этим самым / глухарям /

В.: А-а / он тоже туда же? //

А.: Коне-е-ечно туда же //

Б.: Чё / на них охотится тоже? //

А.: Коне-ечно / так филин / филин это зверюга / извини меня вот такой вот высоты // вот такой вот высоты //

Г.: И наглый //

А.: Он / сел / ти-и-ихо-тихо подлетел / только чуть-чуть / башкой вертел / я думаю ну щас я тя хлопну / мил друг // мне помощники мне не нужны / вот // но понимаешь / уже подлетели они / думаю вот я его щас хлопну / а они [глухари] возьмут / и улетят / вот / ну я его и поми...

Б.: Он серый?//

А.:...помиловал в итоге // он почти чёрный // тёмно-серый // тёмно-серый // вот //

В.: Жёлтые глаза? //

А.: Ну я его не видел / он спиной ко мне сидел //

В.: Ужас какой // а он тебя видел? //

А.: Да нет / откуда / я уж так подумал / когда он у меня над головой пролетел / думаю так / мимоходом пошевельнулся бы / он бы д-долбанул сверху / не разобравшись //

В.: Послушай / это он да?/ это он может чего-нибудь?/

А.: Ну / он мог спикировать конечно кнш // нет / ну он бы сообразил конечно кнш // ну ч-чёрт его знает / всё равно неприятно // ну во-от / и-и значит...

Текст 2 (рассказ-воспоминание, монологическая речь, ожидаемая всеми участниками коммуникативного акта)

А.: Вале было тринадцать лет // мы не верили / что Москву сдадут / и мама / и отец не верили // отец тогда / по здоровью / не на фронте был / в милиции служил // по радио ничего не говорили / несколько дней / да //

Б.: Молчало радио? //

А.: Нет / не молчало / классическая музыка была //

Б.: Несколько дней / классическая музыка / и всё? //

А.: Да / очень напряженная обстановка была // говорили / правительство уехало в Куйбышев / на заводах архивы жгли / да // мы жили тогда на Стромынке / я перед войной в медицинском училась / в эвакуацию с институтом с Среднюю Азию не поехала / мама часто болела / она и всю войну болела тяжело // работать не могла / у нее была иждивенческая карточка // Валька маленькая / да // но она работала / на заводе / все подростки работали // а я итээровскую получала [карточку] // так вот в эти дни вся Стромынка / Преображенка и дальше на Владимирку / всё было заполнено народом // кто ехал на лошадях на велосипедах / тачки везли / пешком шли / узлы тащили / с детьми / старики / многим и идти-то было некуда // боялись немцев / не верили / просто бежали // а мы верили //

Б.: Сталину верили? //

А.: Что в Москву немцев не пустят / верили // а Сталину мой отец / и мать тоже // не верили // у сестры папиной / тёти Веры / перед войной / в ежовщину / мужа / пришли ночью / и забрали // четверо детей / так и не узнали ничего / пропал // а добрый был / кристально честный! / простой / правда / может / сболтнул чего не надо // доносили все // много хороших людей пропало // так отец до пятьдесят третьего года всё утром включал радио и говорил / может сегодня скажут / что он [Сталин] умер // а в те дни никто не работал / зарплату за несколько дней выдали // что мы пережили / не передать //

В.: А когда бомбили / вы в бомбоубежище ходили? //

А.: Когда ходили / когда нет // в метро «Сокольники» ходили // мама болела / никуда не ходили // пятый этаж / не успеешь // хотя объявляли заранее // работали посменно / придёшь / сил нет / какое бомбоубежище / падали прямо // в квартирах не топили / газ от холода не шел // а в победу верили! / да // работали напряженно // Валька / тринадцать лет / подростки снаряды таскали / на заводе работали // люди от усталости у станков / от голода / падали / да // а сверху / от партийных органов городских значит / присылали указания / что-то вроде / обеспечить участие в кроссе / выделить столько-то человек / кросс / посвященный годовщине Советской Армии / чтоб галочку поставить значит // я не посылала людей // безобразие такое // а после бомбежки всё / мгновенно / убирали // утром люди идут на работу / всё заровняли / убрали // перед нашим домом до войны дом стоял / напротив / в окно видно / в одном дворе с детьми из этого дома играли // на моих глазах в него бомба попала / у меня ноги отнялись // несколько дней//

­ Текст 3 (ситуативный диалог)

А.: Слушай / Люб ты как делаешь / вот это протёртое / через что //

Б.: Я протёртое не варю / смородину / да // я не делаю // но когда-то / я делала / через мясорубку // ну мне не очень нравится через мясорубку / оно как-то железом немножко... //

А.: Ну вот и говорят вроде что через мясорубку там витамины теряются //

Б.: Да //

А.: А как же / чем же / толкушкой что ли //

Б.: Окисление какое-то // толкушкой // вот мама как-то делала / но она всё-таки портится хуж... больше / она всё-таки остаются такие большие вот куски / то есть кожура / она...

А.: Меньше хранится / да? //

Б.: Меньше // на неё надо больше наверно сахара что ли я не знаю //

Семинарское занятие

Тема 1.6. Основы русской орфографии.                                         

Вопросы для рассмотрения:

1. Орфография и ее связь с графикой, словообразованием, морфологией.

2. Морфологический принцип русской орфографии.

3. Дифференцированное написание слов.

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1.Что обозначает термин орфография?

2. Назовите ведущий принцип русской орфографии.

3. Раскройте основы морфологического принципа русской орфографии.

4. Что Вам известно об отступлениях от морфологического принципа?

5. На фонетическом принципе основано правописание приставок, оканчивающихся на з. Расскажите об этом подробнее.

6. Что является основой традиционного принципа?

7. Что представляет собой дифференцированное написание слов? Приведите примеры.

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.

2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.

4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,

Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка

им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

 

Практические задания

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

1. Красноречие, по словам М. В. Ломоносова,  есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем прекл...нять других к своемумнению». 2. Усядьтесь в кресло как можно глубже, голову скл...ните слегка вперед. 3. Небо, полное грозою, все в з...рницах трепетало... (Ф. Тютчев). 4. И сквозь беглые з...рницы чьи-то гроз­ные зеницы заг...ралися порою... (Ф. Тютчев). 5. В горнем выспрен­нем пределе звезды чистые г...рели (Ф. Тютчев). 6. Скл...ни, певец, скл...ни главу свою... (Ф. Тютчев). 7. В порт, г...рящий, как рас­плавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 8. Значит— это необходимо,  чтобы каждый вечер над крышами заг...ралась хоть одна звезда?! (В. Маяковский). 9. Вечерняя з...ря разг...ралась.

 

Задание 2.

1. Вставьте пропу щ енные буквы, подберите, где можно, про­верочные слова.

Ч...рный, ч...рствый, реш...тка, ж...сткий, ч...лн, ч...лка, трущ...ба, сильный ож...г, пош...л, ж...кей, изж...га, ч...порный, ж...нглировал,  маж...рный, тяж...лый, саж...нки, чеч...тка, пш...нник, ж...лчь, заж...г, подж...г дома, веч...рка, прож...вывать, ч...рт, дж...нка, ш...винист, ш...ссе, креп-ж...ржет, ш...ркать, ж...лудь, ч...каться, щ...голь, щ...лка.

2. Вставьте пропущенные буквы.

1....Точно и она была поражена силой смельчака Данко, который  сж...г для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе

(М. Горький). 2. Но вот послышался ш...рох  сл учайный — вершинами белка идет (Н. Некрасов). 3. Море выл, швыряло большие, тяж...лые волны на прибрежный песок... (М. Горький). 4. Он внушительно и ж...стко сказал Гавриле... (М. Горький). 5. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой ж...лтых пятен (М. Горький). 6. Море было покойно, ч...рно и густо, как масло (М. Горький). 7. Так пч...л из лакомного улья на ниву шумный рой летит

(А. Пушкин).

Задание 3.  Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные.

Праз...ник, ужас...ный, мес...ный, окрес...ный,  прелес...ный, грус...ный, ярос...ный, тягос...ный, аген...ство, глас...ность, чес...ство­вать, намес...ник, целос...ный, безвозмез...ный, ненас...ный, гнус...ный, взять под уз...цы, жес...че, комендан...ский, напрас...но, учас...тво­вать, гиган...ский, сектан...ство, спекулян...ство, пос...ный, неснос...ный, президен...ский, разномас...ный, пакос...ник, дилетан...ский, бескос...ный, декаден...ский, хлес...нуть, пристрас...но, захолус...ный, лес...ный (отзыв), доблес...ный, прес...ное, голлан...ский, влас...ный, сер...це, благос...ный,  бесчу...ственный, бесхитрос...ный.

Задание 4.  Вставьте букву Ы или И после приставок на месте И в корне.

Небез...нтересный, под...тожить, без...нициативный, дез...нформа­ция, дез...нтеграция,  с...мпровизировать, контр...гра, от...менные,  пост...мпрессионизм, пост...нфарктный, пред...нфаркт­ный, за...нтересовать, роз...грыш, под...грать, об...ск, с...ронизировать, сверх...нициативный, по...сковый,  от...скать, от...гравшись, без...скус­ный, за...нтриговать,без...сходный, под...грать, небез...звестный, сверх...нтуиция, пред...юльский, из...скать, с...митировать, пост...нду­стриальный, без...дейный, сверх...зысканно, меж...гровой, меж...нсти­тутский,  суб...нспектор, дез...нфекция.

Задание 5. Вставьте вместо точек Н или НН.

Торжестве...ый,  урага...ый, семе...ой фонд, льня...а яткань, степе...ый мужчина, журавли...ый,  мысле...ый разговор, бесприда...ица, пудре...ица, прида...ое, свяще...ик, ставле...ик, кухо...ый стол, име...ой, операцио...ый, бритве...ый прибор, пчели...ый, были...ый, равни...ый, змеи...ый, осли...ый, стари...ый, карти...ый, голуби...ый, платя...ой, жестя...ой, овся...ый, ками...ый, жема...ость, влюбле...ость,  рья...ый, багря...ый, родстве...ица, кон...ица, торфя...ик, хозяйстве...ик, совреме...ость, нефтя...ик, конопля...ик, племе...ой, назва...ый номер, незва...ый гость, незва...ый в гости, зва...ый на обед, зва...ый обед, смышле...ое дитя, небеле...ый потолок, коше...ый луг, скоше...ый луг.

 

Задание 6. Найдите в ряду слов, данных в скобках, проверочные для слов с пропущенной гласной. Составьте с ними словосочетания, назовите возможные варианты.

Ув..дать (видение, видеть, вянуть, ведомый, ведение).

Скр..пить (крепкий, скрип, крепить, скрепление).

Разв..вать (вить, извилистый, развитие, веять, веяние).

С..деть (седина, седой, сиделка).

Прим..рить (мерка, меркнуть, мирный).

Благосл..вение (славить, слово, славно).

 

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах с чередующимися гласными.

1. Мы вым..кли под дождём. 2. Резиновые сапоги не пром..кают. 3. Вым..кшую рожь пересеяли. 4. Попл..вок неподвижно лежал на поверхности воды. 5. Хороших результатов в соревновании добились молодые пл..вцы. 6. Всадник пор..внялся с повозкой. 7. Ср..внение было не в мою пользу. 8. Мы с товарищем р..весники. 9. Кривые строчкинадо было выр..внять. 10. Р..стёт и крепнет движение за мир. 11. Нужно было определить прир..щение скорости. 12. Проб..раться через зар..сли. 13. Старик шёл, оп..раясь на палку. 14. Все зам..рли от неожиданности. 15. Бл..стит на солнце паутина. 16. Заж..гаются звезды на небе.

 

Задание 8. Проверьте свои знания в написании заимствованных слов с непроверяемыми безударными гласными. Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Аб..тур..ент, ант..г..низм, б..бл..ография, б..рдовый, в..г..тарианство, в..т..еватый, г..л..генный, г..рм..ничный, д..в..львация, д..в..дент, инг..лятор, интр..верт, как..фония, к..нифоль, л..гитимный, люм..н..сценция, м..нзурка, м..т..вировать, нав..ждение, нег..циант, орд..натура, ос..зание, пат..логия, пр..р..готива, р..сп..ратор, руб..роид, ск..п..дар, сув..р..нитет, т..заурус, т..лерантный, ф..культатив, ф..з..ология, х..ризма, х..лест..рин, ц..ркуляр, ц..стерна, ч..харда, чеч..вица, ш..винизм, эл..ватор, эт..мология.

 

Задание 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Кузнечики стрекоч..т, они держ..т, звуки слыш..тся, спрос..шь у декана, наде..шься на успех, быстро дыш..шь, покорм..шь щенка, бор..шься за справедливость, весело улыба..шься, они удерж..т, льды та..т, погон..шься за зайцем, услыш..шь в лесу, отправ..шься в гости, любу..шься закатом, рыбач..м на мосту, руб..шь дрова, прав..м текст, начерт..шь план, высуш..м на солнце, плат..м повторно, они этим теш..тся, вещи отыщ..тся, они ма..тся, туманы стел..тся, морщины стар..т, здесь не кур..т, собаки ла..т, птицы корм..тся насекомыми, барабан..м по столу, загора..м на солнце, оппоненты спор..т, измен..м направление, наполн..м ведро.

 

Задание 10. Определите спряжение глагола, от которого образовано причастие, затем вставьте гласную у / ю или а / я в суффикс действительного причастия настоящего времени.

Ре..щий над степью орел, бор..щийся народ, больно жал..щая оса, стро..щееся здание, ка..щийся грешник, кол..щиеся предметы, бор..щийся за справедливость, но..щая боль, мир..щиеся стороны, терп..щее бедствие судно, скоропорт..щиеся продукты, усмир..щий взгляд, малознач..щие данные, распределя..щий поток, прикаса..щийся к тайне, утвержда..щая теория, ве..щий ветер, самокле..щаяся плёнка, движ..щиеся тени, сжима..щая масса, расширя..щееся пространство, дрессиру..щие зверей, ускоря..щийся процесс, всевид..щее око, жал..щее насекомое, пламене..щий закат.

Задание 11. Определите спряжение глагола, от которого образовано причастие, затем вставьте гласную букву а или е в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени.

Замеш..нное тесто, замеш..нный в неприятную историю, обстрел..нный неприятелем, пристрел..нная утка, окле..нная обоями комната, потер..нная книга, замеч..нные ошибки, засе..нные поля, оконч..нная работа, высуш..нное белье, прослуш..нный доклад, выкач..нная вода, выкач..нная из амбара бочка, отмеч..нные недостатки, настро..нный прибор, навеш..нная дверь.

 

Задание 12. Определите, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами: наречием, кратким прилагательным или кратким причастием. Вставьте суффиксы -н- или -нн- в эти слова.

1. Спортсменка собра..а и организова..а. Ягода уже собра..а. 2. Отвечать  пута..о. Статья немного запута..а. 2. Забыть незаслуж..о. Награда заслуже..а упорным трудом. 3. Наблюдать сосредоточе..о. Все его силы были  сосредоточе..ы на выполнении задания. 4. Девочка избалова..а родителями. Она умна, но избалова..а. 5. Его критика обоснова..а. Северная столица России основа..а Петром I. 6. Он слушал нас рассея..о. Сено рассея..о по всему полю. 7. Море взволнова..о ветром. Его речь была не связна и взволнова..а. 8. Оратор говорил убежде..о. Большинство было убежде..о в его правоте.

 

Семинарское занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: