Проективная методика «Маяк»

 

Проективная методика «Маяк» помогает выявить личностные особенности человека, определить его эмоциональное состояние в сложный период, выявить потребность в дополнительной помощи. В своей практике, эту методику я обычно применяю в период подготовки к экзаменам как с учениками, так и с педагогами, которые готовят учащихся к экзаменам. А началось все с того, что был подобран небольшой текст для выполнения релаксационных упражнений, для активизации образного мышления. После прочтения, ребятам предлагалось нарисовать то, что им удалось представить в момент прослушивания. Когда стали анализировать рисунки, то заметили некоторые закономерности, взаимосвязь актуального эмоционального состояния, личностных особенностей и характера и сюжета рисунка. Чуть позже я решила попробовать применить данную методику в работе с педагогами, которые готовят учащихся к экзаменам, где мои первоначальные наблюдения получили подтверждение. 

Маяк

Представьте, что вы плывете ночью на небольшом корабле в море. Бушует шторм, дождь заливает палубу. Корабль поднимается и опускается на волнах, его раскачивает из стороны в сторону. Кругом кромешная тьма.

Почувствуйте качку корабля, услышьте вой ветра, ощутите на лице холод дождя и ветра. Смотрите на ночное штормовое море. Почувствуйте, как устали у вас руки и как трудно вам управлять штурвалом.

Внезапно вы видите вдалеке яркий свет. Это маяк. Его неподвижный сияющий луч служит вам проводником в ночи. Вы с облегчением приветствуете эту помощь. Теперь вы знаете, куда направить корабль. Сосредоточьтесь на маяке и представьте его свет, который люется во все стороны, чтобы помочь сбившимся с пути и указать путь всем нуждающимся. Свирепструет шторм, воет ветер, хлещет дождь, ночь темна. Но маяк стоит, излучая свет и силу. Никакая буря не сокрушит его.

Анализ рисунка:

 В рисунке отдельно анализируются море, корабль, маяк, свет от маяка, общая сюжетная линия.

1. Море – свидетельствует о состоянии человека. Чем больше прорисовано волн, темных линий, тем выше уровень тревожности автора рисунка. Спокойное море, с незначительным количеством волн, не ярко выделенное цветом указывает на спокойное, не тревожное состояние.

2. Корабль – самосознание. Не смотря на то, что в тексте явно звучит слово корабль, в детских рисунках встречаются различные плавучие средства. Так лодка, часто с парусом, характеризует человека, для которого не характерна решительность и целеустремленность. Он как бы течет по волнам, по воле ветра. Для него важно, чтобы были рядом люди, которые могли бы указывать, подсказывать, помогать в принятии решения. Корабли, подразумевающие наличие мотора, двигателя, обычно встречаются в рисунках людей уверенных, самостоятельный, независимых. И чем больше прорисован сам корабль по сравнению с другими объектами, тем выше уровень самостоятельности. Встречаются такие рисунки, на которых видна только часть корабля или лодки, что может быть свидетельством недостаточно уровня самосознания, самооценки. Встречались рисунки, на которых изображаются тяжелые, тонущие корабли, что может свидетельствовать о внутренней тяжести, тяжелых переживаниях, ощущении отсутствия перспектив.

3. Маяк – потребность в безопасности. Большой, крепкий, с четкой прорисовкой каменных плит, из которых он сделан, указывает на высокую потребность в безопасности, наличии ориентиров, подсказок, поддержки ресурсных людей. Маленький, далеко стоящий, не очень надежный маяк может указывать на то, что человека привык сам справляться с трудностями, готов обойтись без посторонней помощи. Бывает, что некоторые дети маяк совсем не прорисовывают.

4. Свет от маяка – характер помощи, необходимой человеку. Свет, занимающий много места на рисунке, направленный точно на корабль или лодку, указывает на потребность в целенаправленной помощи и поддержке. Свет, идущий мимо корабля, над кораблем, или направленный в другую сторону расценивается как необходимость в понимании того, что помощью можно воспользоваться, она есть, но в данный момент не так важна.

5. Общая характеристика рисунка.   Нажим на карандаш, стиль линий, размер рисунков, сюжеты, не соответствующие тексту (водопады, горы, потоки, острова и пр.), общее впечатление от рисунка - по ним можно получить дополнительную информацию об общей активности или пассивности человека, об уровне тревожности и пр.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: