Традиция; эстетика, экология, минимализм, будничный костюм крестьянина, лен

Современное общество живет в мире с высокой динамикой, разнообразном и изменчивом. Человек меняется вместе с ним, в данных условиях необходимо не забывать об истинной природе индивида, о смысле его существования и ценностях. Многовековые традиции создания предметов русского быта с каждым днем теряют свою актуальность для современного человека. Экономическая политика диктует свои правила, ориентированные на скорость жизненного цикла вещей, круговорот потребления и бесконечную гонку за прибылью. Данный подход коренным образом противоречит исконно русским традициям отношения к предметному миру [1]. 

На сегодняшний день не многие задумываются о подлинной ценности вещи и бережливом отношении. Однако, сбой ценностной системы в обществе – серьезная проблема, которая требует грамотного подхода к ее решению. Иван Яковлевич Билибин писал: «И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества и доказать, что эти скинутые сарафаны и брошенное рукоделие ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество – душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя
и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой,
а в лице отдельных сознательных свободных и культурных лиц вернется и скажет: «верните нам наши песни, верните нам наши узоры». Действительно, традиционный подход к ведению быта объединяет людей, укрепляет их дух и веру
в свое дело. Сегодняшнему обществу это нужно, поэтому внедрение традиционных подходов в современный уклад жизни как никогда актуален [2].

Пожалуй, самой влиятельной на сегодняшний день и вместе с тем одной из самых загрязняющих планету сфер является сфера модной индустрии. Укрепилось такое понятие как «быстрая мода», главной целью которой является получение большего количество прибыли за меньший временной промежуток, используя дешевые ресурсы на производство. Данный подход, во-первых, пагубно отразился на экологическом состоянии Земли из-за огромного количества выбросов химических веществ в атмосферу и почвы в процессе производства, во-вторых, сбил систему ценностей современного общества. Теперь вещи управляют человеком, обезличивая его, превращая в безрассудного потребителя, сметающего все, что ему предлагает рынок. Чем больше общество приобретает, тем большее количество вещей отправляется на свалку, а это еще одна глобальная проблема, с которой с каждым днем справляться все сложнее. Исходя из вышеизложенного, следует, что спасительной мерой в данной ситуации является изменение отношения к предметному миру, развитие у общества этичного, гуманного подхода к приобретению, использованию и утилизации вещей. Именно такой подход присущ традиционному русскому быту, поэтому нужно лишь оглянуться назад и вспомнить о славных умениях наших предков.

Проявление бережливости и экономичности присущи традиционному костюму русского крестьянина. Выращенное собственными руками сырье для изготовления одежды превращалось в пряжу, из которой в последствие вырабатывались домотканые полотна. Весь цикл изготовления одежды осуществлялся ручным способом. Такие изделия были надежны в использовании и долговечны. Созданные вручную вещи были весьма просты в конструктивном отношении, однако обладали высокой степенью эстетичности. Достигалось это в первую очередь с помощью декоративных элементов: одежда и аксессуары дополнялись вышивкой, украшались тесьмой, бусинами, камнями и др. Декоративное оформление традиционного костюма – отнюдь не простое украшательство,
а признак, который помогал идентифицировать масть человека, символ, выступающий в роли оберега [3].

Безусловно, замысловатое оформление нарядного традиционного костюма является предметом восхищения, однако будничный костюм русского крестьянина имеет не меньшее значение.

Традиционный будничный костюм русского крестьянина представлял собой незамысловатые изделия, выполненные методом плоского кроя из цельных домотканых льняных полотнищ. Шилась одежда вручную. Важной особенностью изделий крестьянского русского народного костюма являлась его универсальность: использовать тот или иной предмет одежды мог как взрослый человек, так и ребенок, нужно было лишь подпоясать изделие в нужном месте кушаком или подвернуть [4].

Такой подход к изготовлению и использованию сравним с, популярным на сегодняшний день, «минималистичным подходом к формированию гардероба». Минимализм в одежде предполагает не только простоту конструктивных решений и отказ от чрезмерного декорирования, но и использование в изготовлении изделий из высококачественных материалов, обладающих достойными эксплуатационными характеристиками для того, чтобы вещь могла служить ее обладателю долгое время, не прибегая к скорой ее замене. Такое этичное отношение к предметному миру является спасительной мерой в борьбе за здоровье планеты и населяющих ее жителей. А в сочетании с традиционными методиками изготовления вещей, данная практика поможет вернуть уникальный аутентичный образ вещам [5].

Сочетание приемов изготовления традиционного русского народного костюма с основополагающими принципами этичного отношения взаимосвязи
с одеждой явились фундаментом для создания авторской коллекции одежды
и аксессуаров из льна под названием «БЫТ» (рис. 1).

 


 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: