Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ

Сценическое действие. Методика работы режиссера над сценическим действием.

 

Понятие действие

1. во­ле­вой акт, на­прав­лен­ный к оп­ре­де­лен­ной це­ли. Д. объ­е­ди­ня­ет в од­но це­лое мысль, чув­ст­во, во­об­ра­же­ние

2. со­бы­тия, о к-рых идет речь

Документальное действие - – дей­ст­вие, ос­но­ван­ное на до­ку­мен­таль­ном ма­те­риа­ле и ор­га­ни­зо­ван­ное по за­ко­нам дра­ма­тур­гии, об­раз­но рас­кры­ваю­щее оп­ре­де­лен­ный ав­тор­ский и ре­жис­сер­ский за­мы­сел.

СЦЕ­Н И ЧЕСКОЕ Д Е ЙСТВИЕ – вид ху­до­же­ст­вен­но­го иг­ро­во­го дей­ст­вия. Во­ле­вой про­цесс сце­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва, на­прав­лен­ный к оп­ре­де­лен­ной ху­до­же­ст­вен­ной ду­хов­ной це­ли. С.д. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в мо­мент жи­во­го об­ще­ния со зри­те­лем в вы­мыш­лен­ных, во­об­ра­жае­мых пред­ла­гае­мых об­стоя­тель­ст­вах на ос­но­ве оп­ре­де­лен­ных спо­со­бов, со­от­но­си­мых со сце­ни­че­ской за­да­чей, ус­ло­вия­ми и ме­рой ус­лов­но­сти те­ат­раль­ной иг­ры.

 

РЕ А ЛЬНОЕ Д Е ЙСТВИЕ – тер­мин, обо­зна­чаю­щий ес­те­ст­вен­ное по­ве­де­ние ге­ро­ев те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го дей­ст­вия, к-ро­му да­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ный ак­цент; ком­по­нент сце­нар­но-ре­жис­сер­ской раз­ра­бот­ки те­ат­ра­ли­зо­ван­ных празд­ни­ков (см. также:   Жиз­нен­ное дей­ст­вие). Дей­ст­вие уча­ст­ни­ков мо­жет быть спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ным, но при этом долж­но но­сить ес­те­ст­вен­ный ха­рак­тер, на­хо­дить от­клик у уча­ст­ни­ков ху­до­же­ст­вен­ной ак­ции, же­ла­ние в нем уча­ст­во­вать (см. также: Ре­аль­ный ге­рой).

 

СКВОЗ­Н О Е Д Е ЙСТВИЕ – ос­нов­ное на­прав­ле­ние вы­ра­зи­тель­ных средств и стрем­ле­ние всех дей­ст­вую­щих сил к осу­ще­ст­в­ле­нию сверхза­да­чи спек­так­ля, празд­нич­но­го дей­ст­ва. Это вы­зван­ное ре­жис­сер­ски­ми вы­ра­зи­тель­ны­ми сред­ст­ва­ми внут­рен­нее личное стрем­ле­ние ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка празд­ни­ка к об­щей ду­хов­ной жизненной цели. Это про­цесс пре­вра­щения те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го иг­ро­во­го об­ще­ния вжиз­нен­ное со­бы­тие.

КОНТРД Е ЙСТВИЕ (от лат. сontra – против) - в режиссуре категория действенного анализа, позволяющая выявить характер, мотивы и т.д. противостояния одной из сторон конфликта с другой, осуществляющей действие.Это действие, направленное против другого действия. Определение действия и контрдействия позволяет определить и оценить расстановку сил в конфликте.

 

Выстраивание действия на сцене режиссером – линия действия должна быть непрерывной, одно событие, логично и последовательно переходить в другое

 

 

Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ

 

       Действие - есть акт психофизический, то есть имеет две стороны — физическую и психическую,

       Физическими действиями мы называем такие действия, которые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, в тот или иной предмет и для осуществления которых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии.

       Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести все разновидности

ü физической работы (пилить,. строгать, рубить, копать, косить и т.п.);

ü действия, носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения и т.п.);

ü целый ряд бытовых действий (одеваться, умываться, причесываться, ставить самовар, накрывать на стол, убирать комнату и т.п.);

ü множество действий, совершаемых человеком по отношению к другому человеку, на сцене — по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятаться, выслеживать и т.п.).

 

Психическими действиями мы называем такие, которые имеют целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) человека. Объектом воздействия в этом случае может быть не только сознание другого человека, но и собственное сознание действующего. Психические действия — это наиболее важная для актера категория сценических действий. Именно при помощи главным образом психических действий и осуществляется та борьба, которая составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы.

       Едва ли в жизни какого-нибудь человека выдастся хотя бы один такой день, когда ему не пришлось бы кого-либо о чем-нибудь попросить (ну хотя бы о каком-нибудь пустяке: дать спичку или подвинуться на скамье, чтобы сесть), что-либо кому-нибудь объяснить, попытаться в чем-либо кого-нибудь убедить, кого-то в чем-то упрекнуть, с кем-то пошутить, кого-то в чем-то утешить, кому-то отказать, чего-то потребовать, что-то обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, над кем-то подшутить, кого-то о чем-то предупредить, самого себя от чего-то удержать (что-то в себе подавить), одного похвалить, другого побранить (сделать выговор или даже распечь), за кем-то последить и т.д. и т.п.

       Но просить, объяснять, убеждать, упрекать, шутить, скрывать, утешать, отказывать, требовать, обдумывать (решать, взвешивать, оценивать), предупреждать, удерживать себя от чего-либо (подавлять в себе какое-нибудь желание), хвалить, бранить (делать выговор, распекать), следить и т.д. и т.п. — все это как раз и есть не что иное, как самые обыкновенные психические действия.

 

       Именно из такого рода действий и складывается то, что мы называем актерской игрой или актерским искусством, подобно тому как из звуков складывается то, что мы называем музыкой. Ведь все дело в том, что любое из этих действий великолепно знакомо каждому человеку, но не всякий человек будет выполнять данное действие в данных обстоятельствах. Там, где один будет подтрунивать, другой станет утешать; там, где один похвалит, другой начнет бранить; там, где один будет требовать и угрожать, другой попросит, там, где один удержит себя от чересчур поспешного поступка и скроет свои чувства, другой, наоборот, даст волю своему желанию и во всем признается. Это сочетание простого психического действия с теми обстоятельствами, при наличии которых оно осуществляется, и решает, в сущности говоря, проблему сценического образа. Последовательно выполняя верно найденные физические или простые психические действия в предлагаемых пьесой обстоятельствах, актер и создает основу заданному ему образа.

 

Взаимоотношения между физическими и психическими действиями:

 Физические действия могут служить средством (или, как обычно выражается К.С. Станиславский, «приспособлением») для выполнения какого-нибудь психического действия.

 

Например, для того чтобы утешить человека, переживающего горе, то есть выполнить психическое действие, нужно, может быть, войти в комнату, закрыть за собой дверь, взять стул, сесть, положить руку на плечо партнера (чтобы приласкать), поймать его взгляд и заглянуть ему в глаза (чтобы понять, в каком он душевном состоянии) и т.п. — словом, совершить целый ряд физических действий.

 

Эти действия в подобных случаях носят подчиненный характер: для того чтобы их верно и правдиво выполнить, актер должен подчинить их выполнение своей психической задаче.

 

Возьмем какое-нибудь самое простое физическое действие, например: войти в комнату и закрыть за собой дверь. Но войти в комнату можно для того, чтобы утешить; для того, чтобы призвать к ответу (сделать выговор); для того, чтобы попросить прощения; для того, чтобы объясниться в любви, и т.п. Очевидно, что во всех этих случаях человек войдет в комнату по-разному — психическое действие наложит свою печать на процесс выполнения физического действия, придав ему тот или иной характер, ту или иную окраску.

 

Однако следует при этом отметить, что если психическое действие в подобных случаях определяет собою характер выполнения физической задачи, то и физическая задача влияет на процесс выполнения психического действия.

 

Например, представим себе, что дверь, которую надо за собой закрыть, никак не закрывается: ее закроешь, а она откроется. Разговор же предстоит секретный, и дверь надо закрыть во что бы то ни стало. Естественно, что у человека в процессе выполнения данного физического действия возникнет внутреннее раздражение, чувство досады, что, разумеется, не может потом не отразиться и на выполнении его основной психической задачи.

 

Рассмотрим второй вариант взаимоотношений между физическим и психическим действиями. Очень часто случается, что оба они протекают параллельно и влияют друг на друга. Например, убирая комнату, то есть выполняя целый ряд физических действий, человек может одновременно доказывать что-либо своему партнеру, просить его, упрекать и т.д. — словом, выполнять то или иное психическое действие. Допустим, что человек убирает комнату и спорит о чем-нибудь со своим партнером. Разве темперамент спора и возникающие в процессе этого спора различные чувства (раздражение, негодование, гнев) не отразятся на характере выполнения действий, связанных с уборкой комнаты? Конечно, отразятся. Физическое действие (уборка комнаты) может в какой-то момент даже совсем приостановиться, и человек в раздражении так хватит об пол тряпкой, которой он только что вытирал пыль, что партнер испугается и поспешит прекратить спор. Но возможно также и обратное влияние. Допустим, что человеку, убирающему комнату, понадобилось снять со шкафа тяжелый чемодан. Очень может быть, что, снимая чемодан, он на время прекратит свой спор с партнером, и когда получит возможность снова к нему вернуться, то окажется, что пыл его в значительной степени уже остыл. Или допустим, что человек, споря, выполняет какую-нибудь очень тонкую, ювелирную работу. Едва ли в этом случае можно вести спор с той степенью горячности, которая имела бы место, если бы человек не был связан с этой кропотливой работой.

 

 

Итак, физические действия могут осуществляться:

ü во-первых, как средство выполнения психической задачи,

ü во-вторых, параллельно с психической задачей.

 

Как в том, так и в другом случае налицо взаимодействие между физическим и психическим действиями; однако в первом случае ведущая роль в этом взаимодействии все время сохраняется за психическим действием как основным и главным, а во втором случае она может переходить от одного действия к другому (от психического к физическому и обратно), в зависимости от того, какая цель в данный момент является для человека более важной (например, убрать комнату или убедить партнера).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: