Факторы, ограничивающие или повышающие уровень

Абсолютная

Неудовлетворенная абсолютная потребность

Осознание потребности Новые корреспонденции перевозок

Действительная

Неудовлетворенная

 действительная потребность

Время, объемы, условия транспортировки Логистика транспортных связей и перевозок

Платежеспособная

Неудовлетворенная

 платежеспособная потребность

Тарифная политика и платёжеспособность потенциальной клиентуры Эксклюзивные условия и индивидуальная работа с клиентом

Платежеспособный

Неудовлетворенный

 платежеспособный спрос

Транспортная ситуация Стратегическое и тактическое и оперативное планирование

Рыночный

Частично

неудовлетворенный спрос

Пропускная способность Развитие транспортной инфраструктуры

Удовлетворенный полностью и частично

Грузы в работе

Качество и наличие сопутствующих услуг Фирменный сервис и обслуживание  
Реали-зованный Безвозвратные потери НТП на транспорте, новые технологии переработки и перевозок Качество перевозок и специализация подвижного состава

ПОТРЕНОСТЬ

СПРОС

ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА Фактические возможности осуществления перемещений Организация оперативного управления

½®Процесс формирования спроса на перевозки

                                      ½® Собственно процесс перемещения

Рисунок 1.1 - Этапы превращения потребности в перемещении в продукцию транспорта 

 

Технические возможности видов транспорта определяют действительную потребность в перемещении грузов конкретным видом транспорта - это потребность в перемещении, которая может быть реально удовлетворена при сложившемся уровне развития транспортной инфраструктуры и идеальных условиях транспортного обслуживания.

Платежеспособная потребность - это форма проявления той части действительной потребности в перемещении, которая подтверждена покупательной способностью субъекта (возможностью оплатить своевременную доставку груза из одной точки в другую на определенном уровне качества). Платежеспособная потребность в перемещении, сформулированная в виде пожеланий грузовладельца в организации перевозки грузов по конкретной корреспонденции с определенным уровнем качества, превращается в платежеспособный спрос.

Превращение потребности в перемещении грузов в спрос на перевозки происходит под влиянием сформированного рынком интереса его субъектов.

Реальный спрос можно представить как:

- реализованный полностью (в соответствии требованиям потребителя);

- частично удовлетворенный;

- неудовлетворенный (переходит либо в разряд отложенного, либо ориентируется на продукцию других видов транспорта).

Спрос удовлетворенный - это платежеспособный спрос на продукцию транспорта, параметры которой сформулированы в заявке на перевозку, зарегистрированной в установленном порядке и находящейся в процессе исполнения. Удовлетворенный спрос состоит из полностью и частично удовлетворенного по количеству, качеству и условиям договора на транспортное обслуживание.

Полностью удовлетворенный спрос - это часть платежеспособного спроса, который удовлетворен в полном соответствии с требованиями (потребностями) клиентуры, сформулированными в заявке на перевозку или долгосрочном договоре на транспортное обслуживание. Несоответствие спроса предложению вызывает либо изменение сроков перевозок, либо полный отказ от перевозки данным видом транспорта, либо снижает качество обслуживания и частично удовлетворяет спрос.

Реализованный спрос - это доставленный в конечную точку перевозки груз до момента документального оформления факта передачи его клиенту. Лишь принятый потребителем от транспортного предприятия груз представляет конечную продукцию транспорта. Потери груза в процессе транспортировки в результате порчи, выдувания, хищений, аварий, крушений и т.п. составляют разницу между спросом удовлетворённым и продукцией транспорта (факт регистрируется соответствующим актом приемки грузов).

Клиент определяет объект перевозок, пункты отправления и назначения, задает условия перевозок, то есть набор комплементарных услуг, способствующих осуществлению собственно перемещения объекта перевозок на определенном уровне качества для сохранения первоначальных свойств. Целесообразность (экономическая эффективность) перевозки определяется клиентом исходя из потребительской ценности перемещаемого вещного товара в пункте назначения. Таким образом, перед компаниями, функционирующими на транспортном рынке, ставится задача организации перевозок оптимальным для клиента и транспорта образом, чтобы соединить принадлежащие различным собственникам предмет и средства труда.

Программами демонополизации в сфере железнодорожного транспорта выявлено пять базовых разновидностей транспортного и железнодорожного транспортного рынков, которые позволяют дать количественную оценку рыночных отношений:

1. транспортные рынки перевозочной деятельности по видам транспорта;

2. транспортные рынки перевозочной деятельности по родам грузов;

3. железнодорожные транспортные рынки международных и межгосударственных перевозок и обслуживания населения и клиентуры перевозочными средствами;

4. железнодорожные транспортные рынки технического обслуживания перевозочных средств и сопутствующих видов работ и услуг;

5. рынок услуг инфраструктуры.

Основными условиями, определяющими наличие конкуренции на рынке транспортных услуг, являются [7]:

- наличие альтернативных вариантов осуществления перевозок;

- взаимозаменяемость транспортных услуг (качественные характеристики);

- удельный вес на рынке транспортных услуг;

- величина издержек.

Транспорт является частью инфраструктуры рыночной экономики (составляющей товаропроводящей сети) и субъектом рынка (продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров).

Так, основными функциями инфраструктуры являются:

1. обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рынка (владельцев ресурсов, продукции, коммерческих структур, государства);

2. регулирование движения товарно-денежных потоков.

Создание высокоэффективной инфраструктуры транспорта и повышение качества её использования является первоочередной задачей, решение которой связано с развитием системы транспортного обслуживания, характеризующейся широкой сетью транспортных компаний, имеющих возможность взаимодействовать друг с другом в рамках единой транспортной системы, и единого информационного и правового поля.

Основными субъектами на железнодорожном транспортном рынке являются:

- компании, деятельность которых непосредственно связана перевозкой грузов: перевозчики, операторы подвижного состава (именуемые компаниями-операторами), экспедиторские компании;

- компании, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа;

- компании, деятельность которых связана с производством и оказанием услуг по ремонту подвижного состава;

- компании, деятельность которых связана с оказанием посреднических услуг.

Деятельность основных субъектов на рынке транспортных услуг невозможна без функционирования специализированных государственных и негосударственных организаций: государственных служб занятости, налоговых органов, органов сертификации продукции и услуг, страховых агентств, лизинговых, аудиторских компаний, коммерческих банков и пр. (так называемых вспомогательных субъектов).

Рынок транспортных услуг с коммерческой точки зрения можно разделить на три уровня [7]:

1. покупатели (заказчики) транспортных услуг - грузовладельцы;

2. посредники (агенты, экспедиторы, операторы), основной задачей которых является не только продажа транспортных услуг, но и полностью или частично организующее и контролирующее воздействие на логистическую цепь доставки грузов;

3.перевозчики (дороги, пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и т.д.) и предприятия транспортной инфраструктуры (осуществляющие кроме перемещения погрузку, выгрузку, хранение, передачу грузов на другие виды транспорта, ремонт подвижного состава и т.д).

Взаимоотношения по купле-продаже транспортных услуг, а также по их оказанию могут осуществляться непосредственно между субъектами первого и третьего уровня, минуя второй, что свойственно достаточно простым вариантам транспортного обеспечения экономических связей. В большинстве случаев технология доставки грузов в рамках современных экономических взаимоотношений достаточно сложна как на стадии планирования и организации, так и при ее реализации (использование различных видов транспорта, несколько перевалок и переработок, необходимость оформления большого количества документов и пр.). Грузовладелец самостоятельно не в состоянии учесть всех тонкостей организации эффективной транспортной цепи и вынужден прибегнуть к помощи профессиональных посредников, обладающих необходимыми информационными и кадровыми ресурсами, а в некоторых случаях и материально-технической базой.

Таким образом, основной круг пользователей железнодорожных транспортных услуг формируется по грузовым перевозкам из крупных и средних предприятий топливно-сырьевого комплекса, обрабатывающей промышленности, строительных, торговых и других организаций, в большинстве случаев располагающими железнодорожными подъездными путями и ориентированными на массовые перевозки сырья, топлива и готовой продукции.

Разработка в конце 90-х годов прошлого столетия проекта Федерального закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а затем и Концепции государственной транспортной политики, утвержденной Правительством РФ, явилось первой попыткой по расширению перечня предоставляемых клиентам услуг и повышению их качества, а также направления развития транспортно-экспеди-ционного обслуживания как самостоятельного вида деятельности в перевозочном процессе. Однако, Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» N 87-ФЗ был утвержден только 30 июня 2003 г.

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю. Результатом этой деятельности является формирование рынка транспортно-экспедиционных услуг.

Конкуренция транспортно-экспедиционных компаний на рынке достаточно высока, поэтому при поиске фирмы, обещающей в короткие сроки отправить груз к месту назначения, стоит обратить внимание на некоторые моменты. Серьезная компания, оказывающая такие услуги не один год, обычно имеет постоянных партнеров в странах СНГ и Европы и самую свежую информацию по тарифной политике различных стран. Благодаря этому она предлагает клиентам гибкие цены на экспортно-импортные железнодорожные перевозки.

Специалисты логистических операторов отмечают позитивную тенденцию на российском рынке перевозок: крупные фирмы обеспечивают транспортировку по железной дороге всех видов грузов в независимости от их объемов и видов: тарноно-штучных грузов; товаров, перевозимых в контейнерах; насыпных и массовых грузов; наливных грузов. Для среднего и малого бизнеса характерна повагонная отправка грузов, так как формирование грузового эшелона целиком присуще крупному бизнесу.

Экспедиторские компании, освобождая грузовладельцев от всех забот по организации перевозок, выбору вида транспорта и схемы доставки грузов, взяли на себя и несут ответственность перед грузовладельцами за выполнение перевозок в целом и за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи грузополучателю.

Транспортные компании могут обеспечить (по желанию клиента):

• экспедирование (оплату провозных платежей) экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по России, странам СНГ, Балтии, Европы, в том числе с участием паромных переправ;

• отправку грузов из Москвы в универсальных вагонах и контейнерах (по России и на экспорт), в почтово-багажных вагонах (по России);

• слежение за движением груза;

• перегруз из евровагонов в вагоны широкой колеи;

• консультации по вопросам организации и оформления перевозок.

Транспортные посредники являются связующим звеном между грузовладельцами и перевозчиками, выполняют сервисные и коммерческие функции, тем самым удовлетворяя как требования клиентуры – грузовладельцев и способствуя расширению рыночной доли перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Транспортные посредники могут выполнять часть функций перевозчиков:

- перевозку в транспортных единицах (вагонах, судах, контейнерах);

- погрузо-разгрузочные операции, хранение грузов в складских помещениях;

- оформление заявок на перевозки по всем видам оперативного планирования и осуществление контроля за их удовлетворением, оформление необходимых транспортных, таможенных и других документов;

- осуществлять контроль за подачей подвижного состава и ходом выполнения плановых объемов перевозок, оплату дополнительных транспортных или других услуг, слежение за грузовыми единицами в процессе перевозки.

Транспортному посреднику на транспортном рынке необходимо создавать индивидуальные "пакеты" (комплексы) услуг с целью охвата более широкого круга клиентуры, что говорит о конкуренции комплексов посреднических услуг, включая консультационные услуги, а также услуги, касающихся правового регулирования торговых сделок, взаимодействия с таможенными органами и другими субъектами.

Опыт функционирования экспедиторских, агентских и операторских компаний показал, что с экономико-организационной точки зрения грузовладельцу выгоднее иметь дело с одним посредником, занимающимся сбором и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагающим единый (более низкий чем у перевозчика) тариф на всю перевозку в целом, и отвечающим за перевозимые грузы в течение всего процесса перевозки, в отличие от работы с несколькими компаниями-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на ограниченных маршрутах, входящих в сферу деятельности этих компаний.

С созданием логистической транспортно-технологической системы посреднические компании берут на себя и функции, которые предшествуют транспортировке или следуют за ней. Промышленные фирмы освобождаются от несвойственных им функций (упаковка, складирование, определение оптимального варианта транспортировки и т.п.). Наиболее крупные компании выкупают груз у поставщиков, освобождая их от забот о распределении груза, то есть становятся своеобразными распределительными центрами. Такая технология позволяет преодолевать сбои в производственном процессе из-за задержки доставки грузов.

Посредники, функционирующие на рынке и оказывающие услуги вследствие различных причин (технической вооруженности, экономических условий, характера взаимоотношений с перевозчиками или предприятиями транспортной инфраструктуры и других), образуют рынок посреднических транспортных услуг, являющийся составной частью рынка транспортных услуг, на котором заказчик, в зависимости от перечисленных факторов, в праве выбрать устраивающего его исполнителя.

Таким образом, в качестве посредников могут выступать компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию клиентов, компании-операторы, собственники подвижного состава, фрахтовые агентства, кредитно-финансовые учреждения, рекламные, страховые компании.

В последние годы увеличилось количество операторских компаний, являющихся собственниками подвижного состава, либо использующих его в виде аренды, которых можно отнести и к клиентам, и к партнерам, и к посредникам.

На железнодорожном рынке транспортных услуг функционирует рынок лизинга подвижного состава и железнодорожной техники, который тоже находится в условиях структурных изменений. Операции с вагонами, на которые приходится пока еще основная часть бизнеса, постепенно теряет свою привлекательность в силу дефицита данного актива и его слабо предсказуемой цены, поскольку транспортные компании к настоящему времени стали отказываться от «лизинговых» вагонов и предпочитают приобретать самостоятельно подвижной состав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: