Вопрос 2. Структура профессионального и морального сознания

Методологические основы данного вопроса базируются на общепсихологических принципах: единства сознания личности и деятельности, принципе развития                       (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), на концепции субъектности, разработанной в трудах К.А. Абульхановой - Славской, A.B. Брушлинского, В.А. Петровского,    В.И. Слободчикова; положениях о неразрывной связи самосознания с развитием личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн).

Профессиональное сознание, как форма общественного сознания, представляет собой совокупность основных социальных требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общественными установлениями.

Социально-философский анализ профессионального сознания подразумевает рассмотрение этого феномена как идеального образования в системе социальных связей, как социально значимого явления, представляющего собой комплексное сочетание нравственно-психологических механизмов самосознания личности и моральных социально-значимых компонентов (И.В. Вачков, Е.А. Климов, Л.М. Митина, И.И. Чеснокова). Выдающийся российский психолог А. Н. Леонтьев обосновал: «Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» (Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2018. – С.59. (первое издание 1977 г.)

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты.

Нормативный аспект прослеживается в системе профессиональной идеологии, т.е. свода требований, которые общество предъявляет к специалистам-профессионалам, а также системы норм, регулирующим отношения специалистов между собой.

Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания проявляется как профессиональная психология, т.е. индивидуальные убеждения специалистов, ставшая частью общемировоззренческого облика система их взглядов, относящихся к труду и собственное видение своих профессиональных обязанностей.

Индивидуально-личностный аспект профессионального сознания в современной научной литературе часто характеризуется как профессиональное самосознание и рассматривается как часть общего самосознания личности, представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности. При этом социально-психологические исследования этого феномена основываются на методологическом принципе единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьева. Развивающиеся в ходе деятельности психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, оказывают влияние на успешность осуществления личностью профессиональной деятельности.

Тест 1 к вопросу 2

Укажите, на каких методологических принципах выстроена теория и практика моральности профессионального сознания

· единство сознания личности и деятельности (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн)

· принцип развития (Л.C. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн)            

· концепция субъектности, разработанной в трудах К.А. Абульхановой - Славской, A.B. Брушлинского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова

· положения о неразрывной связи самосознания с развитием личности  (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн)

· На всех выше указанных принципах

Тест 2 к вопросу 2

В структуре профессионального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты.  Укажите системную особенность индивидуально-личностного профессионального сознания

· Системная профессиональная идеология

· Системная профессиональная психология

· Системная профессиональная деятельность

· Системная профессиональная практика

· Системная профессиональная теория

Тест 3 к вопросу 2

Укажите ведущее представление в определении  «профессиональное самосознание рассматривается как часть общего самосознания личности…»

· Представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных компетенциях, которые необходимы ей для профессиональной деятельности

· Представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных качествах, которые необходимы ей для профессиональной деятельности

· Представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных умениях, которые необходимы ей для профессиональной деятельности

· Представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных знаниях, которые необходимы ей для профессиональной деятельности

· Представляющая собой развитие представлений личности о своих профессиональных навыках, которые необходимы ей для профессиональной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: