Текущее планирование работы с кадрами на месяц

Планирование работы учреждения не заканчивается состав­лением годового плана. В соответствии с ним каждый сотруд­ник должен уметь в системе спланировать свою работу.

Руководитель и старший воспитатель ДОУ планирует рабо­ту с кадрами на месяц и при этом форма индивидуального плана может быть различной. Рассмотрим несколько вариан­тов.

1-й вариант. Электронный календарь, в котором даны фор­мы: год, месяц, неделя, день.

2-й вариант. Циклограмма деятельности.

Технология составления циклограмм эффективна для ста­бильных планов, так как в ее основе планируются регулярно проводимые виды работ и мероприятий - например, цикло­грамма педагогических мероприятий в ДОУ. Циклограммы можно составлять на основе функциональных обязанностей сотрудника, на текущее планирование его деятельности.

Многие руководители составляют ее в начале учебного го­да, что помогает научно организовать свой труд, планомерно распределить мероприятия по основным направлениям дея­тельности, обеспечивая плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель пла­нирует работу на месяц и на каждый день. При этом если про­исходит отмена запланированного мероприятия, то на обрат­ной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Пре­имущество этого планирования в том, что в конце любого сро­ка (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты,


которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.

Таблица 1

Формы работы 1-неделя 2-неделя 3-неделя 4-неделя
         

В данной таблице возможно разделы «неделя» поделить на 5 рабочих дней, а каждый день - на первую и вторую полови­ну дня. Составляя свою циклограмму деятельности, каждый сотрудник усовершенствует ее в соответствии со своими должностными обязанностями. В приложении 7 вы найдете ПРИМЕРНУЮ ЦИКЛОГРАММУ РАБОТЫ ЗАМ. ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЧАСТИ.

1-й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей - Еженедельник. Используются еженедельники самых разных форматов и вариантов оформления. Большое их разнообразие представленное в магазинах канцелярских това­ров, дает возможность выбора.

2-й вариант. Рабочий журнал заведующего ДОУ (старшего воспитателя ДОУ, воспитателя ДОУ) автор К.Ю. Белая, М.: ТЦ Сфера, 2012. Каждый из этих журналов составлен с учетом функциональных обязанностей и современных требований к планированию. Таблица 2 может использоваться как план ра­боты заведующего ДОУ.

Таблица 2

№ п/п Содержание работы 1-неделя число 2-неделя число 3-неделя число 4-неделя число
  1.Работа с кадрами        
           
  2. Организацион­но-педагогическая работа        
           

 


32


33


№ п/п Содержание работы 1-неделя число 2-неделя число 3-неделя число 4-неделя число
  3. Взаимодействие с родителями, школой и другими организациями        
           
  4. Административ­но-хозяйственная работа        
           

1-й вариант. Картотека дел. Она условно имеет три раздела: плановые мероприятия на месяц, на день, раздел - выполне­ние. В начале учебного года руководитель выписывает на от­дельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе кар­тотеки по числам месяца. Ежедневно карточки с выполненны­ми делами перемещаются в третий раздел «выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка пере­носится на следующий день или месяц.

2-й вариант. Технологическая карта управления дошколь­ным образовательным учреждением.

Технологические карты разрабатываются с целью оказания помощи начинающим руководителям и педагогам в систем­ном планировании. Они могут иметь специфику региона и конкретного дошкольного учреждения. В приложении 2, вы найдете примерную технологическую карту для старшего вос­питателя ДОУ.

Организованность, дисциплина, эффективность педагогическо­го процесса в ДОУ во многом зависят от умения каждого со­трудника планировать свою работу.

В.А. Сухомлинский говорил: «Умение руководить коллек­тивом зависит от того, насколько глубоко руководитель про­думывает тончайшие детали педагогического процесса».








ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

На курсах повышения квалификации и семинарах часто слушатели задают самые разнообразные вопросы, связанные с технологией планирования работы. Отвечая на эти вопросы, автор пособия рассматривает их как краткий, тезисный экс­курс погружения в сложную тему планирования и надеется, что ответы на вопросы также помогут практикам.

Вопрос: «Каким образом требования к условиям, которые прописаны в приказе № 2151 2011 года, должны найти отра­жение в годовом плане ДОУ и в организации мониторинга?»

Ответ: Прежде чем отвечать на этот вопрос, мне хочется напомнить, что у руководителя ДОУ существует определенная система работы с новыми нормативно - правовыми докумен­тами:

• с выходом любого приказа или инструктивного письма,
необходимо проанализировать, как обстоят дела по дан­
ной проблеме в своем ДОУ;

• на основе анализа, обозначить проблемы и слабые раз­
делы работы (что не соответствует в учреждении поло­
жениям, обозначенным в нормативном документе?)

«спланировать мероприятия по устранению этого несоот­ветствия;

• эти мероприятия включить в планы работы.

Примерно такую же работу необходимо было провести в каждом дошкольном образовательном учреждении с выходом данного приказа и намеченными мероприятиями дополнить годовой план работы и организационную работу при проведе­нии мониторинга. Если таких мероприятий у вас накопилась много, вы в праве некоторые из них запланировать на сле­дующий учебный год.


 


34


35


Вопрос: «Кто утверждает «Основную общеобразователь­ную программу ДОУ», «Программу развития ДОУ» и «Годо­вой план работы ДОУ»?

Ответ: Эти документы обсуждаются и утверждаются в пе­дагогическом коллективе (например на педсовете ДОУ). На титульном листе данных документов, в правом углу делается отметка об утверждении, заверяется печатью и подписью заве­дующего ДОУ, указывается № протокола заседания педсовета, на котором обсуждался документ. В левом углу может стоять отметка о согласовании (например, «Согласовано» с УО или ОМЦ, подпись, печать). В некоторых территориях, в соответ­ствии с приказом о номенклатуре дел по данному региону, эти документы обязаны утверждаться учредителями.

Начинающим руководителям и всем, кто впервые разраба­тывает данные документы, необходимо проконсультироваться с методическими службами района или города.

Вопрос: «Выполнена программа развития ДОУ, все этапы проанализированы. Как перейти к разработке новой програм­ма развития на последующие годы? Нужен ли полный анализ деятельности ДОУ?»

Ответ: «Программа развития ДОУ» начинается с информа­ционной. Поэтому будет логично, если Вы укажите, что вто­рая (или третья) программа развития вашего учреждения за время его существования. Укажите, чем вызвано составление нового документа. Это может быть не только окончание срока реализации предыдущей программы, но и новые обстоятельст­ва. Например, выход новых нормативно-правовых документов в системе образования, постановка новых целей и задач перед коллективом на перспективу или изменение статуса вашего учреждения, открытие новых групп и структурных подразде­лений и т.п.

Важно, определяя концептуальные цели дать пояснения, чем они обоснованы. Именно проблемный анализ и будет главным в обосновании этих положений.

36


Вопрос: «Как часто необходимо вносить изменения в годо­вой план работы ДОУ?»

Ответ: План работы коллектива ДОУ на учебный год явля­ется отчетным документом, который надо рассматривать как ин­струмент оперативного управления дошкольным образователь­ным учреждением.

Все запланированные мероприятия должны быть выполне­ны. Однако, гибкость и демократичность в управлении ДОУ по результатам деятельности, предполагает своевременное внесение дополнений в годовой план по мере необходимости и сложившейся ситуации.

Вопрос: «Должен ли руководитель или старший воспита­тель подписывать годовой план ДОУ в Окружном методиче­ском кабинете?»

Ответ: Все зависит от регионального Приказа о номенкла­туре дел. Если в данном приказе нет такого пункта, то годовой план ДОУ утверждает руководитель ДОУ. Но в практике рабо­ты существует положение о том, что начинающие руководите­ли или старшие воспитатели ДОУ должны консультироваться с методической службой округа о форме написания, содержа­нии и оформлении этого важного документа. Такое консульти­рование направлено на оказание практической помощи начи­нающему специалисту. Тогда на титульном листе ставится отметка о согласовании и указывается ФИО специалиста, ко­торый вас консультировал. Этот специалист подпишется толь­ко в том случае, если уверен, что вы устранили все высказан­ные им замечания по документу, так как он в этом случае тоже несет некоторую ответственность за данный документ.

Вопрос: «В чьи обязанности входит разработка комплекс­но-тематического планирования работы с детьми?»

Ответ: План воспитательно-образовательной работы с детьми это основной документ воспитателя группы. Он может оформляться в любой удобной для педагога форме, которая ут­верждена в педагогическом коллективе. Если комплексно-тематическое планирование является составной частью этого

37


плана, то и разрабатывают его два воспитателя, работающие с детьми в группе. Например, в «Рабочем журнале воспитателя ДОУ (авторы К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская, М.: ТЦ Сфера, 2012) есть раздел комплексно-тематическое планирование на месяц. Старший воспитатель ДОУ должен подсказать, научить или вместе в воспитателями его заполнить при первичном внедрении этой формы планирования. В большинстве пример­ных общеобразовательных программах авторы дают образцы такого планирования. Используя их, воспитатель дополняет и вносит в них коррективы с учетом особенностей региона. В методическом кабинете ДОУ могут быть представлены разра­ботки комплексно-тематического планирования на основе важных общественных событий, праздников, особенностей сезонов. Использовать можно самые разные календари, из ко­торых педагог может выбирать информацию и включить в пе­дагогический процесс, с учетом программных требований и возрастных особенностей детей группы.

Вопрос: «В чем состоит связь между Программой разви­тия, Образовательной программой и Годовым планом ДОУ? Должны ли они сочетаться между собой?»

Ответ: Все перечисленные три документа: Программа раз­вития, Образовательная программа и Годовой план ДОУ долж­ны быть взаимосвязаны по целям, задачам и составлять целост­ную систему планово-прогностической функции управления. Такая иерархия планов предусматривает реализацию принципов последовательности, системности и преемственности.

Вопрос: «Нужно ли составлять план по преемственности в работе ДОУ и школы?»

Ответ: План преемственности в работе ДОУ и школы важ­ная составляющая образовательного процесса. Чаще всего этот план является частью годового плана работы ДОУ и пред­ставлен в виде мероприятий. Однако в некоторых регионах, в соответствии с приказом о номенклатуре дел ДОУ, он выде­лен так самостоятельный документ.













ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Памятка «Правила организации рабочего дня»

1. Отведите для каждого дела определенное время, работай­
те стабильно, без срывов и «пиковых нагрузок».

2. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня:
завтра у вас появятся другие дела и вы не выполните на­
меченное.

3. Цените не только свое, но и чужое рабочее время; воспи­
тывайте в себе привычку уважать время.

4. Не опаздывайте и требуйте того же от членов вашего кол­
лектива.

5. Вечером, перед уходом с работы, составьте детальный
план того что надо сделать завтра, чтобы с утра можно
было сразу приступить к работе.

6. Избегайте длительных телефонных переговоров, ведите
беседу только на деловые темы, следите за громкостью
своего голоса, не раздражайтесь, помните, что нервоз­
ность и раздражение отнимают у вас время и силы.

7. Помните, что всегда есть возможность намного увеличить
свое производительное время, полнее использовать его;
время поездок, ожиданий можно занять просмотром запи­
сок, чтением и другими полезными делами.

 

8. В конце рабочего дня выполняйте какую-либо техниче­
скую работу, не требующую высокой интеллектуальной
активности.

9. Имейте всегда под рукой предметы, которыми постоянно
пользуетесь; всегда кладите их на место.

10. Не делайте то, что может сделать ваш подчиненный, не
тратьте время впустую, цените себя как профессионала.

39


 






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: