Вопрос 3. Мораль и профессиональное самосознание психолога

Научное понятийное поле вопроса. Самосознание как важнейший компонент структуры морали. Образ «Я» как «идеал-Я» (стремление к совершенству). Нравственное самосознание. Эмоционально-чувственное моральное сознание в профессии: скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д. Чувство общественного и профессионального долга, патриотизм и корпоративность, национальная и профессиональная гордость. Моральная рефлексия.

В исследованиях многих авторов-психологов представлена суженная трактовка профессионального самосознания. В рамках такого специально-психологического подхода профессиональное самосознание понимается как особый психический феномен, основной функцией которого является саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере. Профессиональное самосознание понимается также как психологическое образование, которое выполняет важную роль в регулировании деятельности субъекта н а основе знаний о профессиональных требованиях, а также представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и эмоционально ценностного отношения к себе как профессионалу.

профессионально-этические новообразования базируются на фундаментальных этических основах, освоенном моральном опыте.

В психологии проблема морали традиционно рассматривается в русле различных психологических направлений. Существуют различия в понимании морали в профессии у зарубежных и отечественных психологов. Проблема нравственности в зарубежной психологии наиболее полно представлена в рамках трех психологических направлений: психоаналитического, бихевиористического и когнитивного. Теоретиками исследуются генезис, механизмы, факторы и средства формирования нравственного сознания личности, а также моральное поведение и моральные чувства.

По мнению З. Фрейда, базовой функцией «Сверх-Я» является установление внутрипсихической и межличностной гармонии и осуществление социальной адаптации, а также самонаблюдение вынесение суждений о себе, в форме одобрения, либо критики или наказания. Таким образом, в психоаналитическом направлении анализируется регулятивная функция морали, которая внешние требования проецирует во внутренний план. Моральное развитие понимается в психоаналитическом подходе как адаптация к нормам и требованиям профессии и её корпоративным принципам. Б.Ф. Скиннер считал, что нравственное поведение, как и любое другое, есть результат научения, в основе которого лежит оперантное обусловливание, а оно, в отличие от классического, где стимул предшествует реакции, есть нечто большее, чем реакция. Это один из механизмов поведения, процесс, который следует за реакцией. Он также отмечал, что процесс научения осуществляется при помощи системы подкрепления. В когнитивном направлении рассматривается проблема развития нравственного сознания, взаимосвязь развития интеллекта и формирования нравственных убеждений.

Основная теория морализации, используемая для оценки профессионального сознания, - это теория Л.Колберга. Повторим…

Первый уровень обозначается Л. Колбергом как доконвенциональный (доморальный) и разделяется на две стадии: стадию «гетерономной» морали и стадию индивидуализма, инструментальной цели и обмена. Данный уровень присущ детям до 9-летнего возраста, а также подросткам с антисоциальным поведением.

Следующий уровень - конвенциональный (традиционный, этика соответствия общепринятым нормам) - разделяется соответственно на третью и четвертую стадии: стадию взаимного межличностного ожидания и межличностного подчинения (этика хорошего человека) и стадию социальной системы и совести (этика поддержки власти). Данный уровень характерен, по мнению Л. Колберга, для большинства подростков и взрослых.

Третий уровень - постконвенциональный (принципиальный, этика самостоятельно выработанных нравственных принципов) - достигается, по мнению Л. Колберга, только после 20 лет и то немногими взрослыми. Данный уровень предполагает наличие самостоятельного выбора, индивидуальной моральной ответственности и общей зрелости личности.

Наряду с собственно-моральными качествами личности В. А. Блюмкин выделяет качества, которые возникают на стыке морального сознания с другими образованиями личности: идейно-моральные и морально-политические (сознательность, гражданственность, патриотизм), морально-деловые и морально-экономические (трудолюбие, добросовестность, бережливость), морально-прагматические (мудрость, вежливость, обязательность), морально-характерологические и морально-волевые (настойчивость, выдержка, целеустремленность).

Интеллигентность как возможный ориентир профессионального и личностного развития психолога. Как же формируется профессиональное моральное сознание интеллигента?

1. Само обращение к проблеме интеллигентности может у кого–то вызвать «кривую усмешку»: тема непопулярная (особенно в среде людей, «похожих на интеллигентов»). Если соотнести понятие «интеллигентность» с разными профессиями, то, прежде всего, образ интеллигента должен ассоциироваться с профессиями «врач», «педагог-психолог» и «учитель». Именно психолого–педагогические специальности затрагивают самые сложные гуманитарные аспекты развития личности как школьников, так и взрослых людей. Поэтому было бы странным не затронуть проблему интеллигентности при рассмотрении психолога как субъекта организации помощи человеку, самоопределяющемуся в социокультурном пространстве.

2.  Традиционно выделяют следующие варианты понимания «интеллигентности»:

· Интеллигент — это работник умственного труда. Хотя если такой человек оказывается негодяем (например, отличным профессионалом с высшим образованием), то вряд ли его можно назвать «интеллигентом».

· Интеллигент — это воспитанный, обаятельный человек, знающий как вести себя в приличном обществе. Но сколько в мире обаятельных, изысканных и «хорошо пахнущих» ничтожеств.

· Интеллигентность — это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе. Как писал известный философ А. Ф. Лосев, «если интеллигент не является критически мыслящим общественником, то такой интеллигент глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, то есть перестает быть интеллигентом» {Лосев, 1988. — С. 318). Но если человек с развитой нравственностью не обладает образованием и элементарно не воспитан, то его также сложно назвать интеллигентом.

· Интеллигент сочетает в себе прекрасное образование и воспитание с активной нравственной позицией, то есть он не равнодушен к тому, что происходит в обществе и во всем мире. Настоящему интеллигенту не только «до всего есть дело», но он, в силу своего образования и положения в обществе, может хоть как-то повлиять на ситуацию и хотя бы попытаться улучшить ее. Такое понимание «интеллигентности» представляется нам пригодным для дальнейшего анализа, но есть еще одно довольно интересное понимание интеллигентности.

· Главное психологам не оказаться в положении псевдо интеллигентов! Человека, который не использует свои возможности, в простонародье называют «дураком». Еще         А. Адлер считал, что главное для человека — быть принятым в обществе, найти в нем свое место и «содействовать благополучию других». И наоборот, если человек не удовлетворен своим положением в обществе и не может внести свой вклад в общее дело, в культуру, то он будет преодолевать чувство собственной неполноценности стремлением к превосходству над другими людьми, в том числе, демонстрируя свои (неиспользованные!) возможности в профессии и обществе.

Итак, предметом психологии в целом выступает сознание.

Профессиональное сознание – это психологическое образование, которое выполняет важную роль в регулировании деятельности субъекта на основе знаний о профессиональных требованиях, а также представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и эмоционально ценностного отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности.

Мораль профессионального сознания – это общие вечные моральные установки и ценности личности в профессии, это область научных понятий, ставших для людей ориентиром профессионального развития.

Профессиональный долг - чувство профессионального долга основывается на убеждении в жизненной необходимости согласования личных желаний с общественным долгом. Профессиональный долг предусматривает использование всех возможностей профессии для развития и укрепления могущества Родины.

Профессиональная гордость – это чувство связано с переживанием человеком своих успехов и традиций профессионалов, знакомство молодых людей с высокими достижениями выдающихся лиц, работавших или работающих в определенной сфере общественной деятельности. По мере овладения профессией юноши и девушки познают ее привлекательность, глубже вникают в ее содержание, проникаются чувством уважения к выбранной специальности и к людям, которые его прославили.

Профессиональная честь – это нравственная категория, отражающая достоинство и авторитет человека, занимающегося определенной деятельностью и связанные с этой деятельностью моральные заслуги. Профессиональная честь требует от работника поддерживать репутацию своей профессии, защищать интересы коллектива, к которому он принадлежит.

Профессиональное достоинство – это нравственная категория и чувство, определяющее поведение человека в профессии с особым пониманием профессионального долга, достоинства, чести. Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специали­сту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об от­ношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением.

Интеллигентность профессионала – личное системное образование общей культуры и моральности в профессии.

Тест 1 к вопросу 3  О каком моральном профессиональном чувствеидёт речь в данном определении: «Это нравственная категория и чувство, определяющее поведение человека в профессии с особым пониманием профессиональной деятельности. Профессиональное достоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данному сотруднику как к специали­сту, профессионалу, а с другой стороны, свидетельствует об от­ношении человека к самому себе как к работнику, об осознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональное достоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяется общественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимся общественным мнением»?

 Профессиональная честь

Профессиональное достоинство

Профессиональная гордость

Профессиональный долг

Тест 2 к вопросу 3 «Определите для себя позицию согласия (да) или не согласия (нет): психолог должен быть честным со своим клиентом»

Да

Нет

Тест 3 к вопросу 2 «Определите для себя позицию согласия (да) или не согласия (нет): психолог должен соблюдать конфиденциальность не со всеми клиентами»

Да

Нет

Выводы

1. В психологии проблема морали и нравственности традиционно рассматривается в русле различных психологических направлений. Существуют различия в понимании морали и нравственности в профессии у зарубежных и отечественных психологов.

2. В структуре профессионального морального сознания можно выделить нормативный и индивидуально-личностный аспекты.

3. Профессиональное моральное сознание – это психологическое образование, которое выполняет важную роль в регулировании деятельности субъекта на основе знаний о профессиональных требованиях, а также представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности и эмоционально ценностного отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: