Зайдем с другой стороны

 

Альбом нагло короток. Менее получаса. Притом что на диск можно закатать больше часа. Это раздражает. Кое-кого. Хотя, честно, гораздо больше раздражают те, кто закатывает. И ты (если песни хорошие) сначала впадаешь в восторг. Потом выпадаешь из восторга. Потом подкрадывается недоумение: "Ну, подвязывали б уже, сколько мож..." Наконец, наступает раздражение: "Да, когда ж вы уже заткнетесь!"

В случае с калачами заканчивается не раздражением, грустью. И заводишь по новой. Хотя кое-кто знает, да и ты уже мог понять: коротка кольчужка не оттого, что песен не хватило. "За кадром" остались хиты вроде "Тук-тук", "Песня о том, чем поворачивается к тебе жизнь...", "Иудово слово".

Темень ночи надорвало пенье,

И дурак шептал стихи навзрыд.

Час пришёл решить: кто во спасенье

Перед небом постоит?

Глянь-ка, сколько здесь боков с припёком.

Каждый здесь рождённый сразу стар.

Кто же сам себе подставит щёку

На последний на удар?

Ты возьми последнего смеющегося да себе в помощники.

Человек опасность чует кожей.

Оправданьем дышащий богат.

Только надо разобраться всё же,

Кто всех больше виноват.

Всё по плану, всё не без причины.

Небу звонарей невпроворот.

Только не хватает клиньям клиньев,

И в утробе кто-то мрёт.

Ликовали сумерки, смеялись все церковные колокола.

И последний месяц тёрся рожей

О земли горящий зыбью глаз.

Бог, не бойся, я с тобою тоже

Умираю в этот раз.

 

Это - лишний раз о том, что у Никиты свои резоны. И на мои/твои ему не то, чтобы плевать. Он их учитывает, но только после.

Слова, слова...

 

Кстати, о словах. Какой без них "Разговор". А, между прочим, мог бы быть и без слов. Ну, не совсем, а вроде АукцЫона, играющего (на) тексты Хлебникова. Когда слова звучат, поют и главное - найти у инструментов те звуки, которые адекватно передавали бы звучание слов.

Нечто подобное лежит и в основе концепции лидера калачей: чтобы слова заиграли, а музыка заговорила. При таком подходе тексты могли бы быть гораздо менее осмысленными. Однако смысл в строках Никиты есть. Порой его даже СЛИШКОМ. Не для него, понятно, для слушающего (меня:) Хоть и не настолько слишком, как у Петли Пристрастия.

Чтобы было понятно, о чем я, воспользуюсь собственными пояснениями Никиты, которыми он сопроводил обсуждение, казалось бы, не самых мудреных строк -

Я хотел, чтоб ты была

Краше солнца - луч

Выше берега плыла

- ЗДЕСЬ ЛУЧ по красоте противопоставляется СОЛНЦУ и оказывается КРАШЕ (причина - в его стремлении, движении).

Думаю, сложность представляет вторая строчка: "Выше берега плыла". В нее вкладывал следующее:

Она должна быть настолько самодостаточной и сконцентрированной субстанцией, чтобы позволить себе, будучи рекой (лучом:), не выходить ЗА берега, а плыть ВЫШЕ берега, однако в его пределах. Такой вот попирающий законы физики нонсенс.

Я отдавал себе отчет в том, что именно так это истолковано будет вряд ли, однако успокоился тем, что есть достаточно доступный второй смысловой вариант, который

краше всех выразил МеляЗМ. Мол, все яснее ясного: Я хотел, чтоб ты была - просто peace deads! Спорить, действительно, бессмысленно. Да и не хочется. Хочется цитировать.

Тому, кто смотрит мне в глаза, -

Смотри поглубже:

В моих глазах лишь образа -

Рябые лужи.

И я не знаю, что сказать, когда все плачут,

Зато я знаю, как зовут мою удачу.

Не говори мне всей правды - я ведь видел сам,

Как ты плачешь, как ты смеешься.

Моя любовь, моя печаль в моих ладонях.

Моя дорога, моя даль на пятках стонет.

И я могу тебе сказать все, что ты хочешь,

Но будет легче ли тебе дождаться ночи?

Не говори мне всей правды - я ведь знаю сам,

Чего ты хочешь, и что ты можешь.

В моих глазах увидишь ты свою икону.

В них негодующе шумят деревьев своды.

Узнаешь, как меня держать, и станешь верить.

Ты станешь мудрым палачом моих истерик.

Не говори мне всей правды - я ведь знаю, правда,

Зачем тебе я. Зачем тебе я!

("Тому, кто смотрит мне в глаза")

 

Вылетело перышко поутру в сени.

Расскажи мне, перышко, кто спал на кровати.

Бездонен, а значит бесценен.

Бесценен, а значит бесплатен.

Выкатился уголек с огня на ладони,

Объяснил: не будешь жечь, не будешь и красен.

Бездонен, а значит бездомен.

Бездомен, а значит опасен.

("Пёрышко")

 

Я искал

что-то.

Я нашёл

где-то.

Где мой бог?

Вот он.

Горизонт?

Нету.

Я жевал

злобу,

Стены вил

лихо.

Я искал -

кто бы

Подарил

Тихо.

Я хотел, чтоб ты была краше солнца - луч

Выше берега плыла.

Ты пришла

рано,

Ожила

вздохом,

Нанесла

рану,

Да прижгла

плохо.

С тех времён

слышу,

Позабыт

вихрь.

Мне даёшь

пищу

И творишь

Тихо.

("Моё Тихо")

 

Донимала правдою

Улыбкой грела, с рук моих брала

Убежали мысли с плиты молоком

А ты всё просила

Не быть с тобой тише

Моя суета оказалась права

Да я этой ночью собою слышал

Твои слова, твои слова!

Говорила нехотя,

Желала трогать, столько и взяла

Ты со мной, да мне с тобой не быть

С тобой ничего

не может быть много

В своём отчуждении я спорил с отцом

Да, я этой ночью собою трогал

Твоё лицо, твоё лицо!

("Собою")

 

Я прикоснулся кистями к земле.

Та замирала, в жару моем тая.

Чем оживаешь ты, зиму линяя?

Чем распускаешься, скажешь ли мне?

Ребрами ей щекотал я бока -

Радугой дулась, дождем хохотала.

Птицами тело на небо роняла,

Что-то горланили те свысока.

Щекой лез знакомиться к детям весны:

К густой разноряди радужных волокон.

И дерево мне подарило свой локон,

И запах туманов и ягод лесных.

Цветок горячо целовал полевой

В горящие росами чистые губы.

Старуха трубила ответ во все трубы:

Тобой, дурачок мой, весной и тобой!

("Разговор с Землей")

 

Тут можно, надавив на Page Up, вернуться к словам Боба Дилана.

Кстати, заветов его я не нарушил: монитор - не бумага. Так что приведенные выше строки не станут от этого стихами. Ни плохими, ни хорошими.

Что до меня, мне нравятся тексты. Если подходить к ним с вилами МеляЗМовой методики. Говорят, Емельянов - физмат(емат)ик. Так, поверяя алгеброй гармонию по своей методе, может отбить и эту гармонию, и то, что ниже. Ах, вы дама? Всё равно больно!

 

Чу! Некий противный голосок увещевает: "Маловато говницаааа..."

Возможно. Желающий (говница) сможет найти в альбоме:

- огрехи записи

- партии, которые идут не строем или не в ногу

- странное с точки зрения великого и могучего, вроде "выкатился уголек С огня на ладони"

- ощущение, что от создания первой песни до создания последней прошло стоооль долгое время, что Никита (в них и с ними) успел повзрослеть, поспеть и даже помудреть

- места, где голос не по-коммунистически возвышается над массами (инструментов), и другие - где он прячется за них

- вступления, заставляющие в сомнениях морщить бровки: это новая песня, или альбом стоит на repeat'e?

- местечки, где хочется, чтоб "до плешки", а оно - "под сурдинку"

 

Но это мы вступаем на территорию, хорошо очерченную тем же Циммерманом, одновременно вступая в него, родимое:

- Ре-минор или до-диез?

- Нах, уиобишше!

Говно, сынок, на подошвах унести можно. Родину не унести!

 

"Разговор с землей" - альбом не местного уровня, но НА УРОВНЕ. Он вызывает много ощущений и просит много слов. Их есть у меня. Они, хоть и заканчиваются на "о", но другие. Цельно. Концептуально. Красиво... Ааа, чего там! Круто. Клёво!

Соберешься на необитаемый остров, обязательно возьми в плеер! Хотя, где ты там будешь аккумуляторы подзаряжать?!

 

ЧАСТЬ 52.

РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

 

жз) Культура жива в отрицании себя. Если культура себя воспроизводит и является своим естественным продолжением - это уже штамп культуры. А жизнь культуры в том, что какой-то контркультурный авангард постоянно разрушает эти штампы и воздвигает на их месте что-то новое. Именно там происходит какое-то движение, разрушительное, яростное, активное.

Когда-то, скажем, фовизм был яростным движением. Достоевский считал, что уголовный мир все время является этим яростным движением. А рок можно условно считать синтезом фовизма и уголовного мира в понимании Достоевского.

Рок можно определять, как антитезу потребительскому самоохранительному существованию. И когда человек старается себя не беречь, а, наоборот, как-то размотать, может быть даже и в политике, и в искусстве, в чем угодно, - чем менее бережно он к себе относится, чем в большей степени работает на износ, тем больше энергетика личности, энергетика художника. Самые выраженные контркультурные фигуры в роке: Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин и так далее - были ориентированы на то, чтобы разматывать себя как художника с максимальной силой. Но при этом - и как человека, носителя субстрата художника. Поэтому они в итоге и погибли достаточно быстро, но творческая энергия, ими излучаемая, была невероятно велика, и до сих пор в этом поле продолжает очень многое делаться. Этот принцип существовал в искусстве и в мире задолго, естественно, до 60-х годов XX века. Просто тогда это вылилось в массовое движение, пик которого пришелся на конец 60-х в западном мире.

- А кого можно назвать - до появления рок-культуры - как носителей контркультуры? Кому, в духовном смысле, наследует рок?

- Ну, Рембо, например. И конечно - романтизм.

Сергей ГУРЬЕВ dixit.

 

Ну, о движении, застое, романтизме и прагматизме?

 

ДБ сокрушается: "В Беларуси поп-музыка на Запад и западные тенденции вообще не ориентируется".

 

--- ЗАВТРАК ---

Тенденции - любопытная штука. Они лучше всего вычленяются и описуются ПОТОМ, постфактум. Пока на них сориентируешься – г(б)лядь - новые тенденции! Собственно, современные исполнители, со всеми их потрохами и в одной куче, - это они и есть, тенденции.

 

Вопрос: почему белорусская поп-музыка вообще ДОЛЖНА ориентироваться на Запад? Не ориентируются же на него китайская, японская, индийская, арабская поп-музыка? Я даже могу открыть тебе тайну: поют они свои поп-песенки НЕ НА АНГЛИЙСКОМ, а на РОДНОМ языке. Ну, караоке очень любят (в Японии и Китае, например).

Хорошо. Пусть будет так: мы - не они, мы - европейцы. Бла-бла-бла.

 

Еще одна страшная тайна.

Её и НЕТ вовсе, "западной поп-музыки". И тенденций, стало быть, НЕТ. Есть чешская, итальянская, французская, португальская... Тенденции у каждой свои. Тебе какая ближе? На какую будешь ориентироваться?

 

Хорошо. Пусть будет так: ведем речь о некоей "поп-музак интернешнл". А в ее качестве, есесьно, выступает поп-музыка англо-американская!

Которая, в свою очередь, НЕ ориентируются на Беларусь и белорусские тенденции! Но, прикинь: она НЕ ориентируются и на Восток и восточные тенденции, Юг и южные тенденции, Север и северные тенденции. А на Запад и западные тенденции? Прикольно, но НЕТ.

Она вообще - ориентируется? Нууууу... Разве что НА СЕБЯ, на своё и своих.

- Чиво, чиво... Живу я тут, вот чиво!

Она ж американская. Английская. Потому и американская. Потому и английская.

Хорошо. Пусть будет так: НЕ ОНА ориентируется. НА НЕЁ ориентируются. Почему? Ответ прозрачен.

 

Смотри: ЕСТЬ англо-саксонская белая цивилизация. Которая достаточно давно сидит в оркестровой яме нашего театрика "ГлобО" и всеми силами тщится играть первую скрипку. А заодно и главные роли - героев-любовников - Барби и Кена, Супервумен и Супермена.

- Герой на героине. Героиня на героине...

Лягична.

Одни, британцы, - самая большая и влиятельная империя в минувшем. Это не просто вытравить - как из жителей экс-метрополии, так и из обитателей экс-сателлитов.

Вторые, американцы, - самая большая и влиятельная империя в настоящем. На том создавались, на том стоят, то культивируют и отращивают.

Такая вот "Ось Добра".

И практически в каждой стране мира есть некое количество "общечеловеков" разного возраста, пола и потолка, которые "надеты" на эту ось и вокруг нее вращаются. Те, кто подвержен "тлетворному влиянию Запада", как раньше модно было выражаться в определенных кругах.

Вот тебе и поп-музак интернешнл.

Лучшее в мире музло. Лучшее в мире кино. Лучший в мире хоккей. Баскетбол. Футбол - настоящий, не соккер для голопопых. Бейсбол... (До сих пор, по-моему, НХЛ, НБА эт сетера назвают "чемпионат мира"). Даже не лучшее в мире, ЕДИНСТВЕННОЕ в мире.

...Анди пробовал в Чикаго узнать что-либо о финальных матчах европейской Лиги чемпионов... Ха-ха три раза.

 

Ты интересуешься: когда уже поп-музак интернешнл будет с тавром "маде ин Беларус"?

Ответ: станет Беларусь однажды "мировым жандармом" - "демократией №1" (нужное подчеркнуть), отрастит квадратную челюсть, наберет каши в рот, - будет всё больше и больше тех, кто сориентируется на белорусскую поп-музыку. И вместо Джексона войдет в каждый дом Ярмоленко. И будет всем "шчасьце" (бррррр, приснится же такое).

 

--- ОБЕД ---


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: