Вопросы для рассмотрения:
1. Особенности норм русского литературного языка.
2. Нормы языка как историческое явление.
3. Динамическая природы нормы и ее вариантность.
4. Степени нормативности(императивные и диспозитивные нормы).
5. Вариантность и речевые ошибки.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия языковая норма.
2. Какие нормы различают? Перечислите их.
3. Нормы языка являются историческим явлением. Расскажите об этом подробнее.
4. Что Вам известно о динамической природе нормы?
5. Охарактеризуйте императивные и диспозитивные нормы.
|
|
Литература
1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /
Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.
2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.
3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.
4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,
Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка
им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.
5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,
Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
Практические задания
Задание 1. Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому типу ошибок относится каждая из них.
1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я на небольшом переулке, ведущим к Дону. 7. Он сказал обидчивое слово. 8. Хозяин дома спал. 9. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия.
10. — Где мой туфель?
— Вот твоя туфля.
Задание 2. Перепишите слова и после каждого обозначьте, как вы произносите сочетание чн: как [чн] или [шн]. Если вам кажется, что вы произносите и [чн] и [шн], то напишите оба варианта.
|
|
Образец: конечно — [шн].
Будничный, булочная, закусочная, игрушечный, порядочно, порядочный, сливочный, яичница, яблочный, Ильинична, Никитична.
Задание 3. Пользуясь таблицей, определите, сколько слов из двенадцати сохраняют прежнее произношение [шн], сколько имеют равные варианты [шн] и [чн], у какого количества слов побеждает произношение [чн]. Сделайте вывод, в каком направлении изменяется данная норма.
Слово | Толковый словарь русского языка (1935-1940) | Орфоэпический словарь русского языка (1983) |
будничный | [шн] | [чн] и доп. [шн] |
булочная | [шн] | [шн] и доп. [чн] |
закусочная | [шн] | [чн] |
игрушечный | [шн] | [чн] |
нарочно | [шн] | [шн] |
порядочно | [шн] | [шн и чн] |
порядочный | [шн] | [шн и чн] |
сливочный | [шн] | доп. устар. [шн] |
яичница | [шн] | [шн] |
яблочный | [шн] | доп. [шн] |
Ильинична | [шн] | [шн] |
Никитична | [шн] | [шн] |
Проверьте, как вы выполнили предыдущее задание. Все ли слова вы произносите правильно? Запомните их произношение.
Задание 4. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
Забор, стол, сад, бок, берег, глаз, рукав, поезд, год, крейсер, трактор.
Как вы видите, не все так просто. Почему у одних слов в именительном падеже множественного числа окончание -ы, а у других -а? От чего это зависит? Какое из окончаний в каждом конкретном случае соответствует современной норме? Чтобы в этом разобраться, обратимся к истории языка.
В древнерусском языке помимо единственного и множественного было еще двойственное число. Его употребляли, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (больше двух); бок (один), бока (два), боны (больше двух). С XIII в. форма двойственного числа постепенно начинает разрушаться и со временем утрачивается. Но след остается. Подумайте, почему у слов бок, берег, глаз, рукав во множественном числе окончание -а? Догадались? Да, потому что эти слова обозначают парные предметы. У таких
слов прежде всего и сохранилось окончание двойственного числа, которое стало показателем множественного числа. Постепенно окончание -а распространилось и на другие слова, вытеснив у них окончание -ы.
Посмотрите, с каким окончанием вы написали слово поезд. Конечно, поезда. А вот Н.Г. Чернышевский в письме к отцу 8 февраля 1855 г. пишет: «Поезды на железной дороге останавливаются по причине больших выпавших снегов на четверо суток». В XIX в. Нормой было не поезда, а поезды.
Задание 5. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа. Что вы можете сказать об особенностях их окончаний?
Инженер, бухгалтер, лифтер, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.
Сравните окончания, которые вы написали, с приведенными в «Орфоэпическом словаре русского языка» (1983):
Инженер, мн. -ы! грубо неправ, мн. инженера
Бухгалтер, мн. -ы! неправ, мн. бухгалтера
Лифтер (форма мн. числа не указана)
Кондитер, мн. -ы
Доцент (форма мн. числа не указана)
Редактор, мн. редактора и редакторы
Конструктор, мн. -ы! не рек. мн. конструктора
Кондуктор, мн. кондуктора и кондукторы
Шофер, мн. -ы || в профессион. речи мн. шофера
Ректор, мн. -ы! не рек. мн. ректора
Лектор, мн. -ы! не рек. мн. лектора
Инспектор, мн. инспектора и инспекторы
Профессор, мн. профессора.
Обобщите ваши наблюдения и изложите их письменно.
Есть еще группа слов, которая имеет свои особенности при образовании множественного числа.
Задание 6. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа:
Лагерь, пропуск, орден, лист, учитель.
Догадались, от чего зависит окончание множественного числа у этих слов? Оказывается, иногда следует учитывать значение слова.
Проверьте: лагерь (спортивный, школьный) — лагеря, лагерь («общественно-политическая группировка») лагери, пропуск («документ») — пропуска, пропуск («что-нибудь пропущенное») — пропуски, орден («знак отличия») — ордена, орден («сообщество, тайная община») — ордены, лист (бумаги) — листы, лист (дерева) — листья, учитель («педагог») — учителя, учитель («глава, автор учения») — учители.
|
|
Варианты представлены на всех уровнях языка:
Уровень | Варианты |
Фонетический | Чтобы — чтоб, папоротник — папортник, уполномочивать — уполномачивать |
Словообразовательный | Осмысление — осмысливание, слесарничать — слесарить, геройски — по-геройски, читальня — читалка, волчица — волчиха |
Морфологический | Кофе остыл — кофе остыло, полотенец — полотенцев, в цехе — в цеху, поезжай — езжай — съезди, важнейший — самый важный — наиболее важный, в ста метрах — в сотне метрах — в стах метрах |
Синтаксический | Ждать поезда — ждать поезд, купить хлеба — купить хлеб, ехать на поезде — ехать в поезде — ехать поездом, рекомендовать тренером — рекомендовать как тренера — рекомендовать в качестве тренера |
Фразеологический | Язык прилип/присох к гортани, Язык не повернется/ не поворачивается сказать, языком трепать/ чесать/болтать /молоть, будто/ словно/точно корова языком слизнула |
Вариантов различных типов очень много в русском языке, что свидетельствует о его богатстве. Но это и создает трудности, так как, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо знать, какое место каждый из вариантов занимает, какова его характеристика, его стилистическая окраска. Сведения о вариантах содержатся в толковых словарях и в словарях, созданных в результате исследования употребления различных вариантов в письменной и устной речи. Так, Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская издали частотно-стилистический словарь вариантов «Грамматическая правильность русской речи» (М., 1976), в котором приводится 6 тысяч пар вариантных словоформ.
Семинарское занятие