Рассмотрим данные зарубежные подходы

ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА 2

Тема 2. Структура и содержание морального профессионального сознания

Цель лекции:

Сформировать у студентов представление о морали как форме общественного сознания и об её важном компоненте – моральном профессиональном самосознании.

Задачи: изучить 1) историю вопроса; 2) структуру профессионального сознания; 3) основные понятия (в том числе и для глоссария СР №1) профессиональные долг, совесть, гордость, честь, достоинство, чванство и другие в профессии.

План

Исторические основы. Проблема морали в психологии.

Структура профессионального и морального сознания.

Мораль и профессиональное самосознание психолога

Литература: 3-5.

Вводное слово

Отмечено повышение научно-исследовательского интереса к изучению профессионального самосознания представителей различных профессиональных групп. Однако профессиональное самосознание практических психологов остается менее изученным. Число исследований, определяющих особенности развития профессионального самосознания практических психологов с различным опытом работы по специальности, также невелико.

Вопрос 1:  Исторические основы. Проблема морали в психологии

В психологии проблема морали традиционно рассматривается в русле различных психологических направлений. Существуют различия в понимании морали у зарубежных и отечественных психологов. Проблема нравственности в зарубежной психологии наиболее полно представлена в рамках трех психологических направлений: психоаналитического, бихевиористического и когнитивного. Теоретиками исследуются генезис, механизмы, факторы и средства формирования нравственного сознания личности, а также моральное поведение и моральные чувства.

Рассмотрим данные зарубежные подходы.

1. В психоаналитическом направлении анализируется регулятивная функция морали, которая внешние требования проецирует во внутренний план. Моральное развитие понимается в психоаналитическом подходе как адаптация ребенка к нормам и требованиям общества. Вышеописанный процесс формирования «Сверх-Я» разворачивается на фоне Эдипова комплекса, где страх наказания и потери родительской любви заставляет ребенка принять нравственные нормы и ограничения (представители З.Фрейд, К.Юнг).

2. В бихевиористическом направлении при исследовании проблем нравственного поведения значение внутренних психических процессов не учитывается. Акцент смещается на исключительную формирующую роль внешнего окружения, среды. По мнению Г. Айзенка, нравственное поведение относится к разряду условных рефлексов, где стимулом может выступать страх на определенные действия и ситуации. Нарушение ребенком социально желательных, моральных норм влечет за собой наказание, которое ощущается как страх и боль. Б.Ф. Скиннер считал, что нравственное поведение, как и любое другое, есть результат научения, нежелательные формы поведения тормозятся за счет наказания, а желательные поддерживаются за счет вознаграждения. Соблюдение моральных норм обеспечивается путем установления связи между аморальным поступком и вызванными наказанием неприятными переживаниями.

3. В когнитивном направлении рассматривается проблема развития нравственного сознания с развитием интеллекта и формированием нравственных убеждений. Анализ поэтапного развития морального сознания ребенка предложен Ж. Пиаже в работе «Нравственные суждения ребенка». Ученый, изучая отношение детей к правилам игры, а также с помощью разработанного им метода клинической беседы, выделил стадии развития морального сознания ребенка: стадия гетерономной морали (следование этике принуждения) и стадия автономной морали (этика сотрудничества). Такая форма морального сознания объяснялась Ж. Пиаже эгоцентризмом мышления ребенка, когда существует смешение собственной точки зрения и мнения другого. Основываясь на положениях теории Ж. Пиаже, Л. Колберг подчеркивал основную роль когнитивных структур в моральном развитии. Он разработал «когнитивно-эволюционную теорию морализации» и выделил не два, как Ж. Пиаже, а три уровня морального развития.

4. Теория Л. Колберга достаточно востребована профессиональным психологическим сообществом. Его дилеммы как задачи морального выбора (это жизненные ситуации «Аптека», «Эвтаназия», «Капитан» и другие) определяют в исторической последовательности ценности каждого человека, ценности человеческого социума.

Итак, необходимо запомнить:

Лоуренс Колберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный:

Ø Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Ярко выражено у детей

Ø Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься "хорошим". Выражено у детей и взрослых.

Ø Постконвенциональный уровень развития моральных суждений – это всеобщие вечные правила и ценности как часть морального и личностного развития. Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей.

Спросите себя, на какой стадии моральных суждений находитесь Вы?

Отечественные подходы:

В отечественной психологии понятия мораль и нравственность разграничиваются!!! Мораль - это норма, форма внешнего побуждения к определенному поведению и контроль над ним, а нравственность  - форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценке.

 

Научитесь понимать фразу «Поведение, которое соответствует моральным стандартам общества только по своим результатам, не затрагивая внутреннего мира личности, не считается нравственным».

Пример: человек выполняет моральные нормы в обществе и профессии, но это вызывает у него негативные эмоции, чувства, и он обязательно это нарушит…

 

Вывод: Именно поэтому мораль имеет свое выражение в моральном законе, который предписывает конкретные нормы поведения. Выполнение моральных норм может быть вынужденным и внешним по отношению к личности.

Отечественные исследователи вопросов морали и нравственности: выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович

В отечественной психологии нравственность рассматривалась в рамках личностного и деятельностного подходов, где основной акцент ставился на ее социальной и культурно-исторической детерминации. Анализ научной литературы позволил выделить в отечественной психологии два основных периода в исследованиях нравственности:

1) 1960 - 1980-е гг. - элементаристский подход;

2) 1980 - 1990-е гг. - системный подход востребован в наши дни

Основное положение элементаристского подхода заключалось в том, что целое можно понять, только изучив отдельные его компоненты. Вследствие этого, в исследованиях нравственности образовались достаточно самостоятельные направления, изучающие:

1) когнитивный компонент нравственного сознания личности (нравственные знания, представления, понятия, оценочные суждения),

2) эмоциональный компонент нравственного сознания личности (эмоции, чувства),

3) нравственные ценности;

4) нравственные качества личности;

5) нравственное самосознание личности;

6) нравственное поведение;

7) нравственное развитие личности.

Современная системная концепция вобрала в себя все указанные направления и может быть представлена следующим тезисом:

« Подход к нравственности как исторически и социально обусловленной системе регуляции человеческих отношений (это актуализирует необходимость продолжать данные исследования с учётом разных подходов современных работ Ю. А. Александрова,                           JI. M. Архангельского, Б. С. Братуся, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого) определяет различные подходы, которые раскрывают различные ее стороны: а) биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции; б) психологический - рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм; в) социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества; г) нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов; д) личностный - видит те же идеальные представления в личностном преломления, в качестве факта индивидуального сознания; е) философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека».

 Тест 1

Какое зарубежное научное направление определяет процесс формирования моральных и нравственных норм как состояние страха наказания и потери родительской любви?

Психоаналитическое

Бихевиористическое

Когнитивное

Тест 2

Кто разработал «когнитивно-эволюционную теорию морализации»?

Ж. Пиаже

З.Фрейд

Г. Айзенк

Л.Колберг

Тест 3

Отечественные подходы к понятиям морали и нравственности выстроены на

Единстве этих понятий

Разграничении этих понятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: