Границы фонемы. Критерий объединения звуков в фонему

Определение границ фонем – определение того, к какой фонеме относится звук.

 

Звук – разновидность и реализация фонемы.

 

С точки зрения МФШ в основе объединения звуков в фонемы лежит функциональный или морфологический критерий:

 

-Если звуки выполняют одинаковую функцию, т.е. образуют одну морфему и позиционно чередуются, то они относятся к одной фонеме.

14 Учение МФШ о позициях фонемы. Сигнификативно сильные и слабые позиции. Перцептивно сильные и слабые позиции

 Московская фонологическая школа детально разработала теорию позиций - условий употребления и реализации фонемы в речи. Позиционные чередования могут быть обусловлены фонетическими и морфологическими позициями. В фонетических позициях чередуются звуки, образующие фонему. В морфологических позициях чередуются фонемы, образующие морфонему. Московская фонологическая школа выделила положение о параллельных непересекающихся рядах позиционно чередующихся звуков. Соотношение фонем, представляющих собой непересекающиеся множества звуков, и фонем - пересекающихся множеств, имеющих общую часть, в разных языках различно. Существует произносительные условия. Они называются позициями. Позиции бывают сильные и слабые. Сильные позиции-это позиции благоприятные для выполнения фонемой ее функции, а слабые позиции - это позиции неблагоприятные для выполнения фонемой её функции. Но так как фонемы выполняют две функции: перцептивную и сигнификативную, то понятия сильных и слабых позиций следует расчленить ещё. В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своём основном виде, независимо от позиции. Например: а в звуке [а] под ударение не рядом с мягкими согласными: "ад"; "сад"; "роса". Слабая позиция та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде оттенка или вариации фонемы. Например: ко[с]а - ко(с)а, ко[з]а - ко(з)а
В отношении сигнификативной функции сильная позиция это, в которой фонемы сохраняют противопоставления и, различая, различают значимой единицей языка, а слабая позиция да, в который противопоставлены фонемы совпадают в одинаковым звучанием, перестают различаться и различать значимой единицей языка; тем самым противопоставление нейтрализуется; это неразличение может совпадать со звучанием одной из противопоставленных фонем. Сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат ни одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которая осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте в слабой позиции.


15. Письмо. Соотношение устного и письменного языка. Письмо, передающее план содержания (пиктография, идеография).
В широкое понятие письма можно включить все виды общения людей при помощи знаков, воспринимаемых зрением. В узкое понимание письма включается начертательное письмо, связанное с использованием графических знаков. Начертательное письмо в разных своих формах либо прямо соотносится с языком, отражая в графике языковые формы, или же является вспомогательным, но не связанным с языком средством общения, так как не отражает в графике языковых форм. Письмо возникло в глубокой древности из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма — это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого об­щества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции. Возникновение и существование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его.
2. Говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и методикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями. Звуки речи намного разнообразнее, чем состав букв, принятых в алфавите, и поэтому между буквами и звуками существуют сложные и неоднозначные отношения.

3. Начертательное письмо зарождается как пиктография – рисуночное письмо. В нем искусство и письмо нерасчленимы. Однако, в отличие от искусства, здесь важны не художественные достоинства, а схожесть с объектом и опознаваемость темы. Это обозначающее в пиктограмме. Обозначаемым является жизненная ситуация, словесное оформление которой несущественно, то есть пиктограмму можно «читать» и именами и глаголами. Наглядное находит себе прямое выражение в пиктографии, а все отвлеченное расшифровывается с трудом.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникает идеография – «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Эти понятия не обладают наглядностью и не поддаются рисуночному изображению. Обозначающее на первых порах остается тем же рисунком, меняется обозначаемое. Например, рисунок глаза как пиктограмма обозначает орган зрения, а как идеограмма - «зоркость», «бодрствование» (сравните метонимический перенос в лексике). Потребность в убыстрении письма и передавать более сложные и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, их превращению в условные значки – иероглифы.

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историю письменности. Пиктография применяется: либо в расчете на неграмотного или малограмотного читателя; либо когда неизвестен язык читателя. Идеография (и рисуночная, и иероглифическая) применяется в качестве дорожных знаков или других типов знаков. К иероглифике относятся и цифры, специальные символы наук, специальные изображения. Идеографическое письмо - это письмо для «посвященных».

 


16. Буквенно-фонемное письмо. Типы алфавитов (финикийский алфавит, греческий, латиница, славянская азбука)

ОТВЕТ: Фонематическое письмо или фонематические алфавиты – это наборы букв, используемые для письма в языке. Обычно они размещены в определенном порядке. Каждая из букв представляет одну или более фонем (согласных или гласных). В некоторых случаях комбинации букв используются для обозначения одной фонемы. Наиболее известными и широко используемыми алфавитами являются латинский и кириллический алфавиты, которые используются для письма во многих языках. Другие алфавиты, в основном, используются в пределах одного или некоторых языков.

Алфавит — это совокупность букв какого-либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке.

Само слово алфавит образовано от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета.

Финикийский язык — язык финикийцев. Принадлежит к ханаанской подгруппе семитских языков. По морфологии и лексике близок к древнееврейскому.

Специфическими чертами финикийского языка в сравнении с библейским вариантом древнееврейского являются:

«оканье» (аморейскому, угаритскому и еврейскому звуку ā соответствует финикийский ō > ū)

сохранение двухсогласного исхода слова после утраты флексии (ср.: 'abd раб, но евр. 'äbäd)

наличие энклитического местоимения 3-го л. ед. ч. муж. и жен. рода на -'

образование каузативной породы с помощью префиксов yi-, 'i-Греческий алфавит. Греки первыми ввели в алфавит буквенные обозначения гласных. Предлагаемый ниже рис. 5.9 даёт полное представление как о древнегреческом алфавите (койне), так и о его современном варианте, включая очень часто замещающие нередко малознакомые греческие буквы их латинскими соответствиями (графа «транслитерация»).

Латиница и алфавиты на латинской основе. Латинский язык получил в Западной Европе широкое распространение как язык культуры, как «врата учёности»: в период Средневековья рукописные тексты исполнялись исключительно на латыни. Постепенно, по мере формирования литературных языков в Европе, их письменность также стала создаваться на базе уже широко известной латиницы.

Славянская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук – одна буква. Азбука сама по-себе является словно неким текстом, несущим нам понимание чего-то очень важного.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: