Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Дидактическое обеспечение    Методическое обеспечение

5 класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 5 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 5кл.: Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».5класс. (СD)   Музыка: программа. 5-7ассы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.  

6класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 6 л. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 класс М.: Просвещение, 2011.   Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.  

7класс

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 7кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2011 Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7класс. М.: Просвещение, 2011. Музыка: программа. 5-7 классы общеобразовательных учреждений/Е.Д. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.  

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

2. Примерная программа основного общего образования по музыке.

3. Авторская программа по музыке.

4. Хрестоматии с нотным материалом.

5. Сборники песен и хоров.

6. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

7. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

8. Учебники по музыке.

9. Книги о музыке и музыкантах.

10. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

1. Плакаты музыкальных инструментов.

2. Портреты композиторов.

3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

 

1. Карточки с признаками характера звучания.

2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

Технические средства обучения

1. Музыкальный центр.

2. Фортепиано.

3. Компьютер.

4. Экран.

5. Проектор.

 

                                    Экранно-звуковые пособия

1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.

4. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

5. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

6. Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

7. Нотный и поэтический текст песен.

8. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

9. Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

Тематическое планирование

Класс

 

п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля,
измерители

Элементы
дополни-
тельного
содержания

Домашнее
задание

Дата

план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Музыка и литература

1 Что роднит му- зыку с литера- турой 1 Вводный Что стало бы с музы- кой, если бы не было литературы? Во все времена музы- ка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и лите- ратуры Знать: что роднит музыку с литературой; - о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно- образный анализ музыки. Хоровое пение   Закрепление полученных знаний    
2-4 Вокальная му- зыка 3 Расширение и углубление знаний Песня - самый рас- пространенный жанр музыкально-литера- турного творчества. Песня - душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложи- ли песню? Романс - лирическое стихотворение, поло- женное на музыку Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной. Уметь:называть основные жанры русских народ- ных песен; - определять значение песни в жизни общества; - отличать романс от песни, роль сопровож- дения в исполнении ро- манса и песни Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки Жанры ка- зачьих пе- сен: исто- рические, лирические, служивские, игровые, частые, об- рядовые Запись на- званий из- вестных на- родных пе- сен, люби- мых в семье    

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
5-6 Фольклор в му- зыке русских композиторов 2 Сообщение иусвоение новых знаний Связи музыки с лите- ратурой: произведения программной инстру- ментальной музыки и вокальные сочине- ния, созданные на ос- нове различных лите- ратурных источников Знать понятие про- граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело- дию, ритм, темп, дина- мику, лад Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение   Рисунок героя из на- родной сказ- ки «Кикимо- ра», запом- нившегося больше всего.    
7 Жанры инстру- ментальной и вокальной музыки 1 Расширение и углубление знаний Вокальная и инстру- ментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообра- зие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола Знать понятия: вокаль- ная, инструментальная музыка. Уметь называть основ- ные жанры вокальной и инструментальной музыки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    
8-9 Вторая жизнь песни 2 Сообщение и усвоение новых знаний Широкое отражение народной песни в рус- ской профессиональ- ной музыке. Связи между композитор- ским и народным му- зыкальным искус- ством Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять свя- зи между композитор- ским и народным музы- кальным искусством Устный и письмен- ный контроль (за- полнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных ин- струментах). Хо- ровое пение Использо- вание ка- зачьих на- родных пе- сен в творче- стве компо- зиторов Закрепить полученные знания    

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
10 «Всю жизнь мою несу роди- ну в душе...» 1 Расширение и углубление знаний Колокольный звон в музыке. Звучащие картины Знать значение коло- кольного звона в жизни человека. Уметь выявлять родст- венные средства выра- зительности музыки и живописи Интонационно- образный анализ музыкального и художественно- го ряда. Хоровое пение. Беседа по теме.   Подбор про- изведений, близких по настрое- нию музыке и картинам    
1l- 13 Писатели и по- эты о музыке и музыкантах 3 Расширение и углубление знаний Значимость музыки в творчестве писате- лей и поэтов; нацио- нальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) компози- торов Знать: -что благодаря музыке появились многие про- изведения литературы; - основные события из жизни и творчества композиторов Хоровое пение. Беседа. Интонаци- онно-образное со- поставление музы- ки и литературных произведений        
14 Первое путеше- ствие в музы- кальный театр. Опера 1 Расширение и углубление знаний История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - ли- тературное произве- дение. Знать: -историю развития оперного искусства; - понятия: опера, либ- ретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить при- меры к понятиям Интонационно- образный анализ музыки. Устный контроль        

 

15 Опера-былина Н. А. Римского- Корсакова «Садко» 1 Расширение и углубление знаний Опера Н. А.Римского- Корсакова «Садко» Знать сюжет (либрет- то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной вырази- тельности Интонационно- образный анализ фрагментов из оперы        
16 Второе путеше- ствие в музы- кальный театр. Балет 1 Расширение и углубление знаний История развития ба- летного искусства. Основные понятия жанра. В основе бале- та - литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Знать: -историю развития ба- летного искусства; - понятия: балет, солист-танцор, кордебалет. Уметь анализировать составляющие средства музыкальной вырази- тельности Устный контроль. Интонационно- образный анализ фрагментов из ба- лета        
17 Музыка в теат- ре, кино, на те- левидении 1 Сообщение и усвоение новых знаний Роль литературного сценария и значение музыки в синтетиче- ских видах искусства: в театре, кино, на те- левидении Уметь определять зна- чение литературы и му- зыки в синтетических видах искусства Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме за- нятия        
18 Третье путеше- ствие в музы- кальный театр. Мюзикл 1 Расширение и углубление знаний Расширение представ- лений о жанре мюзик- ла. История возникно- вения жанра. Основ- ные его отличия от оперы (театр «легко- го» стиля). Наиболее известные мюзиклы Знать: -историю возникнове- ния мюзикла; - чем мюзикл отличает- ся от оперы. Уметь называть наибо- лее известные мюзиклы и их композиторов Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный анализ        

 

Музыка и изобразительное искусство

19 Что роднит му- зыку с изобра- зительным ис- кусством? 1 Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний Жизнь - единый ис- точник всех художественных произведений. Связь музыки и изо- бразительного искус- ства. Живописная му- зыка и музыкальная живопись. Общее в средствах вырази- тельности музыки и изобразительного искусства Знать, что роднит му- зыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в сред- ствах выразительности музыки и изобразитель- ного искусства Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    
20 «Небесное и земное» в звуках и красках 1 Расширение и углубление знаний Отношение компози- торов и художников к родной природе, ду- ховным образам древ- нерусского и западно- европейского искус- ства Знать, в чем выражает- ся общность языка раз- личных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художествен- ных и музыкальных об- разах Слушание музыки. Интонационно- образный анализ музыкальных и ху- дожественных произведений. Устный контроль        
21-22 «Звать через прошлое к на- стоящему»      2 Расширение и углубление знаний Более глубокое изуче- ние кантаты С. Про- кофьева «Александр Невский»: сопостав- ление героических об- разов музыки с обра- зами изобразительного искусства Уметь: -выявлять общие чер- ты в художественных и музыкальных образах; - определять на слух основные части кантаты Слушание музыки. Интонационно- образный анализ музыкальных и ху- дожественных произведений. Устный контроль        

 

 

23- 24 Музыкальная живопись и жи- вописная музыка 2 Расширение и углубление знаний Общность музыки и живописи. Вырази- тельные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услы- шать живопись? Мо- жем ли мы увидеть музыку? Уметь: —выявлять общее в вы- разительных возможно- стях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: лад ритм, темп, динамику. лад Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонаци- онно-образный анализ музыкаль- ных и художест- венных произве- дений        
25 Колокольные звоны в музыке и изобразитель- ном искусстве 1 Расширение и углубление знаний В основе профессио- нальной музыки ле- жат народные истоки (на примере произве- дений С. В. Рахмани- нова и В. Г. Кикты) Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль        
26 Портрет в му- зыке и изобра- зительном ис- кусстве 1 Расширение и углубление знаний Выразительные воз- можности скрипки, ее создатели и испол- нители. Музыка и жи- вопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве Знать об истории соз- дания скрипки, ее мас- терах-изготовителях и исполнителях. Уметь: -сопоставлять скри- пичную музыку с живо- писью; - анализировать, срав- нивать произведения Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение        
27 Волшебная па- лочка дирижера 1 Расширение и углубление знаний Симфонический ор- кестр. Значение дири- жера в исполнении симфонической музы- ки оркестром. Группы инструментов оркест- ра, их выразительная роль. Известные ди- рижеры мира Знать: -понятия: оркестр, дирижер; -состав групп инстру- ментов оркестра. Уметь называть имена известных дирижеров Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.   Поиск клю- чевых слов и выражений об особом значении дирижера    

 

28 Образы борьбы и победы в ис- кусстве 1 Сообщение и усвоение новых знаний Жизнь и творчество Людвига ван Бетхове- на. Образный строй Симфонии № 5. Твор- ческий процесс сочи- нения музыки компо- зитором Уметь: -делать предположе- ния о том, что предсто- ит услышать (образный строй); - проводить интонаци- онно-образный анализ музыки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Устный контроль        
29 Застывшая му- зыка 1 Сообщение и усвоение новых знаний Гармония в синтезе искусств: архитекту- ры, музыки, изобрази- тельного искусства. Архитектура - застыв- шая музыка Знать: -отличия католической и православной музы- кальной культуры; - понятие а капелла. Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    
30 Полифония в музыке и жи- вописи 1 Сообщение и усвоение новых знаний Продолжение знаком- ства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инст- румент Баха - орган Знать: - понятия: орган, полифония, фуга; -основные события из жизни и творчества И. С. Баха Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    
31 Музыка на мольберте 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с творче- ством литовского ху- дожника и композито- ра М. К. Чюрлениса. Расширение представ- лений о взаимосвязи и взаимодействии му- зыки, изобразительно- го искусства и литера- туры Знать, что роднит му- зыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в сред- ствах выразительности музыки и изобр.искусства Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (ре- продукций картин)   Закрепить полученные знания    
32 Импрессионизм в музыке и жи- вописи 1 Сообщение и усвоение новых знаний Особенности импрес- сионизма как художе- ственного стиля, взаи- модействие и взаимо- обусловленность в музыке и живописи Знать понятия: импрессионизм, интерпрета- ция, джаз Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    
33 «О подвигах, о доблести, о славе...» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Тема защиты Родины в произведениях раз- личных видов искус- ства. Продолжение знакомства с жанром реквием Знать понятие реквием. Уметь проводить ин- тонационно-образный анализ музыки Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение        
34 «В каждой ми- молетности ви- жу я миры...» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Образный мир произ- ведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества Знать понятие интер- претация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного ис- кусства Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение   Закрепить полученные знания    









Класс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: