Декабрь. Славянские языки, и русский в частности, дали декабрю несколько имён, с разных сторон характеризующих этот месяц: грудень, студень или снежник. Существенно отличается название месяцев в финском языке. Здесь название каждого месяца оканчивается на kuu – месяц (календарный и на небе). Так что в финском календаре на месте декабря вы найдёте joulukuu ("рождественский месяц"), а прежнее его название в Финляндии было talvikuu и переводилось как "зимний месяц".
Январь. В славянских языках, и в русском в том числе, январь - просинец. Если не углубляться в лингвистические и культурологические дебри, то подобное название обычно связывают с увеличением долготы дня и большим числом ясных дней, чем в предыдущем месяце.
Февраль. В древнеримском календаре этот зимний месяц был как раз последним и название своё получил благодаря празднику очищения от всего плохого, что было в уходящем году. Впрочем, точное происхождение названия установить довольно затруднительно. Славянский календарь в этом смысле значительно проще. Согласно ему февраль либо сечень (лес рубили на дрова), либо лютень/лютый (февральские морозы они такие). Наблюдательные финны отметили короткие февральские оттепели и этот месяц получил название от замерзающих на ветках капелек, которые появляются после недолгого потепления. Helmi по-фински "жемчужина", а сам месяц - helmikuu.
|
|
Март. Именно этот месяц открывал древнеримский календарь. Название месяца восходит к Марсу, которого так почитали воинственные римляне. Все свои походы и завоевания они начинали планировать именно в марте. Славянские языки богаты на разные имена марта: сухый, зимобор, протальник, березень (в южных областях весна наступает раньше и почки на берёзах набухают тоже раньше), белояр, соковик.
Апрель. Латинское слово аprilis означает "раскрытие". В этом месяце раскрываются первые почки на деревьях и появляется первая весенняя зелень. В славянском календаре этот месяц также имеет несколько названий: снегогон и цветень, иногда - березень. В Финляндии в это время начинали вырубку леса под пашню, и потому за месяцем закрепилось название huhtikuu. Huhta по-фински - подсека, пожог.
Май. В римской мифологии была такая богиня весны - Майя, в её честь древние римляне и назвали месяц, в который природа окончательно пробуждается от зимних холодов. Славянский календарь также отметил буйное майское цветение, подарив этому месяцу название травень. Финны же отметили в имени месяца начало первых сельскохозяйственных работ: toukokuu. Touko - до сих пор так называются весенние полевые работы.
Июнь. Первый месяц лета древние римляне также назвали в честь одной из богинь: Юноны, считавшейся покровительницей женщин и домашнего очага. Славянский же календарь дал первому летнему месяцу название, связанное с насекомыми. В болгарском языке июнь и сегодня - изок.
|
|
Июль. В календаре славян, в зависимости от региона июль назвали: червень (от красных ягод), липец/липень (месяц цветения липы), страдник (месяц самых активных полевых работ, страды) и грозник (месяц самых бурных гроз). В переводе с финского, июль - месяц травы, точнее - заготовки сена на корм скоту: heinäkuu, heinä по-фински - трава.
Август. Древние славяне в этом месяце начинали жать пшеницу и месяц назывался соответственно: серпень или жнивень. Дальние грозы, бушующие у горизонта, и молнии дали другое название - зарев или зорничка. В финском август - elokuu. Elo - жизнь, хлеб, зерно.
Сентябрь. Сентябрь - просто "седьмой месяц". В связи с тем, что в сентябре начинается брачный период у многих животных и самцы, особенно оленей, призывно ревут вызывая на бой соперников, первый осенний месяц получил имя "рюинь".
Октябрь. "Восьмой" месяц римского календаря. "Листопад" и "грязник", а ещё - "свадебник". После окончания полевых работ по осени играли свадьбы, отсюда и название месяца. Дождливый и слякотный финский октябрь так и называется - "месяц слякоти" - lokakuu.
Ноябрь. "Девятый" месяц в римском календаре. В славянском же календаре этот месяц - грудень. Грудой называли разбитые и замёрзшие колеи на дороге.
II. Практическая часть
Методические советы
Материалы, помещённые в данном пособии, можно использовать на разных этапах изучения тем: при объяснении нового материала, закреплении, систематизации и обобщении, а также при проверке знаний обучающихся. Педагог использует предложенный материал в зависимости от построения занятия, от бюджета времени и уровня речевого развития учащихся с учётом программных требований.
В самом начале курса обучения необходимо сообщить исторические сведения об истории названия месяцев каждого времени года, их последовательность, о характерных особенностях зимней, весенней, летней и осенней природы. Этот материал целесообразно использовать, дополняя его показом различных иллюстраций, упражнений приведённых в практической и дидактической части.
На занятиях значительное место необходимо отводить работе с текстом: чтение, слушание текста, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, пересказ, поиск в тексте нужного отрывка. Эти виды работ способствуют развитию умения согласовывать слова в предложении, понимая отношения между ними. Пересказы дают возможность овладеть грамматическим строем речи, запоминать устойчивые словосочетания, обогащать собственную речь красочными и точными прилагательными. Иллюстрации к рассказам, приведённые в приложении, побуждают к самостоятельному высказыванию.
Большое место в пособии отведено развитию грамматического строя речи: задания на словоизменения, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом. Выполняя задания в тетради, учащиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, запоминать.
Упражнения на развитие фонематических процессов представлены в каждом разделе, направлены на развитие фонетического слуха и функции фонематического синтеза.
Все задания и упражнения поделены на группы, и подобраны с учётом степени речевого развития учащихся.
Для совершенствования познавательных способностей учащихся, развития вербальной памяти, мышления, внимания, а также пробуждения интереса к данной лексической теме «Времена года», представлен игровой материал. Это различные ребусы, тематические раскраски, иллюстрации к текстам, пунктирные изображения.
|
|
Представленные задания можно применять не только при изучении раздела «Времена года», но и при изучении других тем курса, используя его на этапе проверки пройденного ранее материала или в качестве стимулирующих заданий для одаренных детей.
Условные обозначения