Учебное пособие
«Времена года»
По развитию речи
Автор: Тимофеева Марина Михайловна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории Оренбург 2017 |
Аннотация:
В учебном пособии «Времена года» представлен теоретический, практический и дидактический материал к занятиям по развитию речи. Материалы пособия последовательно раскрывают методику работы с детьми по данному виду деятельности.
Оглавление
Введение. 4
I. Теоретическая часть.. 7
Исторические сведения о названии месяцев года. 7
II. Практическая часть.. 9
Методические советы.. 9
Условные обозначения. 10
Алгоритм работы с картинкой (автор Тимофеева М. М.) 10
III. Дидактическая часть.. 12
3.1. Времена года. Осень. 12
Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 12
Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 18
Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 24
3.2. Времена года. Зима. 30
Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 30
Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 37
Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 44
3.3. Времена года. Весна. 53
Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 53
Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 59
Задания для детей с высоким уровнем речевого развития. 61
3.4. Времена года. Лето. 65
Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 65
Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 68
Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 71
Список литературы и других источниках. 75
Приложение. 76
Конспект занятия по развитию речи. 125
«Осень. Признаки осени». 125
Введение
Учебное пособие «Времена года» разработано к дополнительной общеобразовательной программе «От звука к букве» и предназначено педагогам дополнительного образования по развитию речи.
В учебном пособии представлен материал к занятиям по развитию речи. Речевой материал и задания систематизированы в соответствии с содержанием раздела «Времена года», а также с учетом возрастных особенностей и уровнем речевого развития детей.
Материалы пособия раскрывают последовательность обучения, закрепления и проверки знаний учащихся по данному разделу.
Анализ ситуации сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. В настоящее время перед педагогом стоит задача развивать способности у учащихся воспринимать прекрасное в природе, окружающей действительности, пробудить у обучающихся эстетические чувства, желание наблюдать за природой. Таким образом, актуальность создания данного пособия была вызвана:
· во-первых, реализацией миссии дополнительного образования, которая заключается в развитии мотивации детей к познанию;
· во-вторых, в развитие связной грамматически правильной речи учащихся, фонематического слуха, обогащение активного словаря;
· в-третьих, необходимостью успешной социализацией ребенка в современном обществе, его жизненном самоопределении, конкурентоспособности.
Новизна методического пособия заключается:
· в обновлении и систематизации материалов по теме «Времена года», соответствующих возрастным особенностям учащихся;
· во включении заданий регионального компонента про живую природу Оренбургской области;
· в разработке нетрадиционного итогового занятия «Осень. Признаки осени»;
· в использовании альтернативных заданий для одаренных детей, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.
Цель данного пособия:
оказание методической помощи педагогу в процессе приобщении обучающихся, к познанию окружающей действительности, средствами коммуникативной деятельности – развитием грамотной связной речи.
Задачи:
· повысить эффективность и качество образовательного процесса при изучении раздела «Времена года»;
· помочь педагогу активизировать интерес учащихся к окружающей среде;
· способствовать развитию мотивации учащихся к самообучению;
· способствовать развитию грамматического строя речи, фонематических процессов.
Ожидаемые результаты:
· повышение качества образовательного процесса;
· повышенный интерес и активность учащихся на занятиях;
· сформирована мотивация к дальнейшему самосовершенствованию в данном виде деятельности;
· повышение уровня грамматического строя речи, фонематических процессов.
Пособие состоит из следующих разделов: «Теоретическая часть», «Практическая часть» и «Дидактическая часть».
В «Теоретической части» систематизирован материал по теме «Времена года»: исторические сведения названия месяцев года, признаки времён года, характерные особенности природы.
В «Практической части» представлены методические советы, условные обозначения, используемые в заданиях. Алгоритм работы с картинками в соответствии с речевым развитием учащегося.
В «Дидактической части» представлены четыре раздела, соответствующие четырём временам года. В каждом разделе представлен ряд авторских рассказов по развитию связной речи, объединенных одной тематикой. К каждому рассказу подобраны вопросы, на осознанное восприятие текста. Тексты подобраны в соответствии с речевым развитием учащихся. Для учащихся с низким уровнем речевого развития подобраны короткие тексты с простыми предложениями. Для учащихся со средним уровнем речевого развития сложность и объём текста возрастает. Для одарённых учеников, с высоким уровнем речевого развития тексты насыщенны сложными предложными конструкциями.
После работы с текстами учащиеся переходят к заданиям на развитие грамматического строя речи: словоизменение, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом; фонематических процессов. Задания представлены для учащихся с низким, средним и высоким уровнями речевого развития. В этом разделе приведены задания регионального компонента на знание живой природы Оренбургской области.
Для совершенствования познавательных способностей учащихся, развития вербальной памяти, мышления, внимания, а также пробуждения интереса к данной лексической теме «Времена года», представлен игровой материал.
Ø Авторское нетрадиционное занятие «Осень. Признаки осени», проводится с детьми в конце изучения раздела «времена года. Осень». Занятие проводится в форме путешествия по осеннему лесу. Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, активизация познавательного интереса, так как основная форма деятельности на данных занятиях – игровая, что соответствует возрастным особенностям детей дошкольного периода.
I. Теоретическая часть