Оценка личностных результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Начального общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1) закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентирует образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

5) позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

 

Основные направления и цели оценочной деятельности

Целями оценочной деятельности являются:

– ориентация на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирование УУД (метапредметные результаты), освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);

– обеспечение комплексного подхода к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

– возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования учебной деятельности младших школьников.

В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребёнка, учителям – об успешности собственной педагогической деятельности.

Основные направления оценочной деятельности:

– оценка образовательных достижений обучающихся;

– оценка результатов деятельности образовательной организации.

Особенности оценки

Личностных, метапредметных и предметных результатов

Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их духовно-нравственном развитии и воспитании. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.

Объектами оценки личностных результатов освоения учащимися ООП НОО являются: самоопределение, смыслообразование и морально-этическая ориентация.

Самоопределение – с формированность внутренней позиции учащегося – принятие и освоение новой социальной роли учащегося; сформированность основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значение для себя») учения учащимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремление к преодолению этого разрыва.

Морально - этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников образовательных отношений; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг оценки:

сформированности внутренней позиции учащихся, которая находит отражение в эмоционально- положительном отношении учащегося к гимназии, ориентации на содержательные моменты образовательной деятельности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной проблемы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Личностные результаты обучающихся на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. Формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность образовательной организации. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

В ходе текущей оценки проводится ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся является оценка духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Эта задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом развития детей в процессе образовательной деятельности на основе анкетирования, позволяющего выявить уровень воспитанности обучающихся. Такая оценка осуществляется в конце учебного года в соответствии с планом работы образовательной организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: