Кухня костромской деревни складывалась на протяжении долгого времени. Она мало отличалась от кухни Центральной России, так как сама территория Костромской области находится в тех же климатических условиях, что
и центральный регион. Но все же можно выделить некоторые особенности, присущие именно территории нашего региона. К сожалению, сейчас многие рецепты воспроизвести невозможно, частью из-за отсутствия нужных приспособлений, исходных продуктов, но, главным образом, из-за отсутствия русской печи, главной кормилицы деревенского человека. Впервые русские печи появились в конце XVI – начале XVII в. В них готовили первое и второе, варили квас и пиво, на печи сушили съестные запасы, пекли пироги и хлеб.
Прием пищи в каждом районе называли по-разному. Так, например, у нас,
в Костроме – пошамать, в Галиче – зобать, в Шарьинском районе – ести, хлебать – говорили повсеместно. Обед, паужна, ужин имели общее название – «выть». Между вытями промежуток 5–6 часов назывался «ýповод» [1].
|
|
В начале XX в. жители деревень в будний день утром до рассвета уходили на работу в поле. Работали на голодный желудок до обеда. С поля приходили в 9–10 и приступали к обеду. В деревнях и селах Костромской области для обобщенного названия первого жидкого блюда употреблялись обычно слова хлебово, варево, щерба. В зависимости от навара, на котором приготовлены эти супы, они делятся на грибные, мясные, рыбные. Во время обеда мать ставила на стол блюдо с супом. Ели из общего блюда, отец начинал есть суп первым, а за ним другие члены семьи.
Обед у всех был разный, но он никогда не обходился без супа. Само слово «суп» – заимствованное, появилось оно лишь в конце XVII в., когда в Россию из Европы проникли бульоны и супы-пюре. Наибольшей популярностью
в области пользовались окрошки. Окрошка – это холодный суп на квасе или кислом молоке, которыми заливаются мелко нарезанные овощи (вареная картошка, огурцы, яйца, лук, укроп, вареное мясо). В Мантуровском районе был популярен суп – луковнúк (суп, приготовленный из лука и картошки). Другие супы: балáнда – суп без мяса, постный; грибóвница – грибной суп на молоке, мýтник – суп из крапивы, заправленный яйцом и сметаной; белые и серые щи – из вилковой капусты и квашеных зеленых листьев капусты; уха – суп из рыбы. В праздники и будни хозяйки любили угощать мясной или молочной лапшой, которую делали сами. С молоком делали «крошанúну» – крошили хлеб
в молоко [1].
На второе была картошка или каша. Каша считалась самым важным блюдом на крестьянском столе. Без нее не обходилось ни одно большое или малое событие в жизни людей. В народе говорили: «Каша – жизнь наша». Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи, полбы и других круп. Картофель считался самой распространенной едой на Костромской земле, его называли вторым хлебом. Для обозначения вареной картошки раньше употреблялись слова: соленка, цыганка. Мятый картофель (пюре) называли: гуляшник, толкушка, мя́тево. Самым популярным блюдом из картофеля была запеканка из мятого вареного картофеля, разведенного молоком с яйцами, ее называли картофницей.
|
|
Вторым после картофеля овощем была капуста. К нам она попала с южных территорий России в IX в., куда завезли ее греко-римские колонизаторы
в VII–V в. до н. э. Ее заготавливали на зиму поздней осенью, после первых заморозков, когда капуста становилась более твердой. Рубка капусты была истинным праздником для всей деревни. Свекла и морковь шли в пищу в меньших количествах. Впервые свекла упоминается в письменных памятниках Древней Руси в X–XI вв., в частности, в «Изборнике» Святослава, а пришла она к нам, как
и многие другие культурные овощи, из Византийской империи. Морковь же была популярна уже в средневековье. В «Домострое» (XVI в.) сказано: «И в осень капусту солят и свеклу ставят, и репу и морковь запасают».
Огурцы в нашей местности ели не все крестьяне. По рассказам старожилов из деревни Маракино, они появились в 1930-х г., когда по другую сторону реки Унжи в деревне Суховерхово их начали выращивать, и не как сейчас под пленкой, а они росли просто в грядке, без всякого покрытия. Помидоры появились также поздно.
В лесах Костромской земли водилось немало диких животных, мясо которых дополняло рацион костромичей. Самым распространенным способом приготовления мяса считалось тушение. Его тушили обычно в глиняных горшках, при этом жидкости наливали очень мало. Оно тушилось в собственном соку вместе с картошкой или капустой. Из лесной пернатой птицы на обеденный стол попадали глухарь, рябчик, тетерев, утки и гуси.
В 2 часа дня была «пáужна» (прием пищи между обедом и ужином). Она по составу и количеству пищи обычно была такой же, как и обед. К паужне ставили самовар и пили чай с хлебом с маслом. В праздники готовили калачики, пряники к чаю. Впервые чайные листья были завезены в Москву из Китая
в 1638 г., позже чай появился и на территории Костромы.
Русские люди никогда не могли представить себе жизнь без хлеба. В названии этого главного продукта питания чувствуется любовь и уважение. Так, например, круглый хлеб на сковороде, наподобие пирога из любой муки, преимущественно пшеничной, называли мя́конек. Это ласковое название еще сохранилось во многих восточных районах Костромской области. Ситник – хлеб из пшеничной муки, посеянной через сито. Насолóдник – хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки с солодом. Натертыш – каравай из круто замешенного теста, «натертого» мукой. Хлеба пекли по понедельникам на всю неделю. Основа приготовления хлеба была всегда одна и та же. С вечера затваривали опару на чуть подогретой или холодной воде и ставили на печь, чтобы опара ходила. Утром замешивали, прибавляя муку, и снова ставили в теплое место. Когда опара вновь поднималась и начинала оседать, тесто разделывали на отдельные хлебы на специальном желобе, подсыпанном мукой. Затем выкладывали в чашки или на противни. После выпечки вынимали караваи, корочку смазывали маслом или просто водой, выкладывали снова на скатерть, прикрывали полотенцем, чтобы хлеб отдыхал, отходил [3].
Хлеб и соль сопровождали все радостные и печальные события в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых именитых людей, молодых
в день свадьбы, хлебом запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили
в святость хлеба. Они считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, поцеловать. Не случайно ни один из других видов пищи у русского народа ни идет ни в какое сравнение с хлебом. Старожилы вспоминают, что
в старые времена, как только подъезжали к Егорьевской горе (Нерехтский район), так и пленял всех запах сдобных нерехтских хлебов. Сегодня, к сожалению, исчезли многие названия и рецепты хлебного печева: и сги́бень, и ко́кура,
и суворовский калач, который так понравился Александру Васильевичу Суворову, когда тот посетил Нерехтский уезд. По местной легенде он даже гонцов присылал в Нерехту за калачами к праздничному столу.
|
|
К чаю выпекалось большое множество сладкой выпечки. Крендели, плюшки, калачи разной формы имели свои названия: вертуханы, слоенки – слоеные булочки, посыпанные песком между слоями; свертыши – крендели из сдобного теста. Повсеместно известны лепешки с начинкой из творога – ватрушки. В Костромской области они назывались по-разному: твороженька, творогулька, кулейка, куженька, шаньша. Очень популярны были оладья из сырой тертой картошки. Кроме общераспространенного их названия – драники, есть еще дрáныши, жля́бики, бардáшники, оляля́киши [2].
Примерно в 10 часов летом, а зимой в 8 часов вечера был ужин. На ужин ели обычно то же, что и на обед, но поменьше, чтобы лучше спать. В народе говорили: «ужина не нужно, дорог обед» [1].
Костромская кухня складывалась на протяжении долгого времени. Она включала в себя большое разнообразие вкусных и полезных блюд. Несмотря на то, что из домов исчезла наша кормилица печь, многие рецепты до сих пор используются жителями Костромской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончарова Т. Г. Костромская народная кухня. – Кострома: Издательский проект, 2014. – 96 с.
2. Печево, хлебово, паря // Губернский дом. – 1998. – № 28. – С. 55.
3. Костромской областной дом народного творчества. Обычаи, праздники, обряды [Электронный ресурс] // Офиц. сайт. – URL: http://kodnt.ru/ entsiklopediya-kostromskogo-folklora/traditsionnye-prazdniki-i-obryady (дата обращения: 20.03.2019).
|
|
УДК 338.48
Разгуляева М. А. [13]
(КГУ, студент, направление подготовки «Технология продукции и организация общественного питания», профиль «Ресторанное дело», уровень – бакалавриат)
Костюкова Ю. А.
(КГУ, канд. техн. наук, доц. каф. дизайна, технологии, материаловедения
и экспертизы потребительских товаров)
СПЕЦИФИКА СЫРНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
В статье отражены особенности проведения сырных фестивалей, отмеченные при анализе зарубежного и отечественного опыта. Выявлены основные черты сырного гастрономического праздника, характер представления пищевых продуктов и блюд из сыров, потенциальные направления досуга, возможности продвижения и реализации данного продукта в сфере туризма на примере бренда «Кострома – СЫРНАЯ».