Часто на курсах повышения квалификации слушатели задают вопросы: «Какой план считается наиболее удачным?», «Есть ли какие-то «фирменные» секреты составления годового плана» и т.п. Сразу хочу сказать, что форма написания годового плана работы дошкольного образовательного учреждения может быть выбрана любая удобная и понятная руководителю. Оценивается не форма плана, а его содержание, лаконичность целей и задач, представление в нем основных направлений деятельности и мероприятий на учебный год конкретного дошкольного учреждения.
Форму написания плана ДОУ выбирает самостоятельно. Чаще всего встречаются:
• Схематично-блочная.
• Календарно-месячная.
«Цикличная по формам.
Рассмотрим несколько вариантов оформления годового плана ДОУ.
1. Вариант оформления плана представлен в книге «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам», авторы П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. Это пособие активно используется практиками начиная с 2001 года и оно переиздавалось четыре раза с дополнениями и изменениями, диктуемыми временем. Пример модели годового плана работы ДОУ по конечным результатам состоит из Анализа конечных результатов прошедшего учебного года и схемы планируемой деятельности по шести направлениям, в каждом из которых формулируются конкретные задачи по совершенствованию работы ДОУ, мероприятия, ответственные за реализацию этих мероприятий и сроки выполнения. Обязательно планируется контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий.
Примерное планирование деятельности ДОУ
на________ учебный год
Направления и задачи | Содержание основной деятельности | Ответствен-ные и сроки исполнения | Контроль за ходом выполнения |
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. Задачи: | Улучшение качества медицинского обслуживания | ||
Система рационального питания | |||
Система физкультурно-оздоровительных меро-приятий и закаливания | |||
Система комфортной пространственной среды | |||
Создание необходимой психологической среды | |||
Система работы по обеспечению охраны труда и безопас- |
22
23
Направления и задачи | Содержание основной деятельности | Ответствен-ные и сроки исполнения | Контроль за ходом выполнения |
ности жизнедеятельности детей и сотрудников | |||
Обеспечение качества воспитания и образования дошкольников. Задачи: | Особенности организации образовательного процесса | ||
Организация дополнительных услуг (исходя из запросов родителей и возможностей ДОУ) Организация работы структурных подразделений (при наличии таковых) | |||
Организация предметно-развивающих сред в ДОУ | |||
Организация смотра-конкурса и др. | |||
Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе. Задачи: | Диагностика развития детей, поступающих в школу | ||
Организация образовательного процесса в подготовительной к школе группе | |||
Совместные мероприятия для детей, педагогов, родителей | |||
Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса. Задачи: | Система методической работы в ДОУ | ||
Педсоветы | |||
Открытые просмот- |
24
Направления и задачи | Содержание основной деятельности | Ответственные и сроки исполнения | Контроль за ходом выполнения |
ры педагогической деятельности | |||
| Повышение профессионального мастерства педагогов на курсах, семинарах и др. | ||
Самообразование педагогов | |||
Изучение и внедрение педагогического опыта работы | |||
Аттестация сотрудников | |||
Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете (организация выставок, конкурсов и др.) | |||
Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями. Задачи: | Система работы с родителями | ||
Система работы со школой | |||
Система работы с... | |||
Укрепление материально-технической и финансовой базы ДОУ. Задачи: | Смотр готовности к новому учебному году | ||
Смотр готовности к летне-оздоровительной работе | |||
Обновить | |||
Отремонтировать и т.д. |
Второй вариант оформления плана. В последнее время широкое распространение получило сетевое графическое планирование. Самые разнообразные формы плана-графика используются в практике работы ДОУ. Идея одной из форм такого плана графика на месяц заложена в пособии: автор
25
К.Ю. Белая «От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада». - М.: Школьная Пресса, 2007, 2010. Эта форма может использоваться начинающими руководителями ДОУ.
В этом пособии работа учреждения спланирована так, что в каждом месяце представлены мероприятия, вокруг которых строится вся работа. План-схему открывает краткая характеристика месяца и рекомендации воспитателю, старшему воспитателю, руководителю, а также обращается внимание на особенно важные для этого месяца формы работы. Выделены рубрики «для детей» с представлением интересных, на наш взгляд, форм работы в течение года. Для удобства пользования план-схема разбита на три группы мероприятий: «обязательные», «рекомендуемые автором», «планируемые руководителем ДОУ». Последнюю графу каждый руководитель заполняет самостоятельно, с учетом особенностей своего коллектива.
Третий графический вариант оформления плана. Оптимальный годовой план ДОУ состоит из пяти частей (разделов): Анализ работы за прошедший учебный год; Работа с кадрами; Организационно-педагогическая работа; Взаимодействие с семьей, школой и др. организациями; Административно-хозяйственная работа.
В практике работы ДОУ такую форму планирования называют еще «схематично-блочная форма написания годового плана работы». Особенность этой формы состоит в том, что все мероприятия наглядно представлены на весь месяц по каждому из четырех блоков. В приложении вы найдете примерные образцы такого планирования.
1. Блок «Анализ работы за прошедший учебный год» пи
шется в свободной форме.
2. В блоке «Работа с кадрами» планируются мероприятия по
шести направлениям: аттестация, повышение квалификации
педагогов, консультации, семинары-практикумы, открытые
просмотры и др. формы.
3. Блок «Организационно-педагогическая работа» включает
мероприятия по трем направлениям: контроль, педсоветы, ос-
26
нащение методического кабинета и работа по изучению, обобщению и внедрению педагогического опыта.
4. Блок «Взаимодействие с семьей, школой и др. организа
циями» - это организация самых разнообразных мероприятий
и форм проведения работы с семьями воспитанников, направ
ленных на повышение компетентности родителей в вопросах
воспитания и развития дошкольников и привлечение их к уча
стию в образовательном процессе ДОУ; организация преемст
венности в работе со школой и другими внешними организа
циями социума, с которыми взаимодействует учреждение.
5. В блоке «Административно-хозяйственная работа» пла
нируются мероприятия, связанные с улучшением развиваю
щих сред в ДОУ, оснащение, ремонт, приобретение и др.
Четвертый вариант оформления плана можно найти в пособии авторов: Алямовская В.Г., Петрова С.П. Разработка годового плана ДОУ: учебно-методическое пособие. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2009.
Обычно к годовому плану, некоторые руководители оформляют «приложения» по самым разным направлениям деятельности ДОУ. Это делается для удобства, так как некоторые разделы имеют несколько назначений и используются не только для внутреннего пользования, но и для представления в другие организации. Решение о количестве приложений и их оформлении решает руководитель ДОУ, если нет специального регионального приказа на эту тему. Как самостоятельными планами - приложениями могут быть: «План преемственности в работе ДОУ и школы», «План летне-оздоровительной работы», «План лечебно-профилактической работы», «План подготовки к новому учебному году» и др.
Каждое приложение должно иметь титульный лист, на котором в верхнем правом углу пишется «Приложение к плану
работы ДОУ на 20__ -20__ уч.г.», затем указывается название
документа, а далее «согласовано», № протокола и кем составлен данный документ.
27
Например «План летне-оздоровительной работы» может быть представлен как приложение к годовому плану и оформлен в виде схемы.
Схема 1
Приложение к плану работы ДОУ на 20_-20_уч.г