Группировка «беловежская пуща» «все для тебя» 2013

Интуиция подсказывает: название выросло из места обитания группировки. Небось, обретаются ребятки в окрестностях ресторана (?) «Белая Вежа» - неподалеку от моей альмаматерной общаги-тринадцатиэтажки. Раньше это было Варвашени. Сейчас Варвашени – у черта на куличках. Сути это не меняет. Суть не в том.

 

Родившееся ощущение, что в РеБе завелась не просто новая группа, но явление, а также инфа, что их лидер записал в 2013-м аж десять (!) альбомов, заставили пошарить по закромам Сетива. Десяток, само собой, не отыскался, отыскался выход. Нет, вот так - «Выход». Этот альбом показался даже более цельным, ровным и, извиняюсь, концептуальным. Желание написать стало еще сильнее.

 

Ясно, как Божий день, что главу Группировки Федора Михайлова чмокнул в темечко Егор Летов. (Когда в очках, ФМ в потемках даже внешне мог бы сойти за молодого Егора:) Однако – каламбур: Пуща – пуще ГрОба:) Ну, не эпигон, а гм-гм адепт.

Если брать звук, на этой травке повалялся не только Егор. Но и, допустим, Тарас Монзано:) Или, скажем, Рид с Кейлом. Не факт, что ГБП потарчивают на Велвет Андеграунд. Однако, их «Гашишь» - вполне актуальный парафраз велветовского «Героина»:)

Слышал, отгоняя мух, что саунд у ГБП – говно, с таким далеко не уедешь, разве что с толковым саундпродюсером на запятках.

Фигня! Это тубсам да ебрикам надо ехать, а ГБП нет. Приехали! Правильный саунд. Даже соляк – один на все случаи жизни – тот самый:) Голос – на месте. Главное: эмоции (sic!) правильные!

Короче, писать бы да писать. Ан, нет! Может, потому что, кроме поводов для восторга, ГБП дает и массу поводов для раздражения?

 

Один писака (не я ли сам?) скаламбурил, что в смысле писучести журналисты делятся на три категории: жур-на-лист, жур-на-два, жур-на-три-и-больше. Вот, он меня понял:) То же самое можно сказать про стихи-тексты. И про песни.

Я, к примеру, начав рифмовать, заканчивал гм-гм произведение, когда заканчивались страница или лист. И мог за один присест нафигарить такого гм-гм общую тетрадь. А затем мучить своими виршами и песнями обоего пола однокурсников, знавших гораздо лучшие времена (за чтением Бродского или Цветаевой).

 

Один из «раздражителей», связанных с ГБП, - их косноязычие. Корни которого – имхую – лежат в желании, возможности, надобности (нужное подчеркнуть) натворить как можно больше текстов, песен, альбомов. Егор умел и нам велел. В то время как Егор и не «велел», и «умел» далеко не всегда.

Когда шаловливые ручонки строгают и строгают, должен найтись внутри строгий дядька-редактор, который скажет: «Баста!» А потом, не слушая причитаний внутреннего творца, отберет из килограммов породы унции золотого песка. И составит не десять, а, допустим, три альбома. Но чтобы каждый – ух! (как выразился бы Шум:) А Резник сказал бы «пизд.ц» или «просто он же».

 

Второй «раздражитель» - ощущение, что Федор порой творит, не подчиняясь спонтанному импульсу, а в соответствии с «заданной тематикой». Не свободно, как обожравшийся мухоморов берсерк, машет мечом, а пашет, как угодивший в колею оратай. Ощущение запрограммированности и искусственности, короче.

Видимо, этот внутренний раздрай – между восторгом и раздражением – не позволил взяться за верную клаву и выжать из нее то, что хотелось.

Что с появлением ГБП у белорусского рокенролла появился шанс. Шанс не просто торчать на горизонте бессмысленной башней из слоновой кости, но приблизиться к тому, чем ему должно быть – «ножу в кармане». Не завлекать простаков из андеграунда-подвала в сети культуры и искусства, но дать им побарахтаться в волнах контркультуры. И прочую подобную лабуду:)

 

Тем более, тут под уши подвернулся

 

ТЛУШЧ «ТЛУШЧ» - 2013

Не просто подвернулся, прописался в плейере, будто всегда в нем жил. И не собирался выселяться. Втыкался чуть не в любое время с любого места. Не напрягая, не навязываясь, не пугая незнакомыми звуками или горбатыми оборотами речи. Но при этом заставляя вслушиваться, возвращаться раз за разом, круг за кругом…

Захотелось написать, что в Беларуси завелся нормальный, нет, даже очень приличный подростково-молодежный белорусскоязычный панк-бэнд. И совсем уже было «пошел сюжет», как говаривал один из героев фильма «Досье детектива Дубровского»… Но тут на глаза навернулась беседа «Панки в своем кругу».

В ней, в частности, Ромыч Неумоев (Инструкция По Выживанию) высказывал мнение, что панк – это «шпанская музыка», философия агрессивной шпаны. Панки — это люди, которые желают выразиться, но - так как не умеют ни на чем играть или играют плохо - от избытка энергии хватают гитары, и у них получается такая энергичная, но тупая музыка.

 

А Егор Летов возражал: панк — это движение по своей сути социальное, «рок борцов». Панки — это люди, которые сознательно пришли к примитивизму. Панк — это энергия, агрессия, но очень умная агрессия. Это концептуализм, музыка очень умных людей, интеллектуалов, причем интеллектуалов-антиэстетов.

 

Раковая опухоль дала метастазы. Местный «интеллектуальный панк» - который с легкой руки «КонтрКультУРы» принято называть «сибирским экзистенциальным панком», хотя к нему можно причислить и московскую Резервацию Здесь/Банду Четырех, и минское Северное Сияние, к примеру - скукожился почти до невозможности. Местный «урло-панк» - который с тяжелой руки ненавистников… «русского рока» принято называть «быдло-панком» или «говно-панком» - напротив, цветет и пахнет. Тем, чем ему и полагается.

 

НО! Опухоль-то была изначально. В роке ab ovo были заложены продажность, нарциссизм, глупость, склонность к компромиссам, попсовость, урловость... И панк - как часть - от тех же яиц:) нес в себе эти атрибуты целого. То есть, кроме прочего, был там – интеллектуальным, сям – урлацким.

 

Твой автор всю дорогу… не сказать любил: «любил» - не то слово, но гм-гм сидел на панке интеллектуальном. Впервые услышав в 88-м ГрОб и Янку, принял, поднял на щит и понес. В определенный момент «рок» и «панк», по сути, стали синонимами. Так и носил, и носился с ним. Да, может, и до сих пор…

 

«Говно-панк», напротив, мягко говоря, не жаловал. Не столько из-за собственной «интеллектуальности» (ха, у карабановской-то урлы!), сколько из-за того, что любить говно, на нем подъедаться – это копрофагия, извращение.

Тут захотелось написать о том, что «все смешалось в доме Облонских». Вот, Тлушч ориентируется на Тараканов да Наив. Так и поют («Сырое й небяспечнае»): «Дзякуй Сьпірыну Зьмітру і Алесю Чачу».

Я всегда считал эти команды, пусть с оговорками, но «говно-панком», а их песенки – лабудой и мутотенью. А хлопцев из Тлушча те же песняки вставляют «ажно да сутараг, ажно да ліхаманкі». При этом то, что делает Тлушч, пусть с оговорками, «говно-панком» не назову. Вполне себе умницы:)

 

Чудны дела твои, Господи, наделивший нас воприятием – по образу и подобию! Одного от Лепса лихаманка трасе. У другого от Моисеева – сутараги. Третьего Шаов плющит. Для четвертого Корж – не лимита, а глубокий лирик…

 

Написал бы об этом, но мешал все время маячивший где-то за плечом

 

PUKSTBAND "ПОСЛЕДНИЙ АЛЬБОМ" - 2013

Было сказано: зануда – это человек, которому легче отдаться, чем объяснить, почему ты этого делать не хочешь. В данном случае чтобы отделаться, легче всего было приобщиться. Тем паче, тут пищи для писанины было - хоть отбавляй!

Следом за альбомом «альтернативного шансона» Пукст выпустил альбом «альтернативного панка». И я, наконец, разобрался, что измеряется в «пукстах»: 1 пукст – это единица альтернативности!

 

Мысль тянулась, как паутинка из гм-гм брюха паука. О том,

- что, скажем, в Offspring альтернативности – почти ни пукста. За что и люблю! И в Глюках не было. И тоже было круто! Вот в Акуте альтернативности - пукста два, а в Петле Пристрастия - пукста четыре, а то и все пять. А выходит гм-гм альтернативно круто.

- что вот такой он, Сергей Пукст – вечная альтернатива любому музыканту/певцу. Поэтому в будущем мы, с большой долей вероятности, услышим от него «альтернативный попс» и «альтернативное этно». А, может, и «альтернативный металл». Но не такой, который считается альтернативным, а альтернативный альтернативному:)

- что Пукст, может, и альтернатива человеку:) Но человек искусства и делает искусство. Интеллектуал, но не анти-, а просто эстет. С точки зрения академического искусства, возможно, недочеловек. Но недочеловекам типа меня – на искусство положить с прибором. И если я понимаю, нахрена нужны недочеловеческие песни, то нахрена нужны нечеловеческие (сверхчеловеческие?) ни хрена не понимаю.

Для того чтобы щекотать гипертрофированные вкусовые пупырышки на языках гурманов-переростков от музыки? Развлекать пресыщенных всем и вся матерых меломанов? Та еще миссия…

 

…И вот я уже почти писал все это, но… во время очередного прослушивания Пукста на одну из его композиций наслоилась «Perfect Bitch» Acoustic Ladyland. Наслоилась, а потом и вытеснила – из проигрывателя и из головы. А потом… я окончательно заблудился в трех соснах - Acoustic Ladyland, The Black Angels, Spiritual Front. Следом навалились Contemporary Noise Sextet, Pagoda, Singapore Sling, Xploding Plastix… И окончательно стало не до писанины. Фиг с ним! Может, в следующий раз.

ЧАСТЬ 88.

  РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

яч) Нужно разбираться и бороться не с обществом, а с самим собой. С обществом пусть воюют те, кому это общество интересно. Если художник не способен поговорить с обществом, значит, ему нечего сказать самому себе.

Путь художника - трансформировать внутреннее во внешнее. Искусство не может не быть рефлексией. Нет абсолютного искусства. Нет искусства без субъективного, художнического взгляда.

Если чтобы понять картину, вам необходимо прочесть пять томов пояснений, то перед вами не искусство, а что-то другое.

Татьяна ГЕРШУНИ dixit.

 

Ну, пра мастацтва ды суб`ектыўнасьць?

 

Апошнiм часам колькасць выдатных i нават годных песень на беларускай мове значна паменшылася. Не, альбомаў, зь якiх гучыць «матухна», нават пабольшала. Але ж у асноўным яны маюць дачыненьне да этна, даруйце, культуры. А тое, што звычайна лiчыцца ў нас этна-песьнямi, гэта амаль на сто адсоткаў - музыка. Голас там звычайна - ня болей (й ня меней), чым яшчэ адзiн "дудэльзак". Не, мова ў гэтых этна-сьпевах - ня нешта цалкам штучнае цi то недарэчнае. Як ужо заўважаў, мэлядызм мовы вымагае адпаведнага мэлядызму ў музыцы! Але словы ўласна ў лепшым выпадку адлюстроўваюць пэўную (й простую) эмоцыю. А па большасьцi здатныя закрануць слухача, толькi калi ён прафесiянал у тэй самай галiне.

Што ж тычыцца ня музык, а менавiта песень, дык iх колькасьць, паўтаруся, наблiзiлася да, так бы мовiць, "статистической погрешности".

Беларускамоўных гуртоў ды выканаўцаў увогуле зрабiлася менш. Па крайнасьцi - адносна. А годныя дэбютанты зьяўляюцца гэтак жа рэдка, як сьнежны чалавек у Белавежжы.

 

Калi iсьцi з канца, дык апошнiм часам значна павялiчылася колькасьць тых, хто сьпявае па-ангельску.

Той-сёй лiчыць, што толькi на «мове продкаў» рокэнрол гучыць па-сапраўднаму.

Той-сёй лягчэй складае ў тэксты ангельскiя словы. Зразумела: у школах, тым больш гiмназiях ды лiцэях, ангельскую мову вывучаюць ня горш, а часам й значна лепш, чымсьцi беларускую. А мова сецiва ды мiжнароднай эканомикi - вядома ж, не беларуская.

Большасьць жа мяркуе, што беларуская мова песень значна звужае рэферэнтную групу. Ангельская ж, "агульначалавечая", пашырае межы й кола патэнцыйных слухачоў. Што дае выдатныя магчымасьцi для вандровак у замежжа. А тыя, у сваю чаргу, - магчымасьць зарабляць грошы любiмай справай.

 

Калi блiжэй да пачатку, дык нельга не сказаць, што сучасныя альбомы ад аматарскiх ды напаўаматарскiх гуртоў (а большасьць iснуе менавiта ў гэткiм стане) не пякуцца, як аладкi, зьяўляюцца з прамежкам у гады. Таму той-сёй з беларускамоўных гуртоў яшчэ не нагадаваў новы матэрыял пасьля выдання папярэдняга альбома.

 

Частка лiдэраў беларускамоўнае сцэны сышла з дыстанцыйi як марафонец, якому не хапiла дыханьня. Тыя ўвогуле спынiлi iснаваньне, як магiлёўскiя Глюкi ды Маўзэр. Iньшыя ПРЫпынiлi, як гарадзенскiя DeVIAtion цi КальЯн. Як, дарэчы, й частка з ужо вядомых музыкаў ды сьпевакоў, як Вольскi ды Варашкевiч - зрабiла перапынак... пачаствавацца «Твiксам»? I пакуль невядома, наколькi вялiзны той «Твiкс».

Пэўных зьнялi з дыстанцыi, як спарцмэнаў-хадакоў, арбiтры - чырвонымi карткамi, то ж бо чорнымi сьпiсамi. Бо, мова ня ўчора й ня сёньня пачала ўспрымацца ў пэўных колах як iнструмэнт уплыву замежных «эмiсараў». Маўляў, сьпяваеш па-беларуску - вораг, сьпiш ды мроiш зьмянiць грамадскi стан.

 

У такiх варунках гурты кшталту Акутэ успрымаюцца ледьзь не як тытаны, а выканаўцы кшталту Вайцюшкевiча - амаль як дыназаўры...

Але ж, раз-пораз з-пад коўдры працiсьнецца на паветра гурт цi альбом, якiя з упэўненасьцю даводзяць: ня ўсё так дрэнна ў дацкiм каралеўстве.

 

BOSAE SONCA "ЗАЛАТЫ" - 2013

Канстатавальная частка

 

На Беларусi зьявiўся новы выдатны ды шматабяцальны беларускамоўны гурт. Да таго ж гэткай якасьцi, якой ад дэбютантаў не чуваць было даволi даўно. Няхай сабе й дэбютанты яны - крыху ўмоўныя.

 

Урачыстая частка

 

Гурт - выдатны ўжо ад самае назвы. Пагадзiся: Босае Сонца гучыць нават лепей, чымсьцi Кино:) Ды амаль гэтак жа добра, як Тлуста Луста. Жартачкi? Не?

Сапраўды «залаты» - не таму, што «бэст», а таму што, як навюткi талер, звонкi ды блiскучы ў розных праявах - альбом прыцягвае ўвагу ужо зь першых гукаў. I хочацца адразу ж бегчы пацiскаць руку... баянiсту Аляксандру Ясiнскаму.

 

Згадзiся: не часта даводзiцца сустракаць чалавека, якi не проста грае, РАЗУМЕЕ, што й як граць, ды пры гэтым не выносiць табе мозг пастаяннымi сольнымi запiламi, а абмяжоўваецца той колькасьцю нотак, якая патрэбна ў бягучы момант. Уносiць у агульную гукавую палiтру новую фарбачку, у агульны малюнак - маленькi мазок. Не, сапраўды, на гэткае здатны толькi сапраўдны музыкант. Тым больш, што ён - адказны й за вялiзны кавалак аранжыровак. Адзнака за якiя таксама вагаецца ад "добра" да "прэтэнцыёзна".

Адметная рыса саўнду: гiтара - "на задворках". Бо - амаль што, як саксафон у гурта Morphine - функцыю гiтары часцяком бярэ на сябе ўласна баян.

 

Пацiснуў баянiсту - цягну далонь аўтару тэкстаў Алесю Кату-Зайцаву - за добрую, жывую мову ды даволi... глыбокiя? маляўнiчыя? ай, проста - за тэксты. Ад якiх патыхае сапраўдным лiрызмам.

Яму ж - за выдатны сьпеў. Няхай сабе падаецца часам, што там-сям голаса крыху не хапае. Не тое, как патрапiць у ноту, а каб менавiта прасьпяваць - тое, што панавыдумлялi. Але ж голас уласна - ня толькi прыемны, а й вельмi жывы.

Дарэчы тое ж самае тычыцца й таго, як граюць усе музыканты, гучыць увесь гурт. Тут пацiскаем руку ўжо ўсiм па коле :) Песьнi жывуць зусiм канцэртным жыцьцём. А гэтага дамагчыся цяжка, далёка не кожны раз ды ня ў кожнага атрымліваецца.

Асобны дзякуй - за якасьць запiсу. Ня тое, каб нiхто анiдзе не запiсваў лепей. Але ўсё гучыць з густам ды смакам. Там-сям раскiданыя забаўныя фiшкi. Кшталту шолаху адыходзячай гiтары цi то звычайнага й чаканага (?) грукату дьзьвярэй напрыканцы.

 

Каб ужо падсумаваць ды скончыць з вiскам захапленьня: альбом - цiкавы, прыгожы, кранальны - арганiчны. Выбiтная мастацкая праца.

 

Што, занадта салодка атрымлiваецца? Дык, ёсць дробка сьпецый ды солi.

 

Абвiнаваўчая частка

 

У таго-сяго можа скласьцiся ўражаньне, што басякi крочаць па дарозе памiж, так бы мовiць, Глюкамi ды Акутэ:) Ад першых - пэўны надрыў ды агрэсiя. Ад другiх - тонкi лiрызм ды пэўная шматслойнасць. Вось толькi, калi меркаваць, што гэта так, трэба заўважыць: гэткай дарогi ўвогуле... НЯМА!

 

I, мо, галоўнае.

 

Часам у жыцьцi як здараецца? Вось, абраннiца твая - такая добрая, што... занадта ўжо добрая! Не, ня лялька, жывая, амаль як сонца, але ж, але ж… Не хапае нейкай дробязi, плямачкi на тым сонцы. Каб была ня добрая, ня вельмi добрая, а КАХАНАЯ.

 

Нешта гэтага ж кшталту выклiкае ў мяне альбом басякоў.

Так, вельмi добры, нават выбiтны. Амаль што нельга не захапiцца. Але ж не стае «плямачкi», каб не захапляцца, а кахаць...

 

Каб крышачку прытушыць вогнiшча патасу, - анекдот, выключна для аматараў рыбнай лоўлi.

...Бежит мартышка по берегу реки и вдруг видит: стоит бобр по пояс в воде.

- Эй, бобр, ты чего там...

- Тссс...

-...стоишь?! А что там, что?!

- Тише. Лещ...

- Что, клюет?

- Сосет...

Вось гэтак жа з альбомам басякоў. Не хапiла мне нейкага "кручка". Смактаць смактаў, нават насмактаўся, але не зачапiлi мяне, не злавiлi.

 

Iншая справа з альбомам, пра які пойдзе гаворка нiжэй. «Плямаў» на iм - ня тое, што хапае, часам можа й занадта. Тут - запроста. Там - традыцыйна, нават трывiяльна. Недагралi... Недасьпявалi... Але ж закахацца ў яго значна лягчэй.

:B:N: "КРОК ЗА КРОКАМ" - 2012

Бяроза дагэтуль анiяк не асэнсавалася ў мяне з выдатнымi музыкамi, хутчэй з выдатнымi вырабамi з малака - якаснымi й даволi таннымi:)

Не, я безумоўна чуў i:B:N:, i пра:B:N:. Але ж нiшто, нiводны твор безназоўных не выклiкаў эмоцый. Па крайнасьцi, станоўчых. Мяне нельга абвiнавацiць ня толькi ў каханьнi да гурта, але нават у спрыяльнасьцi да яго. I трэба ж такому здарыцца - даруйце за гэткi выраз! - е:B:N:уўся пад старасць гадоў:)

У гэтым месцы, каб крыху збочыць, пазайздрошчу фанам футбольнай каманды зь Бярозы! Было б вельмi няблага, каб нехта напiсаў ды засьпяваў нешта кшталту гiмна «Мы iдзем разам» для магiлёўскага «Дняпра».

Падаецца, што песьня ня тое, што добрая (тут меркаваньнi могуць разыходьзiцца), але занадта добрая - для тае гульнi, якую дэманструе "Бяроза" у пердзiве, то ж бо ў першай лiзе. Ды й для магiлёўцаў занадта добрая...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: