Балет «Аполлон Мусагет»

Возник в 20-е годы нашего столетия одновременно в нескольких европейских школах (Франция, Италия, Германия). Обострение интереса к традициям классицизма наблюдалось и ранее, в конце XIX - начале XX столетия (в творчестве М. Регера, Г. Малера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, М. Равеля).

Неоклассицизм (новый классицизм) связан с устойчивой тенденцией искусства найти духовную опору в вечных ценностях человеческой культуры. Всевозможные эксперименты в новой авангардной манере, которые явились прямым отражением необыкновенно сложной и противоречивой картины мира в искусстве XX века, только усилили это стремление. Неоклассицизм не следует понимать только как возрождение классического стиля XVIII века, он хронологически охватывает стилевую панораму от истоков искусства вплоть до начала XIX века.

Неоклассицизм в живописи: П. Пикассо, П. Сезанн, Э. Мане, А, Матисс. Эти художники возрождают стили Античности, средневековья, Ренессанса, барокко, рококо, классицизма, часто в смешении разных стилевых манер. При этом их искусство не является простым копированием старинных образцов. Важнейший метод в живописи - стилизация, попытка найти в прошедших эпохах точки соприкосновения с современностью. Сюжеты, тип композиции, пропорции и некоторые другие особенности старинного искусства приобретают на полотнах современных мастеров непременный отпечаток новой эпохи, авторского стиля. Существует также особый вид стилизации

-ироническая, где взгляд художника на прошлое окрашен юмором, лёгкой иронией,

нарочитым дистанцированием от стилей прежних веков. Репродукции: П. Пикассо. П. Сезанн, Э. Мане. Неоклассицизм в литературе, театре

Возрождается античная тематика, жанры и принципы древнегреческой трагедии, французской классической трагедии, итальянской комедии масок. Формы спектаклей отличает ясность,  строгость, стройность. Концепции ориентированы на абсолютные нравственные ценности. Представители: Ж.- П. Сартр, А. Шенье, Пиранделло.

Неоклассицизм в музыке

Этот стиль применяется в творчестве большинства композиторов XX века. Многие из них обращаются к старинным жанрам:

• Мистерия (Дебюсси, Орф, Пендерецкий);

• Сюита (Дебюсси, Равель, Пуленк. Мийо,        Бриттен, Стравинский, Хиндемит);

• Раннеклассическая симфония (Стравинский, Хиндемит, Мартину, Бриттен);

• Вариации basso ostinato (Щедрин, Стравинский, Хиндемит);

• Реквием (Бриттен, Пендерецкий);

• Органный концерт (Пуленк);

• concerto grosso (Мартину, Стравинский, Шнитке);

• Григорианский хорал (Реепнги,, Малипьеро, Даллапиккола, Стравинский);

Возрождается полифонический стиль (Хиндемит, Онеггер, Щедрин, Шнитке), а также формы и средства музыкальной выразительности музыки прошлого. Применяются старинные инструменты (гобой д амур, violin grande, античные тарелочки) в музыке Штрауса, Равеля, Дебюсси, Пендерецкого и др.

Принцип стилизации (в том числе иронической) в музыке присутствует так же, как и в живописи. Стилизуется музыкальный язык, особенности формы и т.д. В сложных философских концепциях произведений XX века старинная музыка отождествляется с «высоким искусством», является носительницей духовности (симфонии Хиндемита «Художник Матис», «Гармония мира», «Литургическая симфония» Онеггера, опера-оратория Онегтера «Царь Давид», опера- оратория Стравинского «Царь Эдип»).

Иллюстрации: И, Стравинский, фрагменты оперы-оратории "Царь Эдип" (пролог, ария Иокасты, ария Эдипа); П. Хиндемит, Симфония «Художник Матис»; И. Стравинский, «Серенада in А» для фортепиано; Ф. Пуленк, «Утренняя серенада».

Ф. Пуленк «Утренняя серенада»

Хореографический концерт для фортепиано, 18 инструментов н солирующей танцовщицы - образец нового жанра фортепианного

концерта-балета.

Написан в 1929 году по предложению поэтессы де Ноай н предназначен для праздника в её доме. Сюжет произведения, изложенный самим композитором, связан с античным мифом о Диане (у греков - Артемида), дочери Зевса и сестре Аполлона, обречённой отцом на вечную девственность и одиночество. Хореография Б. Нижинского. Существует также вторая версия Д. Баланчина, где

в новом сценарии добавлена легенда о Диане и Актеоне. Богиня отвергает любовь

Актеона и жестоко наказывает его, превратив в оленя.

Пуленк в качестве заголовка использовал термин «Обада» - так средневековые

трубадуры называли утреннюю песнь прощания с любимой, песнь о горечи разлуки.

Так он отразил прощание Дианы с тоской по земной любви, по живым человеческим

радостям.

Одноактный балет-концерт состоит из восьми номеров: 1. Токката. 2. Речитатив,

3. Рондо. 4, Престо. 5. Речитатив. 6. Аndante, 7. Аllegro, 8. Заключение. Все номера

исполняются без перерыва и построены по принципу контраста темпов и образов. Применяется система лейтмотивов, создающих тематическое объединение

эпизодов композиции («тема заклятия», «воли Зевса», «тема протеста и жажды

любви», «гармония божественного величия"», «тема прощания с мечтой о любви»).

Темы балета родственны друг другу интонационно и ритмически. Токката и Заключение являются прологом и эпилогом всего действия, обрамляя композицию.

Оркестр включает в себя духовые, смычковые и ударные инструменты при отсутствии скрипок (достаточно редкий состав).

Неоклассическая линия балета, выраженная в сюжете, проявляется также в композиции, напоминающей старинную сюиту, в стройности классических форм отдельных номеров (рондо, трехчастность), в строгой симметрии тонального плана.

Иллюстрации: Ф. Пуленк, Концерт-балет «Утренняя серенада»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: