Р. Штраус «Домашняя симфония» (1902 - 1903)

Вместе с симфонической поэмой «Жизнь героя» составляет автобиографическую дилогию. Повествует о личных переживаниях, борьбе с идейными противниками, домашнем быте и семейном очаге (Р. Штраус; «один день моей семьи»). Симфонию критиковали (в частности, Б. Асафьев) за откровенность, обнажающую интимный мир композитора. Усматривали здесь проявление ницшеанства: индивидуализм, эгоцентризм, самолюбование личности, стоящей «над толпой, презирающей моральные устои общества». Посвящение «моей дорогой жене и нашему мальчику» дало повод к обвинению в саморекламе и идеализации быта. Однако, почти не принимался во внимание комедиографический дар композитора, его ирония - и что еще более любопытно -самоирония, гротесковые параметры стиля, склонность к лепке великолепных музыкальных портретов и автопортретов (романтическая традиция стиля Р. Шумана). Штраус-комедиограф склонен к озорству, к откровенной буффонаде, мистификации, стихии карнавальности, что обнаружится впоследствии в творчестве его соплеменника, также баварца К. Орфа (каждый баварец имеет в своем характере «амплуа» национального героя, шутника и проказника Тиля Эйленшпнгеля). Тяга к карнавальности в стиле del arte, пародии и гротеску скажется впоследствии в неоклассицистской тенденции искусства XX века - театре Пиранделло, живописи Пикассо музыке И. Стравинского, С. Прокофьева

Аdagio и финалу симфонии.

По первоначальному замыслу в первом разделе - портреты героя, жены и ребенка, во втором - игры ребенка и его сон, в третьем - ноктюрн, ночная лирическая сцена, в четвертом - утренняя «перебранка» супругов (в форме фуги) и радость примирения. Как поясняет сам композитор, «последнее слово остается за мужем», тема героя симфонии звучит в увеличении.

Все части основаны на едином тематическом материале. Ведущие мотивы - мужа,

  гобой дамур).

Прослушивание «Домашней симфонии» Р.Штрауса (фрагмент).

Кроме того, рекомендуется прослушивание с комментариями в виде небольших

сообщений студентов симфонических поэм Р. Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Эйленшпигель».

Глава VIII. Поздний романтизм. Г. Малер. Концепции симфонизма

Г. Малера. Первая симфония

Сочинения Г. Малера в системе искусства позднего романтизма занимают особое место. В основе творчества этого гениального австрийского симфониста – этико-философские идеи общечеловеческого звучания. Проповеднический тон его авторский монологов-обращений, выход на планетарный и даже космический уровень художественного обобщения (Малер о Восьмой симфонии; «здесь поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты») в музыке не знают равных, сближаясь с идеями его литературных современников - писателей Т. Манна, Р. Роллана, Г. Уэлса, А. Франса. Для Малера характерен филосфско-концептуальный подход к наиболее острым, больным проблемам его времени, приоритет - по утверждению И. Барсовой - литературно-философской традиции над традицией собственно музыкальной. В своей грандиозной симфонической эпопее композитор поднимает извечные вопросы: смысл жизни и тайна смерти, природа человеческого бессмертия (Вторая симфония); идея бесконечного восхождения человеческого духа (в традициях философских концепций Спинозы и Гете) от материально-природного к Божественной Любви (Третья симфония); достижимость Идеала и Абсолютной Истины, прославление гетевской идеи «Das Ewig Weibliche» («Вечно Женственного»), образа Маter Gloriosa (Богоматерь в Славе) в Восьмой симфонии: природа зла и искоренение человеческих пороков (гротесковые скерцо его симфоний). В кризисную эпоху, на рубеже двух веков Малер глубоко переживает трагедию несовершенства современного ему общества. Все его творчество - поиск выхода из кризиса, проявляющего себя как в духовном мире личности, ее мучительных внутренних конфликтах, так и в плане социальном и общечеловеческом, Глубочайший психологизм его искусства объединяет проблематику «романных» (по терминологии Т. Адорно) симфоний Г. Малера с романами Ф. Достоевского. Оба они - «художники идеи», последних философских вопросов бытия, насытившие свои сочинения полярными образными антитезами, предельной эмоциональной экспрессией.

Малер - величайший новатор в области симфонической музыки. Грандиозные размеры его симфоний, ненормативная драматургия симфонического цикла, использование в симфониях вокально-хоровых средств, новые синтезирующие жанры симфонии-кантаты (Восьмая), cимфонизированный песенный цикл («Песня о земле»), новшества в области формообразования, оркестровой полифонии («полифонии разногласий», «полифонии вторгающихся контрапунктов»), экспрессия оркестрового стиля - все эти принципы являются основополагающими для симфонизма XX столетия - симфоний Д. Шостаковнча, А. Онеггера, П. Хиндемита, Б. Бриттена,. О. Месеиаиа, Б. Тищенко, А. Шнитке и др.

Одно из важнейших завоеваний музыки композитора - гротеск нового типа, обличающий пороки мещанского, обывательского существования. Малер первым, подобно Достоевскому в литературе, так остро поставил проблему человеческой бездуховности, порождающей агонию современной - технократической в своей сути – цивилизации. С точки зрения музыкального стиля гротесковые концепции в симфониях Малера решаются с помощью деформации «расхожих» бытовых жанров (вальс, лендлер, уличные марши н песни), их последовательных модификаций в сторону механистической токкатности, заводной урбанистической моторики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: