Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

      

иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой  и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты изучения музыки отражают:

· формирование целостного представления о поликультур­ной картине современного музыкального мира;

· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляюще­гося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отно­шении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

· совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

· овладение художественными умениями и навыками в про­цессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

· наличие определенного уровня развития общих музыкаль­ных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

 

· приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целе­направленной и содержательной музыкально-учебной де­ятельности;

·  сотрудничество в ходе реализации коллективных творче­ских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты изучения музыки подразу­мевают:

• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных
результатов;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

• оценивание современной культурной и музыкальной жиз­ни общества и видение своего предназначения в ней;

• размышление о воздействии музыки на человека, ее взаи­мосвязи с жизнью и другими видами искусства;

• использование разных источников информации; стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

• определение целей и задач собственной музыкальной де­ятельности, выбор средств и способов ее успешного осу­ществления в реальных жизненных ситуациях;

• применение полученных знаний о музыке как виде искус­ства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

• наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечест­венной и зарубежной музыкальной культуры;

• участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

 

Предметные результаты изучения музыки предполагают:

 

• общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

• осознанное восприятие конкретных музыкальных произве­дений и различных событий в мире музыки;

 

• устойчивый интерес к музыке, художественным традиция своего народа, различным видам музыкально-творческой
деятельности;

• понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

• осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

• рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

• применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

• постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

• расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информа­ционно-коммуникационные технологии;

•    освоение знаний о музыке, овладение практическими уме­ниями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.



Содержание курса

Основу примерной программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное музыкальное наследие, со­временная музыка различных стилей и жанров, духовная (цер­ковная) музыка. В процессе обучения у школьников расширя­ются представления о музыкальном творчестве отечественных композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин). Учащиеся осваивают стилистику и музыкальный язык М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной и др.; творчество компо­зиторов-песенников И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, А. Н. Пахмутовой и артистов эстрады (Л. Утесов); многообра­зие современной музыкальной жизни (авторская песня, элект­ронная музыка и др.).

Ученики полу­чают общее представление о важнейших центрах российской музыкальной культуры и музыкального образования (Москов­ский международный Дом музыки, Московская государствен­ная консерватория им. П. И. Чайковского, Санкт-Петербург­ская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), российских театрах оперы и балета (Большой театр, Мариинский театр).

Ученики продолжают освоение музыки зарубежных компози­торов (И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), знакомятся с художественно-образным со­держанием творчества Ф. Листа, Ф. Шуберта, Ж. Бизе, Дж. Вер­ди, Дж. Россини, К. Дебюсси, М. Равеля, К. Орфа, А. Шён­берга и др., получают обобщенное представление о джазовом стиле (джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и создателях (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фитцджеральд, Дж. Гершвин). В ходе обучения школьники накапливают зна­ния о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М. Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лон­дон) и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные направления, диско-му­зыка и др.).

Школьники учатся понимать народное поэтическое, песен­ное и инструментальное музыкальное творчество как часть ду­ховной культуры народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструменталь­ной народной музыки. В процессе изучения предмета учащиеся постигают особенности и характерные черты русской народной музыки, различные исполнительские типы художест­венного общения, осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству, специфику перевоплоще­ния народной музыки в произведениях композиторов. Ученики размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее выразительности и народно-песенных исто­ках; знакомятся с этнической музыкой и особой формой рус­ского национального музыкального искусства — колокольные; звоны.

Основное содержание образования в примерной програм­ме представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкаль­ная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентиро­ваны на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. При этом построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонаци­онно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смыс­ла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокаль­но-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкаль­ное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, на­циональные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство испол­нительской интерпретации в музыке (вокальной и инструмен­тальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Компози­тор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и  литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной  красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия, Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание му­зыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические   и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художествен­ной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое  и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интона­ционное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов акаде­мического направления. Джаз и симфоджаз. Современная по­пулярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные техноло­гии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечествен­ные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные кол­лективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; акком­панемент, а сарellа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопра­но, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, совре­менные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: