Проективная методика «Мой дракон»

 

Идея использования метода «Мой дракон» в качестве диагностической была взята из пособия по работе с подростками М.Р. Григорьевой «Подросток в мире профессий». Но отличие заключалось в том, что автор просит просто нарисовать дракона. Это должно было помочь подросткам осознать наличие той или иной проблемной ситуации. Мы же решили немного расширить данный прием и предложили ребятам написать сказку про своего дракона.

Инструкция: «Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И, казалось, этому не будет конца. Дракон (Змей Горыныч) непобедим. Но слетела еще одна голова, и еще. И вдруг оказалось, что дракон обезглавлен, побежден.

У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, мы с ним живем, может даже играем, кормим его. Но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает избавиться от своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться, почему из скромного тихого дома вдруг вырываются рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.»

После этого подросткам предлагается нарисовать своего дракона и придумать сказку, отвечая на следующие вопросы:

1. Откуда взялся ваш дракон?

2. Сколько ему лет? Как давно он у тебя?

3. Что ты будешь с ним делать? Хочешь ли избавиться от него? Будешь ли ты с ним бороться?

4. Нужны ли тебе помощники?

5. Как будет проходить битва?

6. Чем все закончится?

 

Так, анализ данной сказки, основанный на подходах эмоционально-образной терапии, может показать насколько тяжело подросток переживает проблемы, как много их у него, где начало этих проблем, связаны ли они с домом или социальным окружением, степень готовности к решению проблемы, возможные сценарии и стратегии разрешения проблемы. Данные, полученные в ходе исследования, нам показались достаточно интересны и полезны. 

Прежде всего, ребенку предлагается проанализировать сам рисунок:

1. Его размер, указывающий, на сколько тяжело воспринимается ребенком проблемная ситуация, какую площадь листочка занимает изображение самого дракона;

2. Количество голов у дракона. Чем больше голов, тем больше проблемных ситуаций в жизни подростка;

3. Поворот головы. Голова, повернутая влево, согласно интерпретации методики «Несуществующее животное», может указывать, что проблемная ситуация проживалась в прошлом. Голова, повернутая вправо – тревожное ожидание проблем в будущем, голова, смотрящая прямо – возможно, подросток переживает проблемный момент в данное время.

4. Характер изображения: детский, несерьезный, агрессивный, пугливый, встревоженный и пр. указывает на характер проживания данной проблемы.

Интерпретация сказки:

1. Анализ ответов на вопрос: «Откуда взялся ваш дракон?» показывает, что наиболее типичные ответы можно разделить на несколько групп.
Ответы «Он родился вместе со мной», «из яйца», «мама, папа подарили», «из гнезда» указывают, что ребенок приобрел какую-то проблему в момент рождения: вина, страхи, установки, ожидания родителей и пр. могут быть причиной многих проблем личностного роста ребенка. Часто дети представляют дракона, появившегося из-за гор, либо он живет в горах. В этом случае следует обратить внимание на отношения с отцом ребенка, так как горы – это символ отца.
Ответы «встретил на улице», «нашел в лесу», «он на меня напал в переулке» и пр. указывают, что ребенок испытывает проблемы в общении с окружающими людьми, принятии его в обществе, переживает конфликтные ситуации со сверстниками.
Ответы «из другого мира», «из других стран», «взял у друга» и пр. могут указывать на то, что проблема не своя, а чужая, но ребенок ее воспринимает как свою собственную.

2. Ответ на вопрос: «Сколько лет твоему дракону? Как давно он у тебя», указывает на время, когда произошла психотравмирующая ситуация, конфликт, болезнь, ситуации семейного кризиса и пр. Так практика показывает, что подростки достаточно точно определяют событие, связанное с числом, которое они неосознанно указали как возраст дракона. Бывает, что возраст указывается меньше, чем сам автор сказки, тогда психотравмирующее событие определить достаточно просто. Необходим лишь вспомнить, что было столько, сколько указано лет, месяцев или дней назад. Бывает, что возраст указывается старше, чем сам автор, тогда есть повод провести дополнительные исследования в семейно-родовой системе. Возможно, что в данном случае наблюдается перенос чувств от родственников к ребенку. В этом случае необходим дополнительно обыграть ситуацию, представив того, кто «передал» Дракона (мужчина, женщина, бабушка, дедушка и пр.).
Необходимо отметить, что данный этап самый сложный в эмоциональном плане для ребенка, но при успешном его прохождении, при осознании своей проблемы, подростки достаточно быстро и успешно проходят процесс коррекции в дополнительной индивидуальной работе и легко отрабатывают проблему. 

3. Вопросы: «Что ты будешь с ним делать? Хочешь ли избавиться от него? Будешь ли ты с ним бороться?» показывают готовность к решения ситуации, поиску путей избавления от проблемы. Как правило, подростки, особенно девочки, не очень хотят избавляться от дракона, они его жалеют даже тогда, когда дракон начинает мешать и подавлять хозяина. Тогда они его просто прячут, закрывают в клетки, сдают в зоопарк, но существовать он не перестает, даже если он не мешает, тем не менее требует дополнительного ухода. Лишь малая часть людей сразу решаются прогнать, убить, уничтожить. Замечено, что те, кто борется, избавляется от дракона в конце работы чувствуют заметное облегчение, те же, кто жалеет, улучшение состояния не отмечают. Бывает, что подростки «приручают» своего дракона, тогда мы говорим о том, что проблему подросток обернул себе на ползу, как защитный механизм, который позволяет уменьшить силу переживаний.

В ходе работы с данной методикой были отмечены характерные особенности:

1. Наблюдаются существенные отличия в результатах по гендерной характеристике (мужчины и женщины, девочки и мальчики), тогда как по возрастной характеристике больших отличий нет.

2. Подростки воспринимают проблемные ситуации как появившиеся в обществе, среди других людей. Женщины в большинстве воспринимают как личную, душевную проблему или внезапно появившуюся неизвестно откуда, а мужчины и мальчики соотносят проблемы с реальной жизненной ситуацией.

3. Как правило, девочки и женщины стараются решать возникшие проблемы самостоятельно, редко прибегая к помощи других, тогда как практически все мальчики и мужчины ищут себе помощников.

4.  В разрешении проблемы женщины больше надеются на то, что ситуация разрешится сама по себе: либо угроза уйдет сама, либо они «подружатся» с проблемой. Мальчики предпочитают не избавляться от проблемы, а спрятать ее подальше. Мужчины же все надеются на разрешение ситуации.

Таким образом, можно утверждать, что женщины в разрешении проблемы надеются только на саму себя и, не справившись с ними, больше стараются приспособиться или избежать этих проблем. Мужчины же изначально надеются на чью-то помощь, ищут ее и поэтому более уверенны в решении сложной проблемы. А так как мальчики-подростки не готовы к такому поведению, то вполне объяснимо, что проблему они не решают, а пока «прячут» ее.

 


 






Заключение

 

  Одной из главных задач родителей является создание нормальных условий для жизни и личностного развития ребенка. Школа в этом процессе оказывает помощь, создавая учебно-воспитательные условия, способствующие развитию индивидуальных особенностей, способностей и потребностей ребенка. В отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения. В этом случае усилия всех специалистов, родителей должны быть направлены на то, чтобы ребенок не перешел из зоны ристка в группу риска, где существует реальная угроза для жизни ребенка, адекваного развития его личности.

Когда семья, находясь в зоне социально-экономического или педагогического риска, не в состоянии помочь ребенку пережить последствия психологической травмы, облегчить моральные страдания и потери; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в школе и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы, в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные – дети.

  Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу в образовательном учреждении. Основная роль в этой работе отводится классным руководителем, которые являются для ребенка связующим звеном. В задачи классного руководителя входит своевременное выявление и координация усилий специалистов в оказании помощи ребенку, у которого возникла проблема.

 

 


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Группа риска — в ситуации школьного обучения в группе риска ока­зываются так называемые «педагогически запущенные» подростки или те дети, отношение взрослых (родителей, опекунов, педагогов, других специалистов, работающих с детством) к которым на протяжении не­скольких лет носило насильственный или попустительский характер. В этой связи, у подростков сформировались стойкие асоциальные формы поведения (агрессивные, девиантные), низкий уровень обще­человеческой культуры. Самой тяжелой группой, не поддающейся пе­дагогической коррекции, становятся подростки-дезадаптанты с при­знаками аддиктивных форм поведения.

Пять основных проблемных групп детей в общеобразовательной шко­ле, которые находятся в зоне риска и могут перейти в группу риска.

- Одаренные дети.

- Слабообучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии).

- Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослаб­ленные, инвалиды).

- Дети из неблагополучных семей.

- Педагогически запущенные дети.

Группа риска по здоровью — к этой группе относятся те дети, для которых су­ществует реальная угроза жизни и здоровью. Группа риска отличается от зоны риска тем, что в последней специальные трудности и особые нужды детей получают надлежащее педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе, что предупреждает появление кризисных ситуаций, угрожающих жизни детей.

 Делинквентное поведение — поведение, которое расценивается пра­вовым законодательством как преступное.

Делинквентность — это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных жизнедеятельно­сти организма, подтвержденные соответствующими медицинскими документами. Эти дети личност­ных установок.

Дети с ограниченными возможностями (дети-инвалиды) — дети, имеющие установленные структурные нарушения в неспособны выполнять наравне со здоровыми детьми учебную деятельность в общепринятом режиме.

Дети с хроническими психосоматическими заболеваниями — дети, страдающие хроническими психосоматическими заболеваниями (наиболее часто встречаются в общеобразовательной школе дети, страдающие хроническими желудочными, сердечными заболевания­ми, сахарным диабетом, эпилепсией, астмой, нарушениями зрения и слуха, ЛОР-заболеваниями, сколиозом), стоящие на диспансерном учете и обязанные соблюдать строгий режим питания, прогулок, сна, физических нагрузок.

Зона риска — условия жизни, опасные для ребенка. Семья в зоне рис­ка — социально-экономически дисгармоничная: низкий прожиточ­ный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, деструкция в со­ставе членов семьи (неполная, со вторым браком, с приемными детьми). Здоровье в зоне риска — наличие проблем со здоровьем у ре­бенка (инвалидность, хронические заболевания, частые болезни). Учебная неуспешность в зоне риска — отставание ребенка в освоении учебного стандарта. Одаренность в зоне риска — отсутствие под­держки и профессионального сопровождения одаренного ребенка. Зона социального риска — бесконтрольность со стороны взрослых, отсутствие надлежащей системы обучения, воспитания и развития ребенка.

Зона риска по здоровью — указывает на наличие опасных для здоро­вья ребенка условий жизнедеятельности. Соблюдая этические нормы, проявляя гуманное отношение к детям, страдающим разными видами сложных психосоматических заболеваний, мы называем нездоровье ребенка — зоной риска но здоровью

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, приводящее к ограничению жизне­деятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по свое­временному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагоги­ческой реабилитации и (или) предупреждению совершения ими пра­вонарушений и антиобщественных действий;

Коррекция — предполагает работу по компенсации выявленных от­клонений и направлена на ребенка и его микросоциальное окруже­ние.

Неблагополучная семья — педагогически несостоятельная, уклоняю­щаяся от выполнения родительского долга семья, в которой родители злоупотребляют правами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом. Основными особенно­стями неблагополучной семьи являются низкий уровень педагогиче­ской культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отноше­ния между супругами. Также возможно наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-эконо­мическое неблагополучие; аморальный образ жизни; зависимость от алкоголя и психоактивных веществ; деформированность общечелове­ческих ценностных ориентации; неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.

Недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положе­нии — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные по­ступки, противоречащие принятым в обществе правовым или соци­альным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом не­благоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

До сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно определял бы человеческую деятель­ность, не соответствующую социальным нормам. Детей, чье воспита­ние вызывает особые трудности, различные авторы называют по-раз­ному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «труд­новоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенны­ми», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением» и т. п. Общим является лишь то, что всех детей, относящихся к вышеперечисленным категориям, авторы определяют как категорию «трудные».

Отношение к здоровью (на основе психологической трактовки поня­тия) — система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способст­вующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенная оцен­ка индивидом своего физического и психического состояния.

Педагогически запущенные дети — дети с отклонениями в пове­дении, обусловленными педагогическими ошибками и просчетами, а также несвоевременным принятием мер. Это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогически запу­щенными детьми не утрачивается.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные (потенциальные психи­ческие возможности) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Разви­тие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мо­тивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. п.).

Психосоматически ослабленные или часто болеющие дети — ребен­ка правомочно отнести в группу часто болеющих детей в тех случаях, когда повышенная заболеваемость вирусно-бактериальными респираторными инфекциями не связана со стойкими врожденными, наслед­ственными или приобретенными патологическими состояниями.

Сопровождение медико-социально-педагогическое — профессио­нальная помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, их адаптация в социуме через стандартные формы работы: диагности­ка, профилактика, консультирование и коррекция.

Сопровождение семьи — социально-педагогическое сопровождение семьи, находящейся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, оказание эффективной помощи детям спе­циалистами системы образования.

Социальная адаптация — 1) постоянный процесс интеграции индиви­да в общество, процесс активного приспособления индивида к услови­ям социальной среды, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонент, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностной ориентации индивида и от возможностей их достиже­ния в социальной среде. В результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности самоконтроля и са­мообслуживания, способности адекватных связей с окружающими; 2) применительно к школе — первый этап социализации учащихся, означающий активное приспособление к окружающей среде.

Социальная дезадаптация — нарушение взаимодействия индивидуу­ма со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социаль­ной роли, соответствующей его возможностям.

Социально запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации. У таких детей искажены представления о моральных и этических нор­мах, зачастую они имеют криминальный опыт. В отличие от педагоги­чески запущенных детей они отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: