Отношение к отцу | Отношение к себе | Жизненные цели | Отношение к будущему | Отношение к учителям | Страхи и опасения | Отношение к друзьям | Отношение к прошлому | Отношение к семье | Отношение к матери | Осознание вины | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |||||||||||
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | |||||||||||
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | |||||||||||
∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ | ∑ |
Изучение субъективного отношения ученика к деятельности,
Самому себе и окружающим
№ | Содержание вопросов | Ответ | |
Да | Нет | ||
1 | У меня много друзей в классе | ||
2 | Я успешно преодолеваю свои недостатки | ||
3 | Родители часто не понимают меня | ||
4 | Есть учителя, которые мне не нравятся | ||
5 | Мои самые близкие друзья иногда могут мне сделать больно | ||
6 | Я с удовольствием выполняю домашние задания | ||
7 | Даже «грязная» работа приятна, если знаешь, что она нужна | ||
8 | У меня есть способности организатора | ||
9 | Одноклассники меня недолюбливают | ||
10 | Я считаю себя интересным человеком | ||
11 | Дома меня часто наказывают | ||
12 | Ребята, с которыми я гуляю, часто смеются надо мной | ||
13 | У меня бывают конфликты с учителями | ||
14 | Плохая оценка для меня не редкость | ||
15 | Я иногда бываю ленив | ||
16 | Я с удовольствием выполняю задания старших | ||
17 | Многие в классе меня боятся | ||
18 | Я неудачник, мне просто не везет | ||
19 | Я не всегда хорошо себя чувствую в компании друзей | ||
20 | Часто бывает, что я не слушаю родителей | ||
21 | Учителя придираются ко мне | ||
22 | Я не всегда учу уроки | ||
23 | Я не всегда сам смотрю за своими вещами | ||
24 | Я избегаю общественных поручений. У меня есть дела поважнее | ||
25 | В нашем классе есть несколько человек, которые плохо ко мне относятся | ||
26 | Хотя у меня много недостатков, я считаю себя неплохим человеком | ||
27 | Иногда мне хочется уйти из дому | ||
28 | Все учителя хорошо относятся ко мне | ||
29 | Я хотел бы, чтобы мои друзья относились ко мне лучше | ||
30 | Я мог бы учиться лучше, если бы постарался | ||
31 | Я редко помогаю родителям по дому | ||
32 | На меня можно положиться, не подведу | ||
33 | Мои самые преданные друзья учатся со мной в одном классе | ||
34 | Я уверен в себе | ||
35 | Родители мне доверяют | ||
36 | С некоторыми ребятами я дружу потому, что побаиваюсь их | ||
37 | Я стараюсь не спорить с учителями, даже если они не правы | ||
38 | Из учебников я узнал много интересного | ||
39 | Мне нравятся уроки труда | ||
40 | Я стараюсь не брать на себя ответственность | ||
41 | Меня не интересует мнение класса, оно мне безразлично | ||
42 | Я уверен, что пользуюсь значительным авторитетом в компании | ||
43 | Сомневаюсь, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков) | ||
44 | Мои родители часто бывают несправедливы ко мне и моим товарищам | ||
45 | Профессия учителя - одна из самых благородных в мире | ||
46 | На уроках мне часто бывает скучно | ||
47 | Я люблю мастерить, делать что-то своими руками | ||
48 | Я стараюсь не участвовать в школьных мероприятиях, они мне не интересны | ||
49 | Я легко нахожу общий язык с одноклассниками | ||
50 | Я стараюсь не думать о своих проблемах | ||
51 | Мои родители отстали от жизни | ||
52 | У меня несколько любимых учителей, мнением которых я дорожу | ||
53 | Я тревожусь от того, что никого из ребят по-настоящему не могу назвать своим другом | ||
54 | То, что мы учим в школе, в жизни не пригодится | ||
55 | Мне хотелось бы по окончании школы устроиться на легкую и прибыльную работу | ||
56 | Мне нравятся поручения, которые приходится выполнять | ||
57 | Одноклассники считаются с моим мнением | ||
58 | Мне трудно быть самим собой | ||
59 | Родители контролируют каждый мой шаг | ||
60 | Я бы с радостью «насолил» кое-кому из учителей | ||
61 | Я не хотел бы учить некоторые предметы | ||
62 | Хочу всегда быть вместе с друзьями | ||
63 | Работа по дому мешает мне учиться | ||
64 | Я очень редко задерживаюсь в школе после уроков, всегда тороплюсь по своим делам | ||
65 | Я хорошо чувствую себя в компании одноклассников | ||
66 | Я откровенен со своими родителями | ||
67 | Мои друзья редко зовут меня гулять | ||
68 | Я хорошо понимаю свои чувства и желания | ||
69 | Я сильно переживаю из-за замечаний учителей | ||
70 | Я доволен своими оценками | ||
71 | Я не отказываюсь ни от какой работы | ||
72 | Без участия в общественной работе было бы скучно жить |
|
|
|
|
Ключ | ||||||||||
Виды отношений Значение ключа К одноклассникам 1 9 17 25 33 41 49 57 65 + - - - + - + + + | ||||||||||
К самому себе 2 10 13 26 34 43 50 58 68 + + - + + - - - + | ||||||||||
К родителям 3 11 20 27 35 44 51 59 66 + - - - + - - - + | ||||||||||
К учителям | 4 - | 13 - | 21 - | 28 + | 37 + | 45 + | 52 + | 60 - | 69 + | |
К друзьям вне школы | 5 - | 12 - | 19 - | 29 - | 36 - | 42 + | 53 - | 62 + | 67 - | |
К учебе | 6 + | 14 - | 22 - | 30 - | 38 + | 46 - | 54 - | 61 - | 70 + | |
К труду | 7 + | 15 - | 23 - | 31 - | 39 + | 47 + | 55 - | 63 - | 71 + | |
К общественной работе | 8 + | 16 + | 24 - | 32 + | 40 - | 48 - | 56 - | 64 - | 72 + | |
Совпадение с ключом даст балл. Количество баллов по каждому виду отношений умножается на 5. В результате возможно построение профиля адаптированности школьника к системе наиболее значимых отношений.
Качественный анализ
1. Степень адаптации по одному виду отношений:. 36-45 - очень высокая
26-35 -высокая 16-25 - средняя 6-15— низкая 0-5 - дезадаптация
|
|
2. Уровень воспитанности по степени адаптированности к системе отношений:
288-360 — очень высокий 216-287 — высокий 144-215-средний
Методика измерения уровня тревожности Тейлора
адаптация Т. А. Немчинова
Опросник состоит из 50 утверждений. Испытуемым предлагается ответить на каждый вопрос «да» или «нет»
Тестовый материал
1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
23. Меня часто мучают ночные кошмары.
24. Я склонен все принимать слишком всерьез.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывает у меня смех.
30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
|
|
34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.
40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочется выругаться.
42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.
43. Меня беспокоят возможные неудачи.
44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
45. Меня нередко охватывает отчаяние.
46. Я — человек нервный и легко возбудимый.
47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
49. Мне не хватает уверенности в себе.
50. Я легко потею даже в прохладные дни.
51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редко болит живот.
53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Практически я никогда не краснею.
58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю с большим напряжением.
В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям б 7 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36. 37, 38, 40, 42. 44. 45, 46, 47, 48, 49, 50 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми считаются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Анкета на выявление ресурсного близкого «Этот человек…»
ФИО _________________________________ класс _________ дата _____________________
№ | Высказывание | Мама | Папа | Дедушка | Бабушка | Брат, сестра | Тетя | Дядя |
1 | Это человек самый добрый | |||||||
2 | Этого человека я очень люблю | |||||||
3 | Этот человек часто играет со мной | |||||||
4 | Этот человек часто бывает сердитым | |||||||
5 | Этот человек бьет меня | |||||||
6 | Этот человек понимает меня | |||||||
7 | Этот человек часто помогает мне | |||||||
8 | С этим человеком я могу разговаривать на любые темы | |||||||
9 | Этот человек иногда обманывает меня | |||||||
10 | С этим человеком мне бывает интересно общаться |
Ребенку предлагается заполнить таблицу, отмечая «+» о каждом члене семьи. При анализе ответов необходимо учитывать количество заполненных ячеек по каждому высказыванию и по каждому члену семьи. Анализ ответов позволяет выявить наиболее ресурсного близкого человека для ребенка, его отношение к другим членам семьи, степень эмоциональной близости с родными.