Течение сюрреализма возникло в Париже в 20-е - 30-е годы XX века. С самого начала - это явление не только французское, но и немецкое, испанское, бельгийское. Несколько позже сюрреализм появляется в Англии, Чехии, Америке (Северной и Южной) и других странах. Формируется одновременно в живописи и литературе (в литературе смыкается с дадаизмом), В 1924 году появляется "Манифест сюрреализма", который написал французский поэт Андре Бретон в содружестве с П. Элюаром и М. Эрнстом. Одновременно издается журнал "Сюрреалистическая революция". Термин "сюрреализм" (надреализм, сверхреализм) заимствован у Г. Аполлинера. Представители течения: в литературе Г. Аполлинер, А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Ф. Супо; в живописи М. Эрнст, И. Танги, X. Миро, С. Дали, Р. Магритт, П. Дельво, А. Массон, Г. Мур, Ф. Музика, А. Горки.
Философская база: А. Бергсон (интуитивизм), З. Фрейд (психоанализ). Это объединяет их с экспрессионизмом. То, что у Фрейда считается патологией, у сюрреалистов - норма. Наиболее подходящим для творчества состоянием они считали сон, бредовые галлюцинации, сумасшествие. (С.Дали в большинстве случаев рисовал свои сны, поднимаясь ночью, чтобы не забыть увиденное). Сюрреализм полагает, что художник абсолютно раскован, свободен от условностей, от политических заказов и погружён в сферу бессознательного. Содержание творчества фантасмагорично, ирреально, часто связано с мистическими фантазиями подсознания. Скрытая символика этих видений часто рождает у зрителей желание расшифровать символы. Сами художники отказываются давать объяснения, поскольку они творят свои картины бессознательно.
|
|
Выразительные средства живописи сюрреалистов:
• комбинации из предметов и фрагментов предметов реального мира, которые в сумме создают ирреальную картину;
• фротаж (перевод рисунка рельефных структур дерева, камня и др. на полотно натирающими движениями);
• грантаж (царапанье холста);
• обмакивакие кисти в краску и протягивание её в различных
направлениях по холсту;
• декалькомания (краска на холсте раздавливается стеклом, затем
подправляется от руки);
• дриппинг (разбрызгивание над холстом краски, из банки с отверстиями, наполненной жидкой краской);
• булетизм (изобретение С. Дали) - выстрелы из пистолета пулей, начинённой литографической краской, по камню;
• фотографическая чёткость изображения сюрреалистических сюжетов.
Репродукции: С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст, X. Миро, П. Дельво.
В 1960-е годы на основе одного из методов сюрреализма в живописи возникает направление гиперреализм (фотореализм) в США. В 1970-е годы становится
|
|
международным. Основан на тщательном копировании фотографий живописными средствами. Представители этого направления - Ч. Клоуз, Р. Гоингс, Р. Коттингем, Р. Маклин.
Репродукции: Р. Коттингем, Ч. Клоуз.
Алеаторика
Это метод музыкальной композиции, получивший широкое распространение во второй половине XX века. Напоминает манеру сюрреалистического дриппннга. Основан на бессознательном неспланированном действии, элементе случайности.
Термин происходит от латинского «alea» - жребий, игра в кости. Вместо краски; случайно разбрызганной на холсте, музыкальный метод включает «игральные кости», разбросанные на нотной бумаге. Использование клякс, разбросанных на нотной бумаге, и другие вспомогательные средства, для спонтанного сочинения музыки. Основа алеаторики - импровизация. Если в музыке XVII - XVIII вв. импровизационный элемент был строго подчинён композиции и общему стилю произведения, то в алеаторической музыке - выход в сферу подсознательного, за пределы разума.
Алеаторика может быть тотальной (всеобщей), когда на этом приеме строится всё произведение (П. Шнайдер, «Вавилон» - девятнадцать человек, не умеющих играть на предложенных им инструментах).
Более распространён другой вид - «контролируемая алеаторика» (частичная, введенная в рамки обычного произведения).
Этот вид алеаторики часто использовался в своих сочинениях крупнейшим лидером музыки XX века польским композитором В. Лютославским.
Степень контроля в алеаторическом произведении может быть различной:
• Отменяется размер, тактовое деление - отсчёт времени происходит по
секундной шкале;
• Нефиксированная звуковысотность. Сохраняется только указание направления движения;
• Даны варианты звуковых рядов, темп и динамика произвольны;
• Дана ритмическая сетка - всё остальное произвольно: указана только последовательность вступления инструментов оркестра и время их игры. Вариантов алеаторических вставок может быть очень много, всё зависит от
фантазии и замысла автора.
Примеры использования в музыкальных сочинениях контролируемой алеаторики:
B. Лютославский - «Венецианские игры»
Б. Тищенко - Третья симфония
C. Слонимский - Концерт-буфф
Р. Щедрин - Концерт для фортепиано с оркестром N 2
А, Шнитке - Concerto grosso N1
М. Фельдман - «Проекция-4» для скрипки и фортепиано
Г. Брант - «Галактика»
К. Штокхаузен - «По небу странствую я»
Музыкальные иллюстрации: В. Лютославский - «Венецианские игры»
Глава XVII. Неоклассицизм в живописи, литературе, театре. Неоклассицизм в музыке. Ф. Пуленк. «Утренняя серенада». И. Стравинский.