Понятие о сущности языка. Язык как общественное явление

Вопросы к экзамену по курсу «Теория языка»

 

Общие вопросы языкознания:

1. Понятие о сущности языка. Язык как общественное явление.

2. Понятие о языке как системе знаков. Своеобразие языка как системы знаков (учебник Ю.С. Маслова, глава 1, раздел 2, пункты а, в).

3. Определения и функции языка.

4. Проблематика языкознания.

5. Понятие о национальном языке и формах его существования (учебник Ю.С. Маслова, глава 1, раздел 1, пункт д).

6. Понятие о литературном языке. Лингвистическое и социолингвистическое определение литературного языка.

7. Генеалогическая классификация языков. Основные понятия, основные семьи.

8. Индоевропейская семья языков. Алтайская семья языков. Уральская семья языков.

9. Лингвистическая карта России.

10. Понятие о языке и речи. Единицы языка и единицы речи

11. Понятие о языковом уровне. Уровни языка.

12. Понятие о парадигме и синтагме.

13. Понятие о синхронии и диахронии.  

 

Фонетика и фонология:

1. Фонетика, определение, задачи изучения.

2. Устройство речевого аппарата

3. Классификация звуков. Гласные и согласные звуки.

4. Классификация согласных звуков (все 4 признака). Артикуляционные и акустические различия глухих и звонких согласных. Артикуляционные и акустические различия твердых и мягких согласных.

5. Классификация гласных звуков.

6. Основные и неосновные звуки. Критерии их разграничения, понятие о позиционном чередовании звуков.

7. Фонетическое членение, такт (по учебнику А.А. Реформатского).

8. Понятие о клитиках. Типы клитик (проклитики и энклитики).

9. Фонология. Основные школы. Основные проблемы фонологии.

10. Определение фонемы. Функции фонемы. Фонема и её разновидности (аллофон, протофон, вариант и вариация фонемы).

11. Структура фонемы. Признаки фонемы. Парность как свойство фонемы.

12. Выделимость фонем. Состав фонем русского и изучаемого иностранного языка.

13. Границы фонемы. Критерий объединения звуков в фонему (морфологический или функциональный).

14. Учение МФШ о позициях фонемы. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Перцептивно сильные и слабые позиции.

15. Письмо. Соотношение устного и письменного языка. Письмо, передающее план содержания (пиктография, идеография).

16. Буквенно-фонемное письмо. Типы алфавитов (финикийский алфавит, греческий, латиница, славянская азбука).

17. Графика и орфография. Основные принципы орфографии. К вопросу об основном принципе русской орфографии.

 

Лексикология

1. Лексикология. Понятие о слове. Признаки слова. Определения слова. Термины для обозначения слова в языке и речи.

2. Понятие о лексическом значении слова. Компоненты лексического значения слова (денотативный, сигнификативный, коннотативный, структурный, фоновый, коммуникативный). Понятие о ближайшем и дальнейшем значении слова (учебник Ю.С. Маслова, глава 3, раздел 2).

3. Понятие о лексико-семантическом варианте, понятие о семе.

4. Понятие о лексико-семантической системе языка. Парадигматические отношения в лексике. Синтагматические отношения в лексике.

5. Табу и эвфемизмы.

6. Гиперо-гипонимические отношения в лексике (учебник Ю.С. Маслова, глава 3, раздел 2, пункт г).

7. Семантическая и лексическая сочетаемость слов (учебник «Русский язык» под ред. Л.Л. Касаткина, 2001 г., стр. 161-162).

8. Понятие об энантиосемии.

9. Понятие о кальках, типы калек (структурные и семантические).

10. Лексикография. Основные типы словарей (учебник Ю.С. Маслова, глава 3, раздел 7).

11. Понятие об этимологии. Деэтимологизация. Народная этимология.

 

Грамматика

1. Грамматика. Основные понятия грамматики.

2. Понятие о морфеме. Морфема и морф.Типы морфем.

3. Понятие об агглютинации и фузии.

4. Понятие о грамматическом значении. Типы грамматического значения (по учебнику А.А. Реформатского, стр. 252; по учебнику Ю.С. Маслова стр. 134).

5. Понятие о грамматическом способе.

6. Способ аффиксации, внутренняя флексия, повторы, ударение, супплетивизм,, сложение, способ служебных слов, порядок слов, интонация (знать определение, привести примеры).

7. Синтетические грамматические способы.

8. Аналитические грамматические способы.

9. Понятие о грамматической форме.

10. Понятие о грамматической категории.

11. Понятие о синтетических аналитических языках (по учебнику А.А. Реформатского, параграф 56; по учебнику Ю.С. Маслова глава 6, раздел 3, параграф 262).

12. Понятие о морфологической классификации языков.

 


 


Понятие о сущности языка. Язык как общественное явление

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835, Берлин)-основоположник общего языкознания
Язык – это средство общения; это средство образования и выражения мысли; по Соссюру – система знаков.
Язык – это общественное явление, потому что:
- существует только в обществе
- не передаётся по наследству
- родной язык – язык, усвоенный с детства
- нет специальных органов речи (у животных тоже есть голосовые связки, язык)

2. Понятие о языке как системе знаков. Своеобразие языка как системы знаков
Семиотика-наука изучающая знаковые системы.
По Маслову:
Знак-это предмет, который указывает, представляет другой предмет.
Стороны знака: материальная (звук) и идеальная (смысл)
По Соссюру:
Знак – единство означающего и означаемого.
Стороны знака: означающее (звук) и означаемое (смысл)
Связь означаемого и означающего не мотивирована, произвольна (знаки связаны произвольной связь). Отсутствие мотивирующей связи между о-ым и о-им – это возможность выражения звуков в любом их значении.
Характеристика знаков:
-социальны
-находятся в оппозиции друг другу
-образуют систему (система – совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов)

3. Определения и функции языка
Язык – естественно возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система.(из лингвистической энциклопедии). Язык – единство означающего и означаемого, с-ма знаков (по Соссюру). Язык – это средство общения; это средство образования и выражения мысли; Язык – это общественное явление.
Ф-ии языка:
• Коммуникативная (язык - средство общения)
• Когнитивная (язык-средство мыслеформирующая, т.е. связывает язык с мыслительной деятельностью)
• Эмотивная (язык-средство выражения эмоций)
• Фатическая (контакто-устанавливаемая).Она в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.
• Язык как индикатор (показатель чего-либо) по Маслову
• Метаязыковая (описания языка с помощью языка, например, учебники)
• Экспрессивная (Выражение с помощью интонации или подбора слов личности говорящего, его эмоций)

4. Проблематика языкознания

Целый ряд проблем связан с поиском универсальных определений языковых категорий, например, слова, предложения и т.д. Помимо того, языковеды пытаются выявить универсальный процесс эволюции языков. Не до конца выяснена синтаксическая структура предложений. Не определена связь сочетания морфем в словах и сочетание слов в предложениях, а также взаимозависимость между фонологическими процессами и синтаксической структурой. Необходимо определить механизм функционирования грамматизации. Особую проблему составляет возможность формального разграничения родственных языков (и, соответственно, критерия этого разграничения). Изучают грамматически правильный язык, потенциальные пределы понимания и использования языков, возникновение, развитие и оценивание идиолектов и диалектов. Философские размышления о языке заключаются в исследовании интенции, понимания, ссылок, намерении и интенциональности, расширения, лингвистической относительности, контекста, двусмысленности, многозначности, идиолекта, говора и других основных понятий языкознания. Нерешенными проблемами на протяжении многовековой истории языкознания являются проблемы происхождения языка и речи.

5. Понятие о национальном языке и формах его существования
 Национальный язык-форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны и тд. Нац. язык есть форма национальной культуры; язык связан с культурой и немыслим без культуры, как и культура немыслима без языка. К формам существования нац. языка относятся: Диалект-разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Просторечия-слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Жаргоны-разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных средств. Литературный язык-обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

6. Понятие о литературном языке.
Лингвистическое и социолингвистическое определение литературного языка: Литературный язык-обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Лингвистическое: Литературный язык — наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Социолингвистическое: литературный язык- обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.


































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: