Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу.
Руководитель и старший воспитатель ДОУ планирует работу с кадрами на месяц и при этом форма индивидуального плана может быть различной. Рассмотрим несколько вариантов.
1-й вариант. Электронный календарь, в котором даны формы: год, месяц, неделя, день.
2-й вариант. Циклограмма деятельности.
Технология составления циклограмм эффективна для стабильных планов, так как в ее основе планируются регулярно проводимые виды работ и мероприятий - например, циклограмма педагогических мероприятий в ДОУ. Циклограммы можно составлять на основе функциональных обязанностей сотрудника, на текущее планирование его деятельности.
Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, планомерно распределить мероприятия по основным направлениям деятельности, обеспечивая плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом если происходит отмена запланированного мероприятия, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты,
которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.
Таблица 1
Формы работы | 1-неделя | 2-неделя | 3-неделя | 4-неделя |
В данной таблице возможно разделы «неделя» поделить на 5 рабочих дней, а каждый день - на первую и вторую половину дня. Составляя свою циклограмму деятельности, каждый сотрудник усовершенствует ее в соответствии со своими должностными обязанностями. В приложении 7 вы найдете ПРИМЕРНУЮ ЦИКЛОГРАММУ РАБОТЫ ЗАМ. ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЧАСТИ.
1-й вариант. Самый распространенный в практике работы руководителей - Еженедельник. Используются еженедельники самых разных форматов и вариантов оформления. Большое их разнообразие представленное в магазинах канцелярских товаров, дает возможность выбора.
2-й вариант. Рабочий журнал заведующего ДОУ (старшего воспитателя ДОУ, воспитателя ДОУ) автор К.Ю. Белая, М.: ТЦ Сфера, 2012. Каждый из этих журналов составлен с учетом функциональных обязанностей и современных требований к планированию. Таблица 2 может использоваться как план работы заведующего ДОУ.
Таблица 2
№ п/п | Содержание работы | 1-неделя число | 2-неделя число | 3-неделя число | 4-неделя число |
1.Работа с кадрами | |||||
2. Организационно-педагогическая работа | |||||
32
33
№ п/п | Содержание работы | 1-неделя число | 2-неделя число | 3-неделя число | 4-неделя число |
3. Взаимодействие с родителями, школой и другими организациями | |||||
4. Административно-хозяйственная работа | |||||
1-й вариант. Картотека дел. Она условно имеет три раздела: плановые мероприятия на месяц, на день, раздел - выполнение. В начале учебного года руководитель выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Ежедневно карточки с выполненными делами перемещаются в третий раздел «выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.
2-й вариант. Технологическая карта управления дошкольным образовательным учреждением.
Технологические карты разрабатываются с целью оказания помощи начинающим руководителям и педагогам в системном планировании. Они могут иметь специфику региона и конкретного дошкольного учреждения. В приложении 2, вы найдете примерную технологическую карту для старшего воспитателя ДОУ.
Организованность, дисциплина, эффективность педагогического процесса в ДОУ во многом зависят от умения каждого сотрудника планировать свою работу.
В.А. Сухомлинский говорил: «Умение руководить коллективом зависит от того, насколько глубоко руководитель продумывает тончайшие детали педагогического процесса».
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
На курсах повышения квалификации и семинарах часто слушатели задают самые разнообразные вопросы, связанные с технологией планирования работы. Отвечая на эти вопросы, автор пособия рассматривает их как краткий, тезисный экскурс погружения в сложную тему планирования и надеется, что ответы на вопросы также помогут практикам.
Вопрос: «Каким образом требования к условиям, которые прописаны в приказе № 2151 2011 года, должны найти отражение в годовом плане ДОУ и в организации мониторинга?»
Ответ: Прежде чем отвечать на этот вопрос, мне хочется напомнить, что у руководителя ДОУ существует определенная система работы с новыми нормативно - правовыми документами:
• с выходом любого приказа или инструктивного письма,
необходимо проанализировать, как обстоят дела по дан
ной проблеме в своем ДОУ;
• на основе анализа, обозначить проблемы и слабые раз
делы работы (что не соответствует в учреждении поло
жениям, обозначенным в нормативном документе?)
«спланировать мероприятия по устранению этого несоответствия;
• эти мероприятия включить в планы работы.
Примерно такую же работу необходимо было провести в каждом дошкольном образовательном учреждении с выходом данного приказа и намеченными мероприятиями дополнить годовой план работы и организационную работу при проведении мониторинга. Если таких мероприятий у вас накопилась много, вы в праве некоторые из них запланировать на следующий учебный год.
34
35
Вопрос: «Кто утверждает «Основную общеобразовательную программу ДОУ», «Программу развития ДОУ» и «Годовой план работы ДОУ»?
Ответ: Эти документы обсуждаются и утверждаются в педагогическом коллективе (например на педсовете ДОУ). На титульном листе данных документов, в правом углу делается отметка об утверждении, заверяется печатью и подписью заведующего ДОУ, указывается № протокола заседания педсовета, на котором обсуждался документ. В левом углу может стоять отметка о согласовании (например, «Согласовано» с УО или ОМЦ, подпись, печать). В некоторых территориях, в соответствии с приказом о номенклатуре дел по данному региону, эти документы обязаны утверждаться учредителями.
Начинающим руководителям и всем, кто впервые разрабатывает данные документы, необходимо проконсультироваться с методическими службами района или города.
Вопрос: «Выполнена программа развития ДОУ, все этапы проанализированы. Как перейти к разработке новой программа развития на последующие годы? Нужен ли полный анализ деятельности ДОУ?»
Ответ: «Программа развития ДОУ» начинается с информационной. Поэтому будет логично, если Вы укажите, что вторая (или третья) программа развития вашего учреждения за время его существования. Укажите, чем вызвано составление нового документа. Это может быть не только окончание срока реализации предыдущей программы, но и новые обстоятельства. Например, выход новых нормативно-правовых документов в системе образования, постановка новых целей и задач перед коллективом на перспективу или изменение статуса вашего учреждения, открытие новых групп и структурных подразделений и т.п.
Важно, определяя концептуальные цели дать пояснения, чем они обоснованы. Именно проблемный анализ и будет главным в обосновании этих положений.
36
Вопрос: «Как часто необходимо вносить изменения в годовой план работы ДОУ?»
Ответ: План работы коллектива ДОУ на учебный год является отчетным документом, который надо рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением.
Все запланированные мероприятия должны быть выполнены. Однако, гибкость и демократичность в управлении ДОУ по результатам деятельности, предполагает своевременное внесение дополнений в годовой план по мере необходимости и сложившейся ситуации.
Вопрос: «Должен ли руководитель или старший воспитатель подписывать годовой план ДОУ в Окружном методическом кабинете?»
Ответ: Все зависит от регионального Приказа о номенклатуре дел. Если в данном приказе нет такого пункта, то годовой план ДОУ утверждает руководитель ДОУ. Но в практике работы существует положение о том, что начинающие руководители или старшие воспитатели ДОУ должны консультироваться с методической службой округа о форме написания, содержании и оформлении этого важного документа. Такое консультирование направлено на оказание практической помощи начинающему специалисту. Тогда на титульном листе ставится отметка о согласовании и указывается ФИО специалиста, который вас консультировал. Этот специалист подпишется только в том случае, если уверен, что вы устранили все высказанные им замечания по документу, так как он в этом случае тоже несет некоторую ответственность за данный документ.
Вопрос: «В чьи обязанности входит разработка комплексно-тематического планирования работы с детьми?»
Ответ: План воспитательно-образовательной работы с детьми это основной документ воспитателя группы. Он может оформляться в любой удобной для педагога форме, которая утверждена в педагогическом коллективе. Если комплексно-тематическое планирование является составной частью этого
37
плана, то и разрабатывают его два воспитателя, работающие с детьми в группе. Например, в «Рабочем журнале воспитателя ДОУ (авторы К.Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская, М.: ТЦ Сфера, 2012) есть раздел комплексно-тематическое планирование на месяц. Старший воспитатель ДОУ должен подсказать, научить или вместе в воспитателями его заполнить при первичном внедрении этой формы планирования. В большинстве примерных общеобразовательных программах авторы дают образцы такого планирования. Используя их, воспитатель дополняет и вносит в них коррективы с учетом особенностей региона. В методическом кабинете ДОУ могут быть представлены разработки комплексно-тематического планирования на основе важных общественных событий, праздников, особенностей сезонов. Использовать можно самые разные календари, из которых педагог может выбирать информацию и включить в педагогический процесс, с учетом программных требований и возрастных особенностей детей группы.
Вопрос: «В чем состоит связь между Программой развития, Образовательной программой и Годовым планом ДОУ? Должны ли они сочетаться между собой?»
Ответ: Все перечисленные три документа: Программа развития, Образовательная программа и Годовой план ДОУ должны быть взаимосвязаны по целям, задачам и составлять целостную систему планово-прогностической функции управления. Такая иерархия планов предусматривает реализацию принципов последовательности, системности и преемственности.
Вопрос: «Нужно ли составлять план по преемственности в работе ДОУ и школы?»
Ответ: План преемственности в работе ДОУ и школы важная составляющая образовательного процесса. Чаще всего этот план является частью годового плана работы ДОУ и представлен в виде мероприятий. Однако в некоторых регионах, в соответствии с приказом о номенклатуре дел ДОУ, он выделен так самостоятельный документ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Памятка «Правила организации рабочего дня»
1. Отведите для каждого дела определенное время, работай
те стабильно, без срывов и «пиковых нагрузок».
2. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня:
завтра у вас появятся другие дела и вы не выполните на
меченное.
3. Цените не только свое, но и чужое рабочее время; воспи
тывайте в себе привычку уважать время.
4. Не опаздывайте и требуйте того же от членов вашего кол
лектива.
5. Вечером, перед уходом с работы, составьте детальный
план того что надо сделать завтра, чтобы с утра можно
было сразу приступить к работе.
6. Избегайте длительных телефонных переговоров, ведите
беседу только на деловые темы, следите за громкостью
своего голоса, не раздражайтесь, помните, что нервоз
ность и раздражение отнимают у вас время и силы.
7. Помните, что всегда есть возможность намного увеличить
свое производительное время, полнее использовать его;
время поездок, ожиданий можно занять просмотром запи
сок, чтением и другими полезными делами.
8. В конце рабочего дня выполняйте какую-либо техниче
скую работу, не требующую высокой интеллектуальной
активности.
9. Имейте всегда под рукой предметы, которыми постоянно
пользуетесь; всегда кладите их на место.
10. Не делайте то, что может сделать ваш подчиненный, не
тратьте время впустую, цените себя как профессионала.
39