Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Рабочая программа учебного курса «Музыка. 5-7 классы»

 

Учителя I категорииКузнецовой Натальи Вячеславовны

 

Рассмотрено 

на МО

Протокол № 1

«__»_____2014г.

______________

 

Согласовано

Зам. директора

Иванова О.Я.                                                                 

«__»_____2014г.

Подпись

______________

 

 

Утверждено

Директор

Звонова Л.П.

«__»____2014г.

Подпись

______________

 

 

2014-2015 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

      Рабочая учебная программа по музыке для 5-7 классов основной школы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом второго поколения основного образования по искусству, Примерной программы по музыке для основной школы  и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по ис­кусству.        В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образова­тельных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования.       В большой степени программа ориентирована на реализа­цию компенсаторной функции искусства: восстановление эмо­ционально-энергетического тонуса подростков, снятие нерв­но-психических перегрузок учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся; список рекомендуемой учебно-методической литературы; календарно – тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета.            Примерная программа разработана на основе преемственно­сти с курсом начальной школы и ориентирована на дальней­шее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкаль­ному искусству, систематизацию и углубление полученных зна­ний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и миро­вым культурным традициям.       Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный харак­тер и становится сферой выражения личной творческой ини­циативы школьников и результатов художественного сотрудни­чества, музыкальных впечатлений и эстетических представле­ний об окружающем мире.       Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:· формирование музыкальной культуры школьников как не­отъемлемой части их общей духовной культуры; воспитание потребности в общении с музыкальным искус­ством своего народа и разных народов мира, классическим  и  современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству стремления к музыкальному самообразованию;· развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;· освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;· овладение художественно-практическими умениями и на­выками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, им­провизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением инфор­мационно-коммуникационных технологий).

Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемле­мой части духовной культуры — наиболее полно отражает за­интересованность современного общества в возрождении духов­ности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информаци­онном пространстве.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает воз­можность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное зна­чение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодо­лении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего обще­ства в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкаль­ного образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искус­ства, закономерностей художественного творчества и возраст­ных особенностей учащихся:

· приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной  в  произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт по­колений;

· развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

· воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

· освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире — художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной вырази­тельности разных видов искусства.

       Методологическим основанием программы являются со­временные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художест­венной картины мира и себя в этом мире.        Содержание программы базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд клас­сической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства       Приоритетным в данной программе, как и в программе на­чальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального ис­кусства, произведения которого рассматриваются в постоян­ных связях и отношениях с произведениями мировой музы­кальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и дру­гой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.         Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в та­ких аспектах, как:· освоение учащимися основных закономерностей музы­кального искусства — интонационной природы музыки, жан­ров, стилей, языка в произведениях народного творчества, му­зыки религиозной традиции, классики и современной музыки;· включение в контекст урока музыки широкого культу­рологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;· развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы и ИЗО;· формирование способов, умений и навыков творческой деятельности обучающихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом  на учебный предмет «Музыка» в 5,6 и 7 классах на отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в объеме 102 часов (по 34 часа в каждом классе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: