К осужденным средств исправления
Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказаний, т.е. в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных.
Объем и характер средств исправления зависят от содержания исполняемого наказания. На это прямо указывает ч.3 ст. 9 УИК, согласно которой эти средства применяются с учетом вида наказания. Даже при исполнении различных видов наказаний, связанных с изоляцией от общества, исправительное воздействие на осужденных отличается по своему содержанию. При исполнении ареста осужденные не привлекаются к общему и профессиональному образованию (ч. 2 ст. 69 УИК), а трудовая деятельность их ограничивается хозяйственным обслуживанием арестного дома без оплаты. При исполнении лишения свободы на определенный срок средства исправления осужденных применяются в полном объеме. При исполнении исправительных работ можно говорить о применении лишь отдельных элементов такого воздействия. При исполнении такого вида наказания, как содержание военнослужащего в дисциплинарной воинской части, применяются средства и методы воинского воспитания. Поэтому понятие, общая характеристика и содержание исправительного воздействия далее будут излагаться применительно к условиям отбывания лишения свободы на определенный срок.
|
|
К основным средствам исправления относятся:
1) общественно полезный труд;
2) воспитательная работа;
3) получение общего образования;
4) профессиональное обучение и профессиональная подготовка;
5) ряд режимных требований, не содержащих элементов кары.
Уголовные наказания и меры исправительного воздействия имеют общие признаки:
1)наказание и меры исправительного воздействия применяются к одному и тому же лицу, совершившему преступление.
2)наказание и меры исправительного воздействия имеют одну и ту же цель - исправить осужденного, предупредить повторное совершение преступления.
4)юридическим основанием их применения выступает приговор суда, вступивший в законную силу.
5)наказание и меры исправительного воздействия служат средством профилактики новых преступлений.
Между уголовным наказанием и мерами исправительного воздействия существуют определенные отличия, суть которых состоит в следующем:
1) уголовное наказание представляет собой кару и предполагает систему юридических ограничений в отношении лица, совершившего преступление, а так же лишение его в связи с этим некоторых ранее принадлежащих ему прав, свобод и благ. Меры же исправительного воздействия находятся за пределами наказания, карательных элементов не содержат, ответственностью не являются и страданий человеку не причиняют.
|
|
2) уголовное наказание исполняют только строго перечисленные в законе государственные учреждения и органы. Меры же исправительного воздействия применяют более широким кругом лиц: не только персоналом учреждений (органов), исполняющих уголовные наказания, но и представителями общественных формирований (трудовых коллективов и др.)
3) Правоограничения, присущие тому или иному виду наказания, распространяются на всех осужденных. Меры исправительного воздействия в ряде случаев могут применяться не ко всем категориям лиц, отбывающим наказание (например, не все осужденные привлекаются к общеобразовательному и профессиональному обучению в ИУ).
Таким образом, уголовное наказание как особый вид государственного принуждения всегда выражается в системе (комплексе) установленных законом правоограничений в отношении лиц, совершивших преступления. Меры исправительного воздействия можно определить как особый (специфический) некарательный воспитательный процесс, который реализуется в рамках исполнения (отбывания) уголовных наказаний и преследует цели исправления осужденных, предупреждения преступлений с их стороны.
Воспитательная работа с лицами, лишенными свободы
Воспитательная работа с осужденными направлена на формирование у них элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважение к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону.
До начала 90-х гг. воспитательная работа с осужденными была предельно политизирована. Перестройка системы воспитания привела не только к деполитизации, но и деидеологизации исправительного воздействия. Между тем без идеологического воспитания (например, патриотизма), нравственного формирования личности невозможно достижение цели исправления. При идеологическом и нравственном вакууме исправительного воздействия делается попытка заполнить его религиозным воспитанием. Между тем Российская Федерация согласно Конституции — светское государство, поэтому религиозное образование является сугубо добровольным и его не могут проводить государственные органы и его представители.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы закреплена в ст.ст. 109-112 УИК РФ.