Основные функции транспортного маркетинга представлены на рис. 1[6]. Перечень этих функций и конкретные методы их реализации могут несколько различаться для отдельных видов транспорта или транспортных предприятий в зависимости от технико-экономической специфики их работы и зон транспортного обслуживания.
В маркетинговых структурах компании разрабатывают основные положения маркетинга организации, структуру управления и функции подразделений и их агентов, методические указания (инструкции) по реализации отдельных направлений маркетинга.
Комплексное исследование транспортного рынка охватывает три важнейших направления:
Ø анализ размещения производственных сил, конъюнктурные исследования и прогнозы развития сферы обращения;
Ø анализ технологии и качественных характеристик транспортных услуг, их соответствия потребительским предпочтениям пользователей;
Ø анализ структуры потребителей транспортного рынка, т. е. фирм клиентов, фирм конкурентов, фирм операторов и посредников по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО).
|
|
Обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий является по существу частью комплексного исследования рынка, только проводимого более регулярно (обычно 1 раз в год) и с большей конкретизацией характеристики потребительского спроса и рынка:
Ø уровень транспортной обеспеченности регионов и предприятий-пользователей транспорта;
Ø размеры и характер платежеспособного спроса на транспортные услуги по местным и транзитным районам тяготения транспортных предприятий;
Ø основные требования пользователей к качеству транспортного обслуживания, условиям перевозок и к тарифной политике транспортных организаций.
Обследование рынка проводится, как правило, с помощью анализа плановых и отчетных материалов, а также анкетного опроса. Это обследование является важным источником информации для планирования перевозок. Одновременно с этим проводятся расчеты по обоснованию выбора вида транспорта или схем транспортировки, товарных потоков, а также рекламная деятельность по формированию потребительских предпочтений выбора способов доставки грузов.
Анализ собственных производственных ресурсов и сопоставление их с характеристиками выявленного спроса на транспортные услуги позволяет разрабатывать реальные планы перевозок грузов и пассажиров, определять стратегии работы транспортных предприятий или отрасли в целом. Эти материалы являются основой разработки маркетинговой программы производственно-сбытовой деятельности предприятий, которые включают прогнозы развития рынка и экономической конъюнктуры, техническую, технологическую, ценовую и сбытовую политику, мероприятия по стимулированию спроса на продукцию транспорта, рекламной деятельности.
|
|
Разработка и осуществление мероприятий по расширению ассортимента (видов) транспортных услуг и повышению их качества представляет собой специальный раздел маркетинговой программы в виде набора конкретных мер по совершенствованию технологий работы транспорта, внедрению новой техники, информационных технологий, развитию транспортных коридоров, контейнерных и ускоренных поездов, комбинированных перевозок и т.п. Эти мероприятия обычно представляют собой транспортную политику отрасли на длительную перспективу и текущий период по повышению конкурентоспособности транспортной продукции. Их цель довести качественные характеристики продукции до уровня конкретных запросов пользователей выбранного сегмента рынка и обеспечить ее эффективный сбыт.
Разработка ценовой (тарифной) политики является чрезвычайно важной составляющей маркетинговой деятельности, т.к. она в значительной мере определяет доходность и эффективность работы транспортных предприятий. Гибкая тарифная политика позволяет улучшить конкурентоспособность железных дорог путем учета интересов клиентуры и доли транспортного фактора в цене перевозимой продукции. Ценовая политика отрасли предусматривает комбинации различных методов ценообразования от государственного регулирования базовых тарифных ставок до установления договорных (свободных или контрактных) тарифов на основе соотношения спроса и предложения на транспортные услуги, с учетом тарифов конкурентов и т.п.
Разработка и осуществление сбытовой политики транспортных предприятий предполагает оценку эффективности их взаимодействия с транспортно-экспедиционными организациями, фрахтовыми агентами, компаниями операторами-перевозчиками и другими посредниками, позицирование транспортных услуг и формирование организационной структуры каналов их реализации, в т.ч. прямые каналы продаж через собственные структуры транспорта (например, СФТО) или через посредников ТЭО.
Разработка коммуникационной политики представляет собой набор мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС), направленных на продвижение продукции транспорта на транспортный рынок.
Управление транспортным маркетингом осуществляется в процессе реализации маркетинговой программы путем учета и контроля (мониторинга) процесса выполнения намеченных мероприятий, своевременного реагирования на динамику транспортного рынка, определения эффективности предпринимаемых маркетинговых действий на предприятии, поддержание имиджа транспорта. Текущий контроль за реализацией запланированных мероприятий позволяет вовремя скорректировать производственно-сбытовую деятельность транспортных предприятий и обеспечить стабильность их финансово-экономического положения.
Одним из важнейших методов изучения транспортного рынка является маркетинговое обследование района тяготения транспортного предприятия. Схема маркетингового обследования экономики района тяготения транспортного предприятия приведена на рисунке 1.1.
Рис.1.1 ̶ Схема маркетингового обследования экономики района тяготения транспортного предприятия
При крупномасштабных маркетинговых исследованиях для этой цели на договорной основе могут привлекаться специализированные маркетинговые фирмы, научно-исследовательские и другие организации.
По степени охвата транспортного рынка различают следующие масштабы обследований:
|
|
- сетевой (в масштабе всей сети железных дорог страны);
- региональный (в пределах крупного региона или экономического района);
- дорожный (в районе тяготения железной дороги);
- локальный (в районе тяготения определенной транспортной линии, отделения дороги, железнодорожного узла или станции).
Такие обследования могут быть:
Ø общими (по всем грузам и видам сообщения);
Ø специальными (по отдельным родам грузов, проблемам транспортного обслуживания и способам перевозок, например, по контейнерным перевозкам, смешанному сообщению и т.п.).
По периодичности проведения обследования бывают:
- плановые или регулярные через заранее определенные промежутки времени (ежегодно, один раз в 3, 5 и более лет);
- периодические или ситуационные, проводимые не в установленные сроки, а по мере изменения экономических условий, конъюнктуры рынка;
- оперативные, осуществляемые в виде постоянного мониторинга транспортного рынка или отдельных его сегментов и важнейших характеристик.
Масштабы обследований существенно зависят также от временнóго горизонта прогноза результатов анализа маркетинговых исследований:
ü долгосрочные (5-10 лет);
ü среднесрочные (2-3 года;
ü краткосрочные (на год или квартал) прогнозы спроса на перевозки.
Для проведения маркетингового обследования с учетом трудоемкости работы создают рабочую группу, распределяют обязанности и устанавливают сроки выполнения обследования. Процесс маркетингового обследования состоит из нескольких этапов:
1. определение целей и разработка программы обследования;
2. анализ статистической, плановой и иной информации об экономике районов тяготения железных дорог и конкурирующих видах транспорта (кабинетные исследования);
3. установление местных и транзитных районов тяготения железной дороги;
4. определение размеров выборки обследования клиентуры, разработка, рассылка и сбор опросных анкет предприятий и грузовладельцев - юридических лиц (полевые исследования);
5. обработка вторичной и первичной информации, предложений грузовладельцев и определение емкости транспортного рынка, сегментирование рынка и выбор целевых сегментов;
|
|
6. разработка и обоснование предложений по формированию спроса на перевозки, повышению качества транспортного обслуживания, предоставлению льготных тарифов, развитию транспорта и внедрению новых технологий;
7. согласование и представление (презентация) обобщенных материалов обследования руководству железной дороги и ОАО «РЖД».
В зависимости от установленных целей и программы обследования перечень выполняемых работ может быть изменен. При прогнозировании спроса на перевозки в долгосрочном периоде на сетевом уровне осуществляют крупномасштабное изучение прогноза макроэкономических показателей развития народного хозяйства, изменения в размещении и развитии производительных сил грузообразующих отраслей и конкурирующих видов транспорта, программу технического развития железнодорожного транспорта и его инфраструктуры и другие материалы.
При регулярном плановом обследовании транспортного рынка наиболее тщательно анализируется изучают действующую статистическую отчетность железных дорог:
о грузовой работе (ГО-1);
о породовой погрузке (ГО-2);
о контейнерных перевозках (КЭО-10)
о постанционном отправлении и прибытии грузов (ЦО-11);
о перевозках грузов и полученном доходе (ЦО-12);
о междорожных корреспонденциях грузов (ЦО-13);
об объемах перевозок грузов через межгосударственные и междудорожные стыковые пункты (ЦО-15)
об обмене грузов между субъектами Российской Федерации (ЦО-16) и др.
Важным документом ТЦФТО, используемым при обследовании, является паспорт клиента.
При «кабинетных» исследованиях осуществляют сбор и анализ информации, содержащейся в «паспорте» клиента, различных публикациях, отраслевых справочниках, периодических, рекламных и экономических изданиях, специализированных журналах, материалах конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов и т.п. Используют также заявки клиентуры на перевозки и долгосрочные межотраслевые соглашения, а также договора и контракты с грузоотправителями транспортно-экспедиционными организациями и компаниями-операторами, собственниками подвижного состава.
Однако этой информации обычно недостаточно для определения полной емкости транспортного рынка. Кроме того, она чаще всего не содержит качественных требований и характеристики грузовладельцев, которые можно получить только в результате непосредственных контактов с пользователями транспорта.
Железнодорожный транспорт обслуживает многие тысячи крупных, средних и мелких отправителей и получателей грузов.
Для целей исследования транспортного рынка по грузоотправителям выбирают ту часть грузовладельцев, суточный вагонооборот у которых составляет не менее 5-10 вагонов. В большинстве случаев эти предприятия располагают железнодорожными подъездными путями. Хотя от общего количества клиентов такие отправители могут составлять 35-40%, однако по объемам перевозок они охватывают около 75- 80% отправления всех грузов.
При определении размера выборки анкетирования клиентов целесообразна группировка типичных отправителей и получателей грузов с разнообразными условиями транспортного обслуживания.
Субъектами обследования могут быть также:
транспортно-экспедиционные организации;
операторы-перевозчики;
собственники подвижного состава;
брокеры товарных бирж;
различные коммерческие фирмы и компании.
При этом в круг опрашиваемых предприятий возможно включение и таких, которые не имеют контактов с железной дорогой, но могут быть ее потенциальными клиентами.
Маркетинговые обследования проводятся в следующей последовательности.
1. Исследование транспортной маркетинговой ситуации в регионе начинают с изучения работы расположенных в нем основных грузообразующих предприятий различных отраслей хозяйства. Изучается финансово-экономическое положение указанных предприятий, состояние производства, география реализации их продукции, цены на продукцию, транспортная составляющая в конечной цене (рассматривается влияние льгот и снижения тарифов на сбыт). Также изучаются сложившиеся экономические связи с партнерами, в том числе с транспортными предприятиями, текущие и перспективные проекты, в которых задействован клиент-юридическое лицо. Данные исследования проводятся специалистами отделов маркетинга транспортных предприятий. На железной дороге - специалистами отдела маркетинга ТЦФТО, маркетологами линейных агентств, сотрудниками механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, грузовых станций.
Независимые компании-перевозчики самостоятельно выполняют маркетинговые обследования интересующих их регионов.
Изучение экономики промышленных предприятий региона проводится в динамике. Маркетологи, ответственные за контроль перевозочной деятельности предприятий определенной отрасли или ряда отраслей, отслеживают планируемые изменения условий работы в отрасли, информацию об открытии или расширении (сокращении) объемов выпуска промышленных предприятий, строительстве объектов. Изучаются также правительственные решения, а также решения региональных структур управления, которые могут повлиять на условия работы грузообразующих предприятий.
Для изучения экономической и хозяйственной ситуации в регионе весьма важны прямые связи маркетологов или руководства транспортных предприятий с руководителями крупных промышленных или хозяйственных объектов. Они позволяют держать под контролем динамику производства в таких организациях и предприятиях и вовремя отреагировать предложением транспортных и сопутствующих услуг, в случае необходимости оказать необходимую помощь с целью удержания клиента (скидки с тарифа, дополнительные услуги).
При изучении работы предприятий региона необходимо учитывать используемые ими схемы перевозки грузов, виды транспорта и текущие расходы на транспортировку продукции и сырья.
Исследование транспортной маркетинговой ситуации в регионе также включает анализ инфраструктуры, особенно конкурирующих транспортных магистралей, автодорог, трубопроводов, водных путей. Кроме анализа имеющейся транспортной инфраструктуры региона для грамотного построения программы мероприятий формирования спроса на транспортные услуги маркетологам следует держать под контролем вопросы развития инфраструктуры конкурирующих предприятий и видов транспорта.
В этой связи важно правильно определить границы районов тяготения железной дороги или другого транспортного предприятия. Различают местные и транзитные районы тяготения транспортных предприятий. Местным районом тяготения железнодорожной станции называется территория, на которой расположены предприятия и организации, отправляющие и получающие грузы на данной станции. Местным районом тяготения участка или железной дороги является совокупность местных районов тяготения всех станций участка или дороги. Границы местных районов тяготения станций, участков и дорог устанавливают на основе технико-экономических расчетов по определению минимальных производственно-транспортных затрат или кратчайших расстояний перевозки при наличии альтернативных транспортных связей. На железных дорогах местные районы тяготения, как правило, хорошо известны в следствие их постоянной связи с грузовладельцами по действующим железнодорожным и автомобильным подъездным путям. Одной из задач маркетингового обследования местного района тяготения транспортного предприятия является его расширение и более интенсивное обслуживание за счет привлечения к сотрудничеству новых предприятий и организаций региона, расположенных вдали от коммуникаций транспортного предприятия.
Транзитными районам и тяготения железной дороги называются районы, перевозки между которыми совершаются через данную дорогу. Так, для Восточно-Сибирской железной дороги транзитными являются все районы, расположенные западнее и восточнее от ее границ, в которые грузы перевозятся через эту дорогу.
На практике привязка грузообразующих предприятий к определенному транспортному узлу осуществляется при его создании посредством строительства подъездных путей или использования ближайших транспортных магистралей. Однако следует учитывать, что с развитием транспортной инфраструктуры границы районов тяготения транспортных предприятий могут измениться. Знание этих границ и их изменений, а также привязки грузовладельцев к конкретным станциям нео
2. При изучении транспортного рынка используются прежде всего вторичные статистические данные. Это данные об объемах перевозок, погрузке, иных объемных показателях работы, доходах, расходах и т.д. за прошедшие месяц, квартал, год и т.д. транспортного предприятия и его конкурентов. Так, ко вторичной информации относятся данные:
единого комплекса интегрированной обработки дорожной ведомости (ЕК-ИОДВ) по отправлению и прибытию;
информация с корешков дорожных ведомостей (формы ГУ-29, ГУ-29-0, ГУ-29А, ГУ-29Б, ГУ-29Ц, ГУ-30, ГУ-З1, ГУ-З1А, ГУ-12Б, ГУ-64), передаточных ведомостей (ГУ-41);
сдаточных списков на грузы и грузовые документы (ГУ-40).
Эта информация поступает в технологический центр по обработке перевозочных документов (ТехПД). По «безбумажной» технологии на станциях указанные данные далее передаются в вычислительный центр железной дороги и в вышестоящие организации по каналам связи компьютерной сети.
Для комплексного изучения транспортного рынка необходимо также изучение информации о перевозках за периоды текущего и будущих годов.
Большое значение имеет изучение динамики развернутых оперативных планов перевозок (формы ГУ-12). Уже ряд десятилетий оперативные планы обрабатывают с помощью ЭВМ в информационно-вычислительных центрах железных дорог, а сводный по сети план составляется в Главном вычислительном центре (ГВЦ) ОАО «РЖД». Реализация технологии электронного оформления заявок на перевозку грузов существенно упрощает процесс их согласования с ЦФТО и составления оперативного плана погрузки по согласованным заявкам. Поскольку данные, доступные из документов системы оперативного планирования перевозок, недостаточны для проведения маркетингового анализа транспортного рынка, в ЦФТО создан единый банк данных, включающий интересующие показатели. Он позволяет осуществлять мониторинг маркетинговой информации и является основой составления прогнозов объемов перевозок грузов и обоснованных программ мероприятий по формированию спроса на транспортные услуги железных дорог.
Маркетинговые исследования проводятся по грузовым перевозкам, но и по степени удовлетворенности потребителей услуг ОАО «РЖД» по качеству транспортного обслуживания, предлагаемым набором дополнительных услуг
К числу основных требований потребителей услуг ОАО «РЖД» в сегменте рынка и услуг инфраструктуры относятся:
безопасность проследования грузов и подвижного состава;
соблюдение сроков доставки грузов по договору;
сохранность грузов;
доступность услуги по экономическому, географическому, информационному и административному признакам;
сохранение окружающей среды; обеспечение равного доступа на равных условиях;
исполнение графика движения;
гибкость тарифов в соответствии с различными требованиями услуг;
интермодальность грузовых перевозок (доставка груза по принципу «от двери до двери» или передачи грузов на другие виды транспорта в прямом сообщении);
максимально необходимое и качественное информационное сопровождение продвижения грузов и подвижного состава;
наличие различных вариантов исполнения перевозки по цене, времени, условиям;
оперативность оформления и удобство подачи заявок на предоставление услуг; культура и эстетика предоставления услуг.