I. Теоретическая часть

Учебное пособие

«Времена года»

По развитию речи

 

 

Автор: Тимофеева Марина Михайловна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории     Оренбург  2017    

 

 

Аннотация:

В учебном пособии «Времена года» представлен теоретический, практический и дидактический материал к занятиям по развитию речи. Материалы пособия последовательно раскрывают методику работы с детьми по данному виду деятельности.

Оглавление

Введение. 4

I. Теоретическая часть.. 7

Исторические сведения о названии месяцев года. 7

II. Практическая часть.. 9

Методические советы.. 9

Условные обозначения. 10

Алгоритм работы с картинкой (автор Тимофеева М. М.) 10

III. Дидактическая часть.. 12

3.1. Времена года. Осень. 12

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 12

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 18

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 24

3.2. Времена года. Зима. 30

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 30

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 37

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 44

3.3. Времена года. Весна. 53

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 53

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 59

Задания для детей с высоким уровнем речевого развития. 61

3.4. Времена года. Лето. 65

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 65

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 68

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 71

Список литературы и других источниках. 75

Приложение. 76

Конспект занятия по развитию речи. 125

«Осень. Признаки осени». 125

 

Введение

Учебное пособие «Времена года» разработано к дополнительной общеобразовательной программе «От звука к букве» и предназначено педагогам дополнительного образования по развитию речи.

    В учебном пособии представлен материал к занятиям по развитию речи. Речевой материал и задания систематизированы в соответствии с содержанием раздела «Времена года», а также с учетом возрастных особенностей  и уровнем речевого развития детей.

    Материалы пособия раскрывают последовательность обучения, закрепления и проверки знаний учащихся по данному разделу.

Анализ ситуации сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. В настоящее время перед педагогом стоит задача развивать способности у учащихся воспринимать прекрасное в природе, окружающей действительности, пробудить у обучающихся эстетические чувства, желание наблюдать за природой. Таким образом, актуальность создания данного пособия была вызвана:

· во-первых, реализацией миссии дополнительного образования, которая заключается в развитии мотивации детей к познанию;

· во-вторых, в развитие связной грамматически правильной речи учащихся, фонематического слуха, обогащение активного словаря;

· в-третьих, необходимостью успешной социализацией ребенка в современном обществе, его жизненном самоопределении, конкурентоспособности.

 

Новизна методического пособия заключается:

· в обновлении и систематизации материалов по теме «Времена года», соответствующих возрастным особенностям учащихся;

· во включении заданий регионального компонента  про живую природу Оренбургской области;   

·  в разработке нетрадиционного итогового занятия  «Осень. Признаки осени»;

· в использовании альтернативных заданий для одаренных детей, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.

Цель данного пособия:

оказание методической помощи педагогу в  процессе приобщении обучающихся, к познанию окружающей действительности,  средствами коммуникативной  деятельности – развитием грамотной связной речи.

Задачи:

· повысить эффективность и качество образовательного процесса при изучении раздела «Времена года»;

· помочь педагогу активизировать интерес учащихся к окружающей среде;

· способствовать развитию мотивации учащихся к самообучению;

· способствовать развитию грамматического строя речи, фонематических процессов.

 

Ожидаемые результаты:

· повышение качества образовательного процесса;

· повышенный интерес и активность учащихся на занятиях;

· сформирована мотивация к дальнейшему самосовершенствованию в данном виде деятельности;

· повышение уровня грамматического строя речи, фонематических процессов.

 

Пособие состоит из следующих разделов: «Теоретическая часть», «Практическая часть» и «Дидактическая часть».

В «Теоретической части» систематизирован материал по теме «Времена года»: исторические сведения названия месяцев года, признаки времён года, характерные особенности природы.

В «Практической части» представлены методические советы, условные обозначения, используемые в заданиях. Алгоритм работы с картинками в соответствии с речевым развитием учащегося.

В «Дидактической части» представлены четыре раздела, соответствующие четырём временам года. В каждом разделе представлен ряд авторских рассказов по развитию связной речи, объединенных одной тематикой.  К каждому рассказу подобраны вопросы, на осознанное восприятие текста. Тексты подобраны в соответствии с речевым развитием учащихся. Для учащихся с низким уровнем речевого развития подобраны короткие тексты с простыми предложениями. Для учащихся со средним уровнем речевого развития сложность и объём текста возрастает. Для одарённых учеников, с высоким уровнем речевого развития тексты насыщенны сложными предложными конструкциями.

После работы с текстами учащиеся переходят к заданиям на развитие грамматического строя речи: словоизменение, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом; фонематических процессов. Задания представлены для учащихся с низким, средним и высоким уровнями речевого развития. В этом разделе приведены задания регионального компонента на знание живой природы Оренбургской области.

Для совершенствования познавательных способностей учащихся, развития вербальной памяти, мышления, внимания, а также пробуждения интереса к данной лексической теме «Времена года», представлен игровой материал.

Ø Авторское нетрадиционное занятие «Осень. Признаки осени», проводится с детьми в конце изучения раздела «времена года. Осень». Занятие проводится в форме путешествия по осеннему лесу. Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, активизация познавательного интереса, так как основная форма деятельности на данных занятиях – игровая, что соответствует возрастным особенностям детей дошкольного периода.  

 

I. Теоретическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: