Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в ФГОС НОО, предметные результаты содержат в себе, вопервых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее – систему предметных знаний), и, вовторых, систему формируемых действий с учебным материалом (далее – систему предметных действий), которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На уровне начального общего образования к опорной системе знаний отнесен понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.
Опорная система знаний определяется с учетом их значимости для решения основных задач образования на данном уровне образования, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, вопервых, принципиально необходимы для успешного обучения и, вовторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаковосимволических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинноследственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами – с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.
Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что учебная деятельность ориентирована на достижение планируемых результатов.
К предметным действиям следует отнести также действия, которые присущи главным образом только конкретному предмету и овладение которыми необходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры, или способы обработки материалов, приемы лепки, рисования, способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом круга задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности учебно познавательные и учебно практические задачи.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения предметных и метапредметных результатов проводится в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по всем учебным предметам и курсам учебного плана, курсам внеурочной деятельности.
Критериями оценивания являются знания и учебные действия, позволяющие достигать планируемых результатов освоения ООП НОО.
Процедуры оценивания включают внешние и внутренние процедуры оценивания.
К внешним процедурам оценивания относятся:
– мониторинговые исследования муниципального, регионального, федерального уровней (НИКО, ВПР и др.);
– международные сравнительные исследования (TIMSS и PIRLS).
К внутренним процедурам оценивания относятся:
– текущий контроль успеваемости;
– промежуточная аттестация;
– итоговая оценка при переводе на уровень основного общего образования;
– мониторинговые исследования.
Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации регулируется «Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации» МБОУ СШ № 26.
Основной образовательной программой начального общего образования определены границы и рамки применения системы оценки, при этом образовательные результаты конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими результатами, но не с результатами других учеников класса. Если учащийся выбирает для работы задания базового, а не повышенного уровня, он имеет на это право.