Понятие «услуга». Классификация услуг

Рынок транспортных услуг

В настоящее время существует много определений услуги.

«Сервис, или услуги, - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Предоставление услуг может быть связано или не связано с материальными продуктами» [4].

«Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом» [5].

«Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги»[2].

«Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения [6].

В современной экономике спектр услуг разнообразен. Классификация услуг необходима для решения таких задач, как:

- развитие и совершенствование стандартизации в сфере услуг;

- осуществление сертификации и лицензирования услуг с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды;

- предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

- учет и прогнозирование реализации услуг;

- изучение спроса на услуги;

- актуализация развития производства определенных видов услуг с учетом меняющихся социально-экономических условий;

- учету предоставляемых услуг предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности.

Выделяются следующие критерии (признаки) классификации услуг [1].

1. По функциональному подходу: производственные и потребительские. Производственные услуги выступают как стратегические для экономики, поставляют информацию, служат источникам роста производительности труда, обеспечивают повышение эффективности производства. Достижения в области производственных услуг затем весьма часто используют при производстве потребительских услуг.

2. Услуги конечные (т.е. имеющие конечное предназначение своего использования) и промежуточные (важно с точки зрения количественной оценки создания ВНП (ВВП)), внутрипроизводственные услуги (которые производятся и потребляются внутри хозяйствующего субъекта).

3. По критерию законности (легитимности): услуги, осуществляемые в рамках правового поля, и теневой оборот услуг.

4. В зависимости от степени материальности: материальные и нематериальные. К материальным относят те виды услуг, результатом которых является создание новой или восстановление потребительной стоимости, причем исполнение максимально учитывает индивидуальные запросы потребителей.

5. По критерию опосредования услуги товарно-денежными отношениями или по критерию участия в купле-продаже: рыночные и нерыночные, или коммерческие или некоммерческие.

6. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу: услуги, производимые предприятиями частной собственности и государственными организациями, учреждениями.

7. По характеру потребления: массовые, коллективные, индивидуальные.

8. По роли услуг в услуговой деятельности хозяйствующего субъекта: основные и вспомогательные (дополнительные) услуги. Основные услуги – услуги, определяющие профиль и специализацию предприятия-исполнителя. Дополнительные услуги- услуги, предназначенные для повышения качества и конкурентоспособности основной услуги.

9. По признаку возможного участия в международном обмене все услуги делят на три группы:

· услуги, которые могут быть объектом внешней торговли (перевозки грузов, пассажиров);

·  услуги, которые по своей природе вообще не могут быть предметом экспорта (доминируют государственные и инфраструктурные услуги);

·  услуги, которые могут производиться как для внутренних нужд, так и на экспорт.

10. Во внешней торговле в аналитических целях выделяют факторные и нефакторные услуги. К факторным относятся платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы: доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, заработная плата, выплаченная нерезидентам. К нефакторным относят остальные виды услуг: транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги. По мнению специалистов, деление услуг на факторные и нефакторные особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), которые концентрируются преимущественно на не-факторных услугах.

11. В зависимости от способа доставки услуг потребителю:

1. услуги, связанные с инвестициями (investment-related services),— банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

2. услуги, связанные с торговлей (trade-related tefttices),— транспорт, страхование;

 3. услуги, связаннее одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investment related services), - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, культурные и рекреационные услуги.

12. В зависимости от формы обслуживания: абонементное обслуживание, срочное, по месту работы, жительства  и т.д.

С экономической точки зрения услуги подразделяются на капиталоемкие, трудоемкие и наукоемкие.

Действующие статистические классификации, в том числе Meждународная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (MCOK/ISIC), Статистическая классификация видов экономической деятельности европейского союза (КДEC/NACE) содержат перечень услуг, включающий 160 позиций по 12 укрупненным блокам: деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга; транспортные услуги; прочие услуги.

Для разграничения услуг по видам в отечественной практике используется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). Классификация услуг в отечественной статистике представлена в табл. 1.1.[2]

Рынок материально-вещественных товаров и рынок услуг четко разделить невозможно, поскольку продажа услуги (или ее оказание) часто сопряжена с продажей и эксплуатацией физических товаров, и, напротив, сама услуга в случае ее купли-продажи приобретает «товарность», т.е. становится товаром.

Рынок услуг — это совокупность экономических отношений между производителями и потребителями услуг в связи с куплей-продажей разнообразных услуг[1].

Рынок услуг выступает как система, увязывающая между собой спрос и предложение на услуги; производителей услуг и их потребителей, способствует развитию рынка материально-вещественных благ, обеспечению сбалансированности воспроизводственного процесса, соответствующего качества путем удовлетворения потребностей населения. Степень развития рынка услуг, его структура представляют собой один из важнейших критериев конкурентоспособности страны.

Отмечают следующие особенности рынка услуг [1]:

1) высокая динамичность рыночных процессов (повышенная чувствительность рынка услуг к экономической конъюнктуре и короткий период реагирования на ее изменения дополняются влиянием факторов сезонности, рекламы, моды, информированности и т.д.);

2) сегментированностъ спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости услуги, объемов поставки, особенностей потребления и т.д.;

3) высокая степень дифференциации услуг как рыночного продута по потребительным характеристикам (горизонтальная дифференциация) и по уровню качества (вертикальная дифференциация). Это свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг;

4) территориальная сегментация и локальный характер рынка услуг по сравнению с рынком физических товаров (структура услуговых видов деятельности, форма предоставления услуг во многом определяются географическим фактором: климатическими условиями, отдаленностью от крупных центров и пр.);

Таблица 1.1 - Классификация услуг в отечественной практике

Признак Группировка Описание группировки
По субъекту конечного назначения Личные Услуги для индивидуального потребления домашним хозяйством или его отдельными членами
  Общественные Услуги для коллективного потребления
По категориям потребителей Потребленные: населением Потребителем является домохозяйство или отдельные его члены (конечное потребление)
  организациями Потребителем является институциональная единица, которая потребляет данную услугу в процессе производства своей продукции (промежуточное потребление)
По форме реализации Рыночные (платные) Оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль
  Нерыночные (бесплатные) Финансируются из бюджета или общественными организациями, как правило, они социально ориентированы
По общественной форме организации труда Выполненные: организацией Производителями выступают организации любой организационно-правовой формы и или любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и занимающиеся оказанием услуг в дополнение к своей основной деятельности
  индивидуальным предпринимателем Производителями выступают граждане, занимающиеся предпринимательской деятельность. без образования юридического лица на индивидуальной основе
По функции, выполняемой в общественном разделении труда и удовлетворении потребностей населения и общество Классификация по видам деятельности и услуг Выпуск услуг: классификация по видам деятельности на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) Платные услуги населению: классификация по видам услуг на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН)
По источнику получения статистических сведений От производителей услуг Статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги
  От потребителей услуг Обследование бюджетов домашних хозяйств

 

5) высокая скорость оборота капитала, что обусловлено меньшей продолжительностью производственного цикла (является одним из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг и наглядно проявляется в кризисных ситуациях);

6) роль неценовых барьеров входа на рынок услуг (потребители услуги при выборе производителя обращают внимание не только на уровень цены, но и на неценовые факторы (качество обслуживания, наличие современных и безопасных технологий и т.д.), то есть акцент делается не только на самой услуге, но и на ее сервисной составляющей).

Основными субъектами рыночных отношений в сфере услуг выступают:

1) государство в лице правительства, государственных органов

и государственных предприятий;

2) предприниматели и частные предприятия разнообразных форм собственности и хозяйствования, поставляющие на рынок различные услуги;

3) домохозяйства;

4) некоммерческие организации;

5) зарубежные субъекты рынка услуг.

Выделяют следующие виды рынка услуг [1]:

1.по сфере охвата (в пространственном разрезе): мировой (международный, внешний), национальный (в рамках одной страны, или внутренний); региональный рынок услуг, который может быть как частью мирового (например, рынок услуг стран ЕС), так и частью национального рынка (например, рынок услуг Прибайкальского региона, рынок услуг Европейской части России, рынок услуг какой-либо области или ряда областей России), местный (локальный) рынки.

2. по степени легитимности: легальный (действующий в рамках правового поля) и теневой рынки услуг;

3. по степени регулируемости: свободный и регулируемый рынки услуг;

4. по уровню насыщенности: ненасыщенный (дефицитный), избыточный и равновесный рынки.

Таким образом:

• рынок услуг не имеет четких границ, поскольку, как уже отмечалось, немалая часть услуг предоставляется в связи с движением физических товаров или непосредственно в материальном производстве;

• на рынке представлен жизненно важный вид услуг, которому присуща ярко выраженная специфика,— услуги естественных монополий (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступной электронной и почтовой связи);

• рынок услуг (как и сфера услуг) имеет высокий уровень адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: