Требования к оформлению контрольных работ:
-Письменная работа (контрольная) печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4.
-Рекомендуемый объём контрольной работы 10-15 страни.
-При оформлении работы на компьютере используются следующие параметры: шрифт -14, межстрочный интервал-полуторный, абзацный отступ-1,25 мм., поля: левое-30 мм,правое-20мм,верхнее-20мм,нижнее-20мм.
-Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть два интервала.
-Заголовки работы располагаются в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, выделяются полужирным шрифтом. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте.
-Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист, второй- содержание, но на них не ставится нумерация. Номер страницы начинают проставлять с третьей страницы «Введение». Нумерация страниц должна быть сквозной и проставляться в правом верхнем углу.
-Каждый раздел следует начинать с новой страницы.
|
|
Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре в зачетной книжке.
Вариант 1
1. Рассмотреть значение системы качества в деятельности торгового предприятия.
2. На примере конкретной торгового предприятия рассмотреть использование системы стандартизации и сертификации. Схематично изобразить процесс контроля.
Вариант 2
1. Определение конкуренции и конкурентоспособности.
2. Определите конкурентоспособность торгового предприятия, используя различные методы оценки конкурентоспособности(не менее 3).
Вариант 3
1. Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
2. На примере конкретной торгового предприятия рассмотреть использование системы стандартизации и сертификации. Схематично изобразить процесс контроля.
Вариант 4
1.Назовите категории затрат на качество.
2. На примере предприятия (сфера производства) укажите какие затраты на качество руководство несет и какие гарантии дает вложение денежных средств в качество выпускаемой продукции.
Вариант 5
1.Жизненный цикл товара, характеристика стадий жизненного цикла товаров.
2.Укажите как изменяются затраты на качество в соответствии с прохождением товара той или иной стадии.
Вариант 6
1. Определение стандартов и стандартизации.
2. На примере конкретного предприятия рассмотрите проблемы управления качеством.
Вариант 7
1. Назовите заинтересованные стороны, которые различают в системе качества.
2. На примере конкретного торгового предприятия рассмотрите и проанализируйте показатели качества, имеющие значение для потребителя.
Вариант 8
|
|
1.Объекты стандартизации.
2. На примере конкретного торгового предприятия рассмотрите и проанализируйте показатели качества, имеющие значение для производителя.
Вариант 9
1. Определение петли качества.
2. Постройте петлю качества для конкретного предприятия.
Вариант 10
1. Нормативные документы по стандартизации.
2. Назовите пять основных этапов управления качеством. Рассмотрите их на примере конкретного предприятия.
ГЛОССАРИЙ
Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Аккредитация обычно является положительным результатом аттестации лаборатории с последующим надзором.
Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, прошедшая аккредитации.
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Гарантия качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено.
Двустороннее соглашение по признанию — соглашение по признанию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга.
Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Дефект продукции несоответствие продукции установленным требованиям.
Документ технических условий — документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга.
Доступ к системе сертификации — возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертификацией согласно правилам системы.
Жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилизации или уничтожения включительно.
Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.
Заявитель (в области сертификации) — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
Испытание — техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит испытания. Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого.
|
|
Качество — практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется совокупностью свойств и характеристик продуктов труда, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Квалиметрия — наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандартизации), и доступный широкому кругу потребителей.
Менеджмент качества — полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.
Методы управления качеством — способы осуществления воздействия на качество с целью достижения поставленных целей.
Национальный орган по стандартизации — орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.
Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией.
|
|
Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение. Орган по аккредитации может выразить желание о полной или частичной передаче полномочий по аттестации испытательной лаборатории другому компетентному органу (агентству по аттестации). С учетом того, что такой путь может быть практическим решением по расширению признания испытательных лабораторий, считается важным, чтобы такая аттестация была эквивалентна аттестации, проводимой органом по аккредитации, и чтобы орган по аккредитации признал свою полную ответственность за такую передачу полномочий.
Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.
Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.
Петля качества (спираль качества) – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.
Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Показатель качества — количественная характеристика свойства (совокупности свойств).
Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством.
Поставщик – сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу и способная продемонстрировать свои возможности по обеспечению качества. Это определение применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т.п.
Потребитель – получатель продукции, предоставляемой поставщиком.
Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.
Проверка качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и, результатов в области качества запланированным показателям, а также эффективность их внедрения и степень достижения поставленных целей.
Продуктивность — взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Процесс — система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящих элементов в выходящие.
Риск — возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством, которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг в соответствии с правилами соответствующей системы сертификации.
Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, изданный в соответствии с правилами системы сертификации.
Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Система — объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.
Система аккредитации лабораторий — система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.
Система менеджмента качества — система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.
Система обеспечения качества (система качества) — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством. Система качества охватывает все стадии и все уровни формирования качества, обеспечивает реализацию определенной политики фирмы в области качества.
Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Центральный орган, который управляет системой сертификации и осуществляет надзор за данной системой, может передавать свои полномочия в отношении деятельности по сертификации и право на сертификацию соответствия.
Система управления — система для установления политики и целей и для достижения этих целей.
Системный подход к управлению — управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом.
Соискатель свидетельства в области сертификации (заявитель) — лицо или орган, добивающиеся получения соответствующего свидетельства от органа по сертификации.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
Стандартизация — деятельность по установлению правил ихарактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Техническое условие – документ, устанавливающий требования, которым должна соответствовать продукция.
Тотальный менеджмент (управление) качества — менеджмент качества организации, охватывающий всю организацию.
Требование — установленная или типично предполагаемая потребность или ожидание.
Требование качества — требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений.
Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Улучшение качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличение его эффективности ипродуктивности.
Управление качеством — часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнение требований качества. Рекомендуется добавлять определительное слово при ссылке на понятие «управление качеством» (более узкое, чем «обеспечение качества»), например, «управление качеством в процессе разработки».
Уровень качества — мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятому за эталон сравнения.
Услуга — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителей.
Участник системы сертификации — орган по сертификации, действующий согласно правилам данной системы, но не имеющий возможности участвовать в управлении системой.
Форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Эксперт – высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз.
Эффективность – степень, с которой запланированные деятельности реализуются и запланированные результаты достигаются.