Ахтерштаг - снасть стоячего такелажа, поддерживающая в ДП мачту с кормы, иногда снабжается талрепом для регулировки натяжения.
Бак - носовая часть верхней палубы судна, от форштевня до фок-мачты или рубки.
Бакштаг - снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту на судне с кормы и бортов, а также курс парусного судна относительно ветра.
Банка - скамья для гребцов на беспалубном судне, а также отдельно расположенная мель ограниченных размеров.
Бушприт - горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа судна и служащее для вынесения вперед центра парусности.
Брюканец - обшивка из смоленой (или пропитанной олифой) парусины на палубе у пяртнерсов, руля и т.п. для защиты от попадания воды (иногда еще называется мамеринцем).
Ванта, ванты - снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачту или стеньги с бортов судна, нижние концы вант через талрепы крепятся к вант-путенсам.
Гакаборт - верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна.
Галс - курс парусного судна относительно ветра (левый - ветер дует в левый борт, правый -ветер дует в правый борт, сделать галс - пройти одним галсом, не поворачивая, идти галсами -см. лавировка); снасть, крепящая галсовый угол паруса.
|
|
Галсовый угол - передний нижний (наветренный) угол любого паруса.
Гик - рангоутное дерево, одним концом прикрепляемое к нижней части мачты, по которому растягивается нижняя шкаторина (кромка) паруса.
Грот - парус, поднимаемый на грот-мачте.
Клотик - деревянная или металлическая деталь закругленной формы, закрепленная на верхнем конце мачты (флагштока).
Кокпит - (англ. cockpit - букв, петушиная яма), открытое сверху помещение на яхте, катере или мотолодке для размещения экипажа. Может выполняться в виде углубления небольшого объема в палубе яхты (со шпигатом - самоотливной кокпит).
Краспица - металлическая или деревянная распорка, позволяющая получить угол между мачтой и вантой, необходимый для обеспечения опорной реакции ванты при высокой мачте (не менее 13°).
Кренгельс - очко, сделанное из прядей троса на ликтросе, которым обшиты шкаторины паруса. Служит для крепления шкотов и галсов. Может усиливаться круглым металлическим коушем.
Лавировка - продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны, курсом в бейдевинд переменными галсами, в общем случае, лавировать - идти под парусами против ветра по ломаному курсу, зигзагами.
Нок (рея) - внешний конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева (рея, бушприта, гика, гафеля, стрелы, выстрела).