Качество продукции – совокупность свойств и мера полезности продукции, способность удовлетворять требованиям потребителя. Качество продукции – основа повышения дохода предприятия за счет снижения потерь от неисправимого брака, уменьшения затрат на снижение штрафных санкций за несоблюдение стандартов и ТУ. Вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действует эффективная система качества. Система качества – это документально оформленный комплекс мероприятий по организационной структуре, ответственности и другим элементам, обеспечивающий выпуск продукции необходимого качества. Для регулирования процессов проверки системы качества созданы и утверждены международные стандарты: УSО 9001-9004. Это модели системы качества, они включают в себя:
1). общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества;
2). модели системы качества для обеспечения качества при проектировании, производстве, монтаже и обслуживании.
|
|
В России стандарты УSО приняты в виде: ГОСТ Р40.9002. Эти ГОСТы действуют в условиях, когда осуществляется проверка системы качества, действующей на предприятии, и они служат моделями. На предприятиях система качества внедряется как средство проведения определенной политики и достижение целей в области повышения качества. В методологии качества рассматривается петля качества, которая является ее принципом, включающая в себя 4 стадии жизненного цикла продукции:
1. исследование и разработка;
2. изготовление продукции;
3. реализация продукции;
4. эксплуатация и потребление;
Спираль качества – 11 частей:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка;
2. Проектирование и/или разработка технических условий;
3. Материально-техническое снабжение;
4. Подготовка и разработка производственных процессов;
5. Производство;
6. Контроль, проведение испытаний;
7. Упаковка и хранение;
8. Реализация продукции;
9. Монтаж и эксплуатация;
10. Обслуживание и техническая помощь;
11. Утилизация после обслуживания.
По характеру воздействия на этапы спирали качества выделяется 3 направления:
1. Обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.
2. Управление качеством – методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся:
- управление процессами;
- выявление несоответствующей продукции и устранение этих несоответствий, а также вызывающих их причин;
3. Повышение качества – это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.