Дадаизм и урбанизм в музыке Э. Сати. Французские композиторы «группы

Шести»

Течения дадаизма н урбанизма отразились в музыке Э. Сати и композиторов «группы Шести» - Ф. Пуленка, Д. Мийо, А. Онегтера, Ж. Орика, Ж. Тайефер, Л. Дюрея.

Э. Сати - организатор и идейный наставник «Шестерки». Его экстравагантный противоречивый талант был богат на оригинальные новаторские идеи, которые однако почти никогда не были до конца реализованы. Сати первым открывал в музыке то, что потом почти рядом или чуть позже развивали более «крупные дарования» (начинал как импрессионист, отдал дань джазовой стилистике, ставил дадаистские спектакли, не прошел мимо веяний неоклассицизма).

Склонность композитора к эксцентрике, гротеску (что было заложено в личности Сати), и привело к дадаизму. В своих произведениях он использовал пародийные названия: «Три пьесы в форме груши», «Прелюд в виде коврика», «Три подлинные дряблые прелюдии для собак», «Неаппетитный хорал», «Арии, от которых все сбегут», «Бюрократическая сонатина», «Три сушеных эмбриона». В этом же духе были выдержаны ремарки: «старательно поразмышляйте», «откройте голову», «улыбнитесь», «играйте, как соловей, у которого болят зубы». Сати демонстрирует пренебрежение правилами нотного письма, не пользуется ключевыми знаками при ясной тональной основе музыки, указаниями метра и тактовых линий и т.д.

В 1917 г. Сати пишет балет «Парад» (либретто Ж. Кокто, декорации П. Пикассо) в духе дадаизма. Это был необычный жанровый синтез балета, оперетты, цирка. В музыке использовался вой автомобильных и пароходных сирен, авиамоторов, стук пишущей машинки. Живая лошадь на сцене с раскрашенной - в духе кубизма - мордой дополнила шокирующее впечатление. В результате композитор был посажен в тюрьму за оскорбление общественного благонравия.

«Парад» считается тем произведением, с которого началась деятельность «Шестерки». К Сати примкнули несколько молодых людей, восторженно принявших его произведение - Орик, Онеггер, Дюрей, Мийо, затем Пуленк н Тайефер. Чтобы закрепить этот союз, Ж. Кокто издает манифест в памфлетной манере «Петух и арлекин».

Положения манифеста:

• освобождение от чувствительности романтизма и расплывчатости импрессионизма («Довольно облаков, туманов, ароматов ночи. Нам нужна музыка повседневности...»);

• отрицание романтизма и в особенности влияния Вагнера, возвращение к национальным французским традициям;

• стремление к упрощению музыки («Нам нужен музыкальный хлеб, хлеб вместо ананасов»);

 

• провозглашение эстетики урбанизма, культа машин и современных городских ритмов (Онеггер, «Пасифик 231»; Мийо, «Каталог сельскохозяйственных машин»). Девиз, провозглашенный Мийо: «Культ подшипников сменил культ драгоценных камней»;

• апология джаза («благотворная буря»).

Композиторы «Шестерки» встречались каждую неделю для дружеского общения (вместе с Сати) и профессионального содружества. Писали совместные произведения, как, например, балет «Новобрачные на Эйфелевой башне» на нарочито абсурдный, дадаистский сюжет). В этом балете использован коллаж (цитата вальса из «Фауста» Гуно) подобно живописному коллажу.

С 1921 г. в «шестерке» намечается раскол. Онеггер пишет неоклассическое произведение «Царь Давид». Сигналом к распаду группы послужил отказ Дюрея и Онеггера подписать статью против Равеля. В середине 1920-х годов «шестерка» распадается и каждый композитор идет в дальнейшем своим путем, сохраняя, однако, верность интонациям современного музыкального быта и демократические симпатии. Позже друзья неоднократно встречались и писали совместные произведения, но уже

свободные от дадаистского стиля (спектакли «14 июля», «Свобода», «Гирлянда Кампра»).

Музыкальные иллюстрации:

Э. Сати, Сюита из балета «Парад», А. Онеггер, «Пасифик 231» Ж. Орик, Фокстрот «Прощай, Нью-Йорк» Д. Мийо, Сюита из балета «Бык на крыше»

Глава XV. Конкретная музыка. Хэппенинг. Кинетическое искусство

Конкретная музыка Конкретная музыка. Основана на комбинировании звуков окружающей жизни, почти без применения музыкальных закономерностей. Получила большое распространение во второй половине XX века, как одно из течений музыкального авангарда. Истоки конкретной музыки в творчестве дадаистов и футуристов, которые впервые применили звучания, не связанные с музыкой - стук пишущей машинки, вой сирены, выстрелы из револьвера и т.д. Один из основоположников конкретной музыки

-   современный американский композитор Дж. Кейдж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: