Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Культура общения и культура речи. Входной контроль

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

3. Многозначность термина «культура речи». Литературный язык и понятие культуры речи.

4. Значение коммуникативной компетенции.

5. Языковой паспорт личности.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Как вы поняли значение терминов социализация, коммуникативная компетенция, языковой паспорт личности, коммуникативная неудача, культура общения, культура речи? Дайте определения этим понятиям.

2. Приведите примеры коммуникативных неудач, вызванных, с вашей точки зрения, нарушениями в области одного из аспектов культуры речи.

3. Приведите примеры таких ситуаций общения, когда неблагоприятный языковой паспорт личности может помешать эффективному общению.

4. Обобщив содержание изученного материала, дайте краткий ответ на вопрос о том, почему культуре общения необходимо специально обучаться.

5. Как вы считаете, является ли умение правильно общаться с другими людьми обязательным для каждого человека? Как это умение может помочь человеку в его профессиональной деятельности?

 

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 539 с.

2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.

4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,

Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка

им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

 

                                      Практические задания

Тесты для проведения входного контроля

ВАРИАНТ 1.

Акцентологические нормы

1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:

а) ходатАйствовать;

б) занЯли;

в) осУжденный;

г) принялсЯ.

2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:

а) назвалА;

б) созданЫ;

в) откупОрить;

г) оговОренный.

3. Найти слова, в которых ударным является первый слог:

а) тигровый;

б) сливовый;

в) снадобье;

г) хлопковый.

4. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:

а) тщета;

б) валовой;

в) средства;

г) шампуры.

5. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения:

а) принудить;

б) творог;

в) свекла;

г) полчаса.

Орфоэпические нормы

6. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

а) демарш;

б) пюре;

в) кофе;

г) темп.

7. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:

а) конечно;

б) девичник;

в) гречневый;

г) коричневый.

8. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:

а) почтальон;

б) мечта;

в) кое-что;

г) нечто.

9. Найти слова, произношение которых указано правильно:

а) взимать;

б) подчерк;

в) сумасшедший;

г) подщечина.

Лексические и фразеологические нормы

10. Найти архаизмы:

а) сей;

б) десница;

в) опричник;

г) тать.

11. Найти паронимы:

а) заходить (в магазин) – заходить (взад и вперед);

б) вражеский – вражий;

в) сердечный – жестокий;

г) романтический – романтичный.

12. Найти синонимы:

а) целостный;

б) целый;

в) единственный;

г) монолитный.

13. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:

а) уделяется внимание;

б) придается большое внимание;

в) поднять тост;

г) подсчитать убытки.

14. Установить соответствие между фразеологизмом и их синонимом:

а) альфа и омега;

б) соль земли;

в) во всю ивановскую;

г) не лыком шит.

1) наиболее активная творческая сила народа;

2) основа всего, самое главное, начало и конец;

3) не так прост;

4) очень громко.

15. Найти тавтологичные словосочетания:

а) горячий снег;

б) заразная инфекция;

в) проливной ливень;

г) крепкое хозяйство;

Грамматические нормы

16. Установить соответствия между именами существительными и их родом:

а) салями;

б) иваси;

в) санки;

г) мозоль.

1) мужской;

2) средний;

3) женский.

17. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:

а) помидоров – родительный падеж, множественное число;

б) (песни) Шарля Азнавура – мужской род, родительный падеж;

в) полотенцев – родительный падеж, множественное число;

г) крема – именительный падеж, множественное число.

18. Образовать форму творительного падежа имени числительного 549___.

19. Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:

а) хромее;

б) более глупее;

в) самый удивительный;

г) огроменный.

20. Найти сочетания, которые не соответствуют литературной норме.

а) вопреки соглашения;

б) вопреки условиям;

в) вопреки причины;

г) вопреки легенды.

21. Найти предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы

правильно.

А. Небольшая часть отдыхающих разъехалась.

Б. Студент или студентка должна прийти за справкой?

В. Несколько человек были убиты.

Г. Большинство было настроено решительно.

22. Найти предложения, в которых деепричастный оборот употреблен правильно.

А. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей.

Б. Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водоворот запахов.

В. Будучи студенткой, она продолжала работать на фабрике.

Г. Занимаясь в секции, у Ольги не оставалось времени на учебу.

Орфографические нормы

23. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

А(к/кк)лиматизация, благосл…влять, в…н…грет, га(л/лл)ерея, д…ф…ниция, к…рам…ка, эксп…р…мент, б…(л,лл)отироваться, …(к,кк)упация, (н…)(от)чего (н…)застрахован, (н…)(о)чем думать, (не)изведанные земли, вопрос (не)продуман до конца, торфя(н,нн)ик, нечая(н,нн)ый, оловя(н,нн)ый, указать (на)подобие явлений, навзнич…, желт…(красный), пойти (на)встречу друг другу, ни..ходящий, (и…)подтишка, сюртуч…к, деньж..нки.

Пунктуационные нормы

24. Расставить знаки препинания.

Говорили мистики что было время когда красавец не носил фрака а был опоясан широким кожаным поясом из-за которого торчали рукояти пистолетов и его волосы вороного крыла были повязаны алым шёлком и плыл в Караибском море под его командой бриг под чёрным гербовым флагом с адамовой головой.

Стилистические нормы

25. Определить стиль текста.

В одном из домов молдавского города Шолданешты все было готово к похоронам. Но усопшей так и не дождались. Живущие на Украине внуки покойной Грегори и Штефан – согласно последней воле бабушки – должны были упокоить старушку на ее родине в Молдавии. Завернув усопшую в ковер, мужчины прикрепили скорбный груз к багажнику машины и в таком виде повезли родственницу в соседнюю республику. По дороге в молдавском населенном пункте Спивково безутешные внуки зашли перекусить в столовую, а когда вышли на улицу, то обнаружили, что покойницу у них похитили.

а) научный;

б) официально-деловой;

в) газетно-публицистический;

г) художественный.

26. Определить тип связи между подчеркнутыми высказываниями текста задания № 25:

а) цепная;

б) параллельная;

в) смешанная.

27. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст задания № 25:

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение;

г) инструктирование.

ВАРИАНТ 2.

Акцентологические нормы

1. Отметить слова, в которых ударение поставлено правильно:

а) договОр;

б) соболезновАние;

в) иерАрхия;

г) стУпни.

2. Отметить слова, в которых ударение поставлено неправильно:

а) рЕвень;

б) сирОты;

в) пулОвер;

г) хлОпчатый.

3. Найти слова, в которых ударным является первый слог:

а) брала;

б) лгала;

в) развитые (страны);

г) свекла.

4. Найти слова, в которых ударение падает на последний слог:

а) клала;

б) духовник;

в) казаки;

г) премировать.

5. Найти слова, у которых есть нормативные варианты ударения:

а) петля;

б) иконопись;

в) нувориши;

г) всенощная.

Орфоэпические нормы

6. Найти слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

а) патент;

б) бутерброд;

в) академия;

г) тезис.

7. Найти слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН:

а) матричный;

б) пустячный;

в) заочный;

г) (Мария) Ильинична.

8. Найти слова, в которых сочетание ЧТ произносится как ШТ:

а) ничто;

б) предпочтение;

в) мачта;

г) что-то.

9. Найти слова, произношение которых указано правильно:

а) подытожить;

б) константация;

в) желантин;

г) семь.

Лексические и фразеологические нормы

10. Найти архаизмы:

а) смерд;

б) десятина;

в) пиит;

г) агнец.

11. Найти паронимы:

а) средина – середина;

б) большой – огромный;

в) выборный – выборочный;

г) неуч – профан.

12. Найти синонимы:

а) сентенция;

б) афоризм;

в) максима;

г) антитеза.

13. Найти словосочетания, в которых нарушены правила лексической сочетаемости:

 а) националистический бюджет;

б) превосходство над кем-то;

в) оплатить за проезд;

г) подвести результат.

14. Установить соответствие между фразеологизмами и их значениями:

а) манна небесная;

б) камень преткновения;

в) бросать камень;

г) краеугольный камень.

1) осуждать, обвинять, чернить, порочить кого-либо;

2) основа, важнейшая, существеннейшая часть;

3) помеха, затруднения в каком-либо деле;

4) что-либо желанное, крайне необходимое.

15. Найти тавтологичные словосочетания:

а) нарисовать рисунок;

б) сгруппировать в группы;

в) повысить урожайность;

г) прослушать объявление.

Грамматические нормы

16. Установить соответствия между именами существительными и их родом:

а) кольраби;

б) рефери;

в) путассу;

г) депо.

1) мужской;

2) средний;

3) женский.

17. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:

а) Валентина Фоминых – мужской род, родительный падеж;

б) мандаринов – родительный падеж, множественное число;

в) носок – родительный падеж, множественное число;

г) маляра – именительный падеж, множественное число.

18. Образовать форму творительного падежа имени числительного 196__.

19.Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:

а) сильнейший;

б) глуповатый;

в) самый труднейший;

г) наиболее труднее.

20. Найти предложные сочетания, которые не соответствуют литературной норме:

а) ввиду уступке;

б) ввиду причины;

в) ввиду места;

г) ввиду обстоятельствам.

21. Найти предложения, в которых подлежащее и сказуемое согласованы

правильно.

А. Небольшая часть учеников справились с заданием.

Б. В турнире участвовал 21 спортсмен.

В. Половина жильцов старого дома не получила новые квартиры.

Г. Большинство детей остались в лагере на вторую смену.

22.Найти предложения, в которых деепричастный оборот употреблен правильно.

А. Потеряв деньги, ей пришлось отказаться от покупки подарка.

Б. Путешествуя налегке, поездка казалась особенно приятной.

В. Читая это произведение, чувствуешь ритм жизни.

Г. Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно.

Орфографические нормы

23. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Д…(с/сс)идент, д…ф…рамб, д…ф…цитный, ид…альный, ид…ология, им…тировать, импр…(с/сс)арио, т…(р,рр)…тория, эксп…р…мент, (н…)разу (н…)был в опере, (н…)раз любовался проспектом, он (не)создан для этого, (не)написанная книга, образова(н,нн)ость, реставрацио(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, нарушить (по)причине большой скорости, крепко(на)крепко, (с)прав…, изредк…, и…черна, пр…зывный, ключ…м, туш…нка.

Пунктуационные нормы

24. Расставить знаки препинания.

Тогда внезапно за некоей неуловимой чертой через которую перескакнув и струсив заметалось подкошенное внимание зрелище вышло из пределов фокуса став чудом то есть тем чего втайне ожидаем мы всю жизнь но когда оно наконец блеснёт готовы закричать или спрятаться.

Стилистические нормы   

25. Определить стиль  данного  текста.

При осмотре гидрооборудования необходимо проверить:

1) правильность работы агрегата по заданному циклу и осуществление

органами станка рабочих перемещений установленных величин;

2) наличие течи по соединениям трубопроводов;

3) чистоту фильтрующих механизмов.

В случае обнаружения ненормальностей в работе агрегата следует:

а) произвести настройку гидроаппаратуры согласно гидросхеме и паспортным данным агрегата; настройку давленигидрооборудования производить по манометрам, устанавливаемым в требуемых местах оборудования согласно гидросхеме;

б) произвести подтяжку гаек трубных соединений в местах течи масла;

в) проверить подтяжку сальниковых втулок;

г) выявить дефекты в гидросистеме агрегата, которые подлежат устранению при ближайшем плановом ремонте.

а) научный;

б) официально-деловой;

в) газетно-публицистический;

г) художественный.

26. Определить тип связи между высказываниями текста задания № 25:

а) цепная;

б) параллельная;

в) смешанная.

27. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи относится текст задания № 25:

а) повествование;

б) описание;

в) рассуждение;

г) инструктирование.

Семинарское занятие

Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира.   Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка

Вопросы для рассмотрения:

1. Русский язык среди других языков мира. 

2. Судьба русского языка в ХХ веке.

3. Русский язык периода конца XX века.

4. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из родственных славянских языков.

5. Заимствования из неславянских языков.

6. Освоение заимствованных слов.

7. Социальные варианты русского языка.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»;   учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается причина разнообразия языков Земли? Поясните это на

конкретных примерах.

2. Вспомните, какие языки относятся к славянским. Перечислите языки, входящие в восточную, западную и южную подгруппы славянских языков.

3. Расскажите об истории современного русского языка. Как и когда он появился?

4. Как вы поняли значение термина мировой язык? Какие языки имеют статус

мировых?

5. Назовите два хронологических периода, которые следует разграничивать при характеристике русского языка XX века.

6. Что было характерным для развития русского языка советского периода?

7. Что стало  характерным для развития русского языка периода перестройки и постперестроечного времени?

8. Назовите и охарактеризуйте типы заимствования слов.

9. Какую роль в обогащении русского языка сыграли и слова, пришедшие из других славянских языков?

10. Что Вам известно о неславянских заимствованиях?

11. Проникая в русский язык (как правило, вместе с заимствованным предметом, явлением или понятием), многие иноязычные слова подвергались изменениям фонетического, морфологического и семантического характера. Расскажите об этом подробнее, приведите примеры.

12. Что представляют собой социальные варианты русского языка, как они формируются?

13. Перечислите социальные варианты, которые выделяются в составе современного русского языка.

14. Чем различаются понятия литературный язык и язык литературы?

15. Назовите основные социальные характеристики носителей современного литературного языка.

16. Что представляют собой диалекты?

17. Охарактеризуйте просторечие как специфическую особенность русского языка.

18. Что представляют собой социальные диалекты? В чем состоит принципиальное отличие социальных диалектов от других социальных вариантов языка?

19. Что представляет собой жаргон? Приведите примеры.

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. /

Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. –539 с.

2. Каменская О. Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособ. для студентов / О. Г. Каменская, Р. А. Кан, Е. Т. Стрекалова, М. Н. Запорожец. – Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2005. – 99 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособ. для вузов, рек. МО РФ / Н. С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 302 с.

4. Граудина Л. К. Культура речи: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина,

Е. В. Ширяев; Российская академия наук, Институт русского языка

им. В. В. Виноградова. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

5. Федосюк М. Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособ. / М. Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова,

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

 

Практические задания

Найдите диалектизмы в отрывках из произведений писателей XX века. С какой целью они используются?

1. В мокрой шапке, в мокром коротком чекмешнике и растрѐпанных лаптях он что-то глухо заворчал, с трудом становясь на колени перед печкой, набивая еѐ холодной, пахучей старковкой и вздувая серник. 2. Да что ж, я уж балакала с Тихоном Ильичом об этом деле. 3. Тихон Ильич сам отпер скрипучие ворота варка и первый вошел в его теплый и грязный уют, обнесѐнный навесами, денниками и закутами. 4. Да вода что – вот хлебушка нетути.

(И.А. Бунин). 5. Солнце поднялось высоко, было парко, изморно сделалось дышать в глухой одежде. 6. Все выкладай, худое ли, хорошее. 7. Здесь самые что ни на есть джунгли, только сибирские, и называются они точно и метко – шарагой, вертепником или просто дурникой. (В.П. Астафьев).

6. Прочитайте тексты, записанные от носителей различных русских диалектов (в текстах зафиксированы особенности фонетики говора, то есть особенности произношения отдельных звуков). Какие диалектные черты можно в них выделить?

1) Севернорусский говор (Архангельская обл., Шенкурский р-н.,

д. Верхопаденьга. Запись 1957 г.):

Ну, я севодне видела сон, такой страшный, дак даже пришлося крыцять. Будто в мой дом забралося два розбойника и хотят миня пойись [поесть]. Я испугалась и нацяла крицять. Потом остановилась, слушаю, што будут делать. Послушала, послушала, нет, всѐ пробираэце кругом моего дому. Уже забираюця в подп?льѐ. Я ис подполья жду, скоро ли мои доски забрецят [заскрипят] в подполье. Села на кровать, сижу и жду. Ну, доски не забрец?ли. Посмотрю в окошко, он? уже кругом дому ходят. И такая шшэлка [щѐлка] небольшая. Он? глядят в окошко и в эту шшэль хочут запоўсти [заползти]. Один розбойник большой, другой маленькой. Я так напугаласе и здумала их колоть иголкима и некак не могу достать-ту. Стала руку-то протягать, один стал меня ташшыть туды. Вот я соседу и закрицяла. Ну, крицять не могу, голос мой перехватило, только тихонько крицю:

- Олексей, Олексей!

Некак не слышу. Взяла да и скрицяла во всю моготу, што: Нюрка, тогда и проснуласе.

2) Южнорусский говор (Курская обл., с. Афанасьево):

Ну, дед мой чистил у кабана. Кабан у хливе а дед на пароге стоить. А кабан как хотел выскочить, да как под деда между нох [ног]! Дед сел вирхом и едить. Хватился за дверь – и двери разнѐс и кабан йиво нис?ть [несѐт]. Я вышла а он как ругаицца! А мине смех бир?ть: «Ни ругайся, нынче празник». А он гыт [говорит]: «Да как ж ни ругацца? Тибе харашо гоготать [гоготать], а мине было кабан убил!». А я со смиху пропадаю, грю [говорю]: «Человек век прожыл, на кабану ни ездил, а бох дал нынче покатался!».

3) Говор территории позднего заселения (Саратовская обл., с. Ишковка):

Пѐтр Вяликий калакала снимал, татарскую игу [иго] пакарил. У [в] Астрахани был. Аднажды Пѐтр на звирей ахотился и взял свайаво аднаво ардинарца на ахоту. У лясу стук идѐть. На етат стук пришли (там старик дрова рубил). «Здорова, табе дедушка», - а он рубя [рубит] и ни смотря [смотрит]. «Дедушка, штош ты сю [всѐ] работайишь?» - «А я долх [долг] плачу, долх даю и мячу ў [в] воду». Штош он ў долх даѐть, ў воду мечя? Апридялить Пѐтр ни мох [не мог]. А он шапку скини [скинет], утрѐтца, апять рубя. – «Там жняцы жнут, – (Пѐтр говорит). – Жалайишь? Вывил бы нидалѐка – увидал бы там царя».

Дед устрямилси: «Как я яво узн?ю?» - «А ўсе [все] стануть ў ряд бис шапак, адин царь ў шапки». (Приехали). Народ все стали. «Царю шапки!» – глидел [глядел], тарашшыл глаза старик! «Фсе бис шапак» (говорит). – «глидишь плохо – (сказал Пѐтр). – Хто-нибудь из нас двайих царь!».

Испугался старик. А Пѐтр: «гляди, я типерь царь». Дал йаму чирвонцаў [червонцев] (и спрашивает): «Штош ты беднай, долх платишь и ў долх бирѐшь. Ни нада табе!». А старик: «Долх даю – атца с матирию кармлю; долх бяру (сыновей кормлю), штобы мине кармили. А дачирей (кормить) – увязли [увезли] – вот табе и ў воду!».

7. Какие элементы просторечия встречаются в речи героев рассказа  

М.М. Зощенко

«Аристократка»?

- Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.

- Мерси, - говорит.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет…

Съела с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.

Я говорю:

- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

- Нет.

И берет третье.

Я говорю:

- Натощак – не много ли? Может вытошнить.

А она:

- Нет, - говорит. – Мы привыкшие.

И берет четвертое.

Тут ударила мне кровь в голову.

- Ложи, - говорю, - взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.

- Ложи, - говорю, - к чертовой матери!

 

Семинарское занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: