Области применения сертификации

Как уже отмечалось, сертификация разделяется на обязатель­ную и добровольную. В последнее время обязательная сертифи­кация часто называется сертификацией в законодательно регу­лируемой области, а добровольная — в законодательно нере­гулируемой, Рассмотрим причины разделения областей распрос­транения сертификации.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при вво­зе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и приведена в приложении 2. Работы по обязательной сертификации осуществляются органа­ми по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих «систем обязательной сертификации.

За рубежом, в частности в странах Европейского Сообщества, задачи сертификации в законодательно регулируемой области абсолютно такие же, как в России.

 

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгие соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добро­вольный характер для товаропроизводителя, например серия стан­дартов ГОСТ Р ИСО 9000 о моделях систем качества на предпри­ятиях. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нор­мативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей ин­дустрии и сферы услуг. На рис. 1.7 приведены группы объектов добровольной сертификации. Рассмотрим особенность сертифи­кации данных групп.

 

 

 


Добровольной сертификации подлежит продукция, на кото­рую отсутствуют обязательные к выполнению требования по бе­зопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показа­телей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за кли­ента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

В последние годы большое значение приобрела добровольная сертификация систем качества предприятий на соответствие тре­бованиям международных стандартов серии ИСО 9000. В России они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000, состоящая из ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и об­служивании», ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» и ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции». Стандарты предусматривают наличие элементов, обеспечивающих функционирование системы качества на предприятии.

Стандарт устанавливает основные принципы организации ра­бот по сертификации систем качества (производств). При серти­фикации должны быть обеспечены: добровольность; бездискри­минационный доступ к участию в процессах сертификации; объективность оценок; воспроизводимость результатов оценок; конфиденциальность; информативность; специализация органов по сертификации систем качества (производств); проверка выполнения требований» предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере; достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества норматив­ным требованиям. Рассмотрим эти принципы более подробно.

Добровольность. Сертификация осуществляется только по ини­циативе заявителя при наличии от него письменной заявки (если иное не предусмотрено законом).

Бездискриминационный доступ к участию в процессах сер­тификации. К сертификации в регистре допускаются все орга­низации, подавшие заявку и признающие установленные в нем принципы, требования и правила. Исключается любая дискри­минация заявителя и любого участника процесса сертификации (цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, нео­правданная задержка по срокам, необоснованный отказ в при­еме заявки и пр.).

Объективность оценок. Она обеспечивается независимостью органа по сертификации и привлекаемых им к работе экспертов от заявителя или других сторон, заинтересованных в результа­тах оценки и сертификации, а также полнотой состава комиссии экспертов (далее — комиссии).

В совокупности комиссия по сертификации должна знать стандарты на систему качества, владеть техникой проверки, знать особенности производства продукции и нормативные тре­бования к ней. В составе комиссии должен быть специалист по проверяемому виду экономической деятельности (отрасли хо­зяйства). При необходимости в состав комиссии могут быть включены специалисты по метрологии, экономике и др. Объек­тивность оценок обеспечивается также компетентностью экспертов, проводящих сертификацию (эксперт должен быть ат­тестован на право проведения сертификации систем качества или производств и зарегистрирован в Государственном реестре Госстандарта России).

Воспроизводимость результатов оценок. Она обеспечивается применением при проверках и оценках систем качества (произ­водств) правил и процедур, основанных на единых требованиях; проведением оценок на основе фактических данных; документальным оформлением результатов оценок и сертификации; чет­кой организацией системы учета и хранения документации органом по сертификации.                

Конфиденциальность. Орган по сертификации, его эксперты и все привлекаемые к участию в работе комиссии специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации об органи­зациях, полученной на всех этапах сертификации, а также выво-. дов, характеризующих состояние системы качества (производств) и соответствие персонала. Конфиденциальность информации обес­печивается:

- для штатного персонала органа по сертификации — определением требований конфиденциальности в приказах руководителя органа, должностных инструкциях (при ознакомлении персонал ставит свою подпись);

- для привлекаемого к работам по сертификации персонала —установлением требований конфиденциальности в договорах (трудовых соглашениях), заключаемых между органом по сертификации и привлекаемыми участниками.

Условие конфиденциальности информации не соблюдают в тех случаях, когда продукция (услуга), производимая предприяти­ем, а также условия производства могут угрожать здоровью по­требителей и представлять опасность для экологии.

Информативность. В регистре должна обеспечиваться еже­годная публикация официальной информации о сертифициро­ванных системах качества (производства) организаций. Кроме того, в оперативных источниках информации (периодических изданиях Госстандарта России и его институтов) должна пуб­ликоваться текущая информация о сертификации или об ан­нулировании сертификатов систем качества (производств) орга­низаций.

Официальным источником информации по перечисленным вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств регистра.

Специализация органов по сертификации систем качества (производств). Органы по сертификации должны быть специа­лизированы по областям аккредитации в соответствии с класси­фикацией по видам экономической деятельности, принятой в системе сертификации ГОСТ Р. Условием для включения в об­ласть аккредитации той или иной сферы экономической деятель­ности (отрасли народного хозяйства) является наличие в органе по сертификации систем качества (производств) консультантов (помимо экспертов по сертификации систем качества), специали­зирующихся в соответствующей сфере деятельности.

Проверки выполнения требований» предъявляемых к продук­ции (услуге) в законодательно регулируемой сфере. Если в соот­ветствии с действующим законодательством Российской Феде­рации к продукции (услуге) предъявляют обязательные требо­вания, устанавливаемые в государственных стандартах или других документах, при сертификации, систем качества (произ­водств) прореряют способность предприятия обеспечить их со­блюдение.

Достоверность доказательств со стороны заявителя соот­ветствия системы качества нормативным требованиям. При сертификации систем качества орган по сертификации оценива­ет достоверность доказательств заявителя о выполнении требова­ний ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003 в зависимости от заявленной модели.

Кроме продукции, услуг и систем качества добровольной сертификации может подлежать и персонал. Добровольная сертификация персонала необходима для установления соответствия специалистов той или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение.

Следует отметить, что сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией. Цель аттестации — определение квали­фикации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации - установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требовани­ям и определения его возможностей надлежащим образом осу­ществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона), а сертификацию — орган по сертификации (третья сторона).

 


Система сертификации

Система сертификации определяется как система, распо­лагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Другое определе­ние можно встретить в «Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденных Госстандартом в 1994 г.: система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Таким образом, становится ясным, что проведение сертификации возможно только в рам­ках системы сертификации, которая должна быть признана все­ми ее участниками и зарегистрирована в установленном поряд­ке.

Основной целью систем обязательной сертификации являет­ся защита потребителей (физических и юридических лиц) от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязатель­ной и добровольной сертификации, — улучшение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и содействие экспорту, если система признана за рубежом.

Типовая структура системы сертификации, приведенная на рис. 1.8, предполагает наличие целого ряда участников.                                                                 

Национальный орган по сертификации — Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством РФ, и как фе­деральный орган исполнительной власти, осуществляющий орга­низацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами РФ.

Центральный орган по сертификации осуществляет свою де­ятельность в соответствии с функциями, установленными зако­ном Российской Федерации «О сертификации продукции и ус­луг» и правилами Госстандарта России, на основе Правил орга­низует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет сле­дующие основные функции в пределах своей компетенции.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т.е. независимым от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся:

- формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания кон­кретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отме­тить, что системы сертификации услуг и систем качества не пред­полагают участия испытательных лабораторий в процессе серти­фикации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации.

Основные требования, предъявляемые к испытательным лабо­раториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность.

Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия представителей непосредственно Централь­ного органа по сертификации, Госгортехнадзора России, Госстан­дарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифици­руемой продукции и других заинтересованных надзорных орга­низаций, а также представителей общественных организаций.

Заявители сертификации (изготовители, исполнители, про­давцы):

- направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

- обеспечивают соответствие реализуемой сертифицированной продукции требованиям нормативных документов;

- маркируют сертифицированную продукцию знаком соответ­ствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

- указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;

- применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы.

Обобщенная схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена на рис. 1.11. В ней можно выделить пять основных этапов:

1. Заявка на сертификацию;

2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям;

3. Анализ результатов оценки соответствия;

4. Решение по сертификации;

5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем.

Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на продукцию распространяется на срок ее службы, эксплуатации или реализации, на услуги – до 3 лет, на системы качества предприятий – 3 года, на персонал – 5 лет.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: