Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
5 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5класс. (СD) | Музыка: программа. 5-7ассы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
6класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 6 л. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 класс М.: Просвещение, 2011. | Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
7класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 7кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7класс. М.: Просвещение, 2011. | Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
|
1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
2. Примерная программа основного общего образования по музыке.
3. Авторская программа по музыке.
4. Хрестоматии с нотным материалом.
5. Сборники песен и хоров.
6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
8. Учебники по музыке.
9. Книги о музыке и музыкантах.
10. Научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия
1. Плакаты музыкальных инструментов.
2. Портреты композиторов.
3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
1. Карточки с признаками характера звучания.
2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
|
|
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр.
2. Фортепиано.
3. Компьютер.
4. Экран.
5. Проектор.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7. Нотный и поэтический текст песен.
8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Тематическое планирование
Класс
п/п | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования | Вид | Элементы | Домашнее | Дата | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Музыка и литература | ||||||||||
1 | Что роднит му- зыку с литера- турой | 1 | Вводный | Что стало бы с музы- кой, если бы не было литературы? Во все времена музы- ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите- ратуры | Знать: что роднит музыку с литературой; - о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы | Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение | Закрепление полученных знаний | |||
2-4 | Вокальная му- зыка | 3 | Расширение и углубление знаний | Песня - самый рас- пространенный жанр музыкально-литера- турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи- ли песню? Романс - лирическое стихотворение, поло- женное на музыку | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:называть основные жанры русских народ- ных песен; - определять значение песни в жизни общества; - отличать романс от песни, роль сопровож- дения в исполнении ро- манса и песни | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки | Жанры ка- зачьих пе- сен: исто- рические, лирические, служивские, игровые, частые, об- рядовые | Запись на- званий из- вестных на- родных пе- сен, люби- мых в семье |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5-6 | Фольклор в му- зыке русских композиторов | 2 | Сообщение иусвоение новых знаний | Связи музыки с лите- ратурой: произведения программной инстру- ментальной музыки и вокальные сочине- ния, созданные на ос- нове различных лите- ратурных источников | Знать понятие про- граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело- дию, ритм, темп, дина- мику, лад | Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение | Рисунок героя из на- родной сказ- ки «Кикимо- ра», запом- нившегося больше всего. | |||
7 | Жанры инстру- ментальной и вокальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Вокальная и инстру- ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра- зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола | Знать понятия: вокаль- ная, инструментальная музыка. Уметь называть основ- ные жанры вокальной и инструментальной музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | |||
8-9 | Вторая жизнь песни | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Широкое отражение народной песни в рус- ской профессиональ- ной музыке. Связи между композитор- ским и народным му- зыкальным искус- ством | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять свя- зи между композитор- ским и народным музы- кальным искусством | Устный и письмен- ный контроль (за- полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин- струментах). Хо- ровое пение | Использо- вание ка- зачьих на- родных пе- сен в творче- стве компо- зиторов | Закрепить полученные знания |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
10 | «Всю жизнь мою несу роди- ну в душе...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Колокольный звон в музыке. Звучащие картины | Знать значение коло- кольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родст- венные средства выра- зительности музыки и живописи | Интонационно- образный анализ музыкального и художественно- го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме. | Подбор про- изведений, близких по настрое- нию музыке и картинам | |||
1l- 13 | Писатели и по- эты о музыке и музыкантах | 3 | Расширение и углубление знаний | Значимость музыки в творчестве писате- лей и поэтов; нацио- нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози- торов | Знать: -что благодаря музыке появились многие про- изведения литературы; - основные события из жизни и творчества композиторов | Хоровое пение. Беседа. Интонаци- онно-образное со- поставление музы- ки и литературных произведений | ||||
14 | Первое путеше- ствие в музы- кальный театр. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - ли- тературное произве- дение. | Знать: -историю развития оперного искусства; - понятия: опера, либ- ретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при- меры к понятиям | Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль |
|
|
15 | Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко» | 1 | Расширение и углубление знаний | Опера Н. А.Римского- Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либрет- то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази- тельности | Интонационно- образный анализ фрагментов из оперы | ||||
16 | Второе путеше- ствие в музы- кальный театр. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития ба- летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале- та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» | Знать: -историю развития ба- летного искусства; - понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази- тельности | Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из ба- лета | ||||
17 | Музыка в теат- ре, кино, на те- левидении | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче- ских видах искусства: в театре, кино, на те- левидении | Уметь определять зна- чение литературы и му- зыки в синтетических видах искусства | Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за- нятия | ||||
18 | Третье путеше- ствие в музы- кальный театр. Мюзикл | 1 | Расширение и углубление знаний | Расширение представ- лений о жанре мюзик- ла. История возникно- вения жанра. Основ- ные его отличия от оперы (театр «легко- го» стиля). Наиболее известные мюзиклы | Знать: -историю возникнове- ния мюзикла; - чем мюзикл отличает- ся от оперы. Уметь называть наибо- лее известные мюзиклы и их композиторов | Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ |
Музыка и изобразительное искусство | ||||||||||
19 | Что роднит му- зыку с изобра- зительным ис- кусством? | 1 | Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь - единый ис- точник всех художественных произведений. Связь музыки и изо- бразительного искус- ства. Живописная му- зыка и музыкальная живопись. Общее в средствах вырази- тельности музыки и изобразительного искусства | Знать, что роднит му- зыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в сред- ствах выразительности музыки и изобразитель- ного искусства | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | |||
20 | «Небесное и земное» в звуках и красках | 1 | Расширение и углубление знаний | Отношение компози- торов и художников к родной природе, ду- ховным образам древ- нерусского и западно- европейского искус- ства | Знать, в чем выражает- ся общность языка раз- личных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художествен- ных и музыкальных об- разах | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ музыкальных и ху- дожественных произведений. Устный контроль | ||||
21-22 | «Звать через прошлое к на- стоящему» | 2 | Расширение и углубление знаний | Более глубокое изуче- ние кантаты С. Про- кофьева «Александр Невский»: сопостав- ление героических об- разов музыки с обра- зами изобразительного искусства | Уметь: -выявлять общие чер- ты в художественных и музыкальных образах; - определять на слух основные части кантаты | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ музыкальных и ху- дожественных произведений. Устный контроль |
23- 24 | Музыкальная живопись и жи- вописная музыка | 2 | Расширение и углубление знаний | Общность музыки и живописи. Вырази- тельные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услы- шать живопись? Мо- жем ли мы увидеть музыку? | Уметь: —выявлять общее в вы- разительных возможно- стях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: лад ритм, темп, динамику. лад | Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонаци- онно-образный анализ музыкаль- ных и художест- венных произве- дений | ||||
25 | Колокольные звоны в музыке и изобразитель- ном искусстве | 1 | Расширение и углубление знаний | В основе профессио- нальной музыки ле- жат народные истоки (на примере произве- дений С. В. Рахмани- нова и В. Г. Кикты) | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль | ||||
26 | Портрет в му- зыке и изобра- зительном ис- кусстве | 1 | Расширение и углубление знаний | Выразительные воз- можности скрипки, ее создатели и испол- нители. Музыка и жи- вопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве | Знать об истории соз- дания скрипки, ее мас- терах-изготовителях и исполнителях. Уметь: -сопоставлять скри- пичную музыку с живо- писью; - анализировать, срав- нивать произведения | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение | ||||
27 | Волшебная па- лочка дирижера | 1 | Расширение и углубление знаний | Симфонический ор- кестр. Значение дири- жера в исполнении симфонической музы- ки оркестром. Группы инструментов оркест- ра, их выразительная роль. Известные ди- рижеры мира | Знать: -понятия: оркестр, дирижер; -состав групп инстру- ментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. | Поиск клю- чевых слов и выражений об особом значении дирижера |
28 | Образы борьбы и победы в ис- кусстве | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь и творчество Людвига ван Бетхове- на. Образный строй Симфонии № 5. Твор- ческий процесс сочи- нения музыки компо- зитором | Уметь: -делать предположе- ния о том, что предсто- ит услышать (образный строй); - проводить интонаци- онно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль | ||||
29 | Застывшая му- зыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Гармония в синтезе искусств: архитекту- ры, музыки, изобрази- тельного искусства. Архитектура - застыв- шая музыка | Знать: -отличия католической и православной музы- кальной культуры; - понятие а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | |||
30 | Полифония в музыке и жи- вописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Продолжение знаком- ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инст- румент Баха - орган | Знать: - понятия: орган, полифония, фуга; -основные события из жизни и творчества И. С. Баха | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | |||
31 | Музыка на мольберте | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с творче- ством литовского ху- дожника и композито- ра М. К. Чюрлениса. Расширение представ- лений о взаимосвязи и взаимодействии му- зыки, изобразительно- го искусства и литера- туры | Знать, что роднит му- зыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в сред- ствах выразительности музыки и изобр.искусства | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (ре- продукций картин) | Закрепить полученные знания | |||
32 | Импрессионизм в музыке и жи- вописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Особенности импрес- сионизма как художе- ственного стиля, взаи- модействие и взаимо- обусловленность в музыке и живописи | Знать понятия: импрессионизм, интерпрета- ция, джаз | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепить полученные знания | |||
33 | «О подвигах, о доблести, о славе...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Тема защиты Родины в произведениях раз- личных видов искус- ства. Продолжение знакомства с жанром реквием | Знать понятие реквием. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение | ||||
34 | «В каждой ми- молетности ви- жу я миры...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Образный мир произ- ведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества | Знать понятие интер- претация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного ис- кусства | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение | Закрепить полученные знания |
Класс