Тема 5. СТО и ОТО. Концепции космологии

Интерпретация результатов опыта Майкельсона – Морли. Постулаты специальной теории относительности. Релятивистские эффекты. Атрибутивная концепция пространства и времени. Относительность одновременности. Общая теория относительности. Принцип эквивалентности. Экспериментальное обоснование общей теории относительности.

Красное смещение. Закон Хаббла. Модели нестационарной Вселенной. Оценка размеров и возраста Вселенной. Концепция «Большого взрыва». Симметрии. Стадии эволюции Вселенной. Инфляционная стадия. Окно нуклеосинтеза. Эра излучения. Эпоха рекомбинации. Реликтовое излучение. Темная материя и темная энергия. Эволюция звезд.

Тема 6. Концепции самоорганизации

Понятие самоорганизации. Порядок и хаос. Простые и сложные системы. Закрытые и открытые системы. Положительная и отрицательная обратная связь. Флуктуация в системе. Неравновесность системы. Нелинейный характер развития системы. Необратимость времени. Бифуркация. Когерентность. Аттракторы. Реакция Белоусова – Жаботинского. Концепция И. Пригожина. Диссипативные структуры. Концепция Г. Хакена. Синергетика. Параметры порядка. Тепловая конвекция в слое жидкости как пример самоорганизации. Самоорганизация в системах различного типа.

Раздел 3. Становление и развитие биологических концепций

Тема 7. Концепции происхождения и эволюции жизни

Критерии жизни. Физико-химические условия возникновения и существования биосистем. Молекулярная асимметрия. Концепция А. Опарина. Коацерваты как модель протоклетки. Абиогенный синтез органических соединений. Опыты С. Миллера. Концепция голобиоза. Концепция генобиоза. Мир РНК.

Формирование теории эволюции. Эмпирический базис теории эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарная единица эволюции. Направленность эволюции.

Тема 8. Концепции уровней организации биосистем

Биомолекулы как функциональные системы. Белки, нуклеиновые кислоты, фосфорорганические соединения. Вирусы как форма организации. Взаимодействие вируса и клетки. Клетки. Прокариоты и эукариоты. Функциональная и морфологическая дифференциация. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Популяция. Таксоны. Вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. Экосистемы. Понятие биосферы. Структура биосферы. Динамика биосферы. Концепция В. Вернадского. Циклы химических элементов в биосфере. Продуценты, консументы, редуценты. Пределы устойчивости биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. 

Тема 9. Концепции антропогенеза и эволюции человечества

Формирование эволюционной концепции антропогенеза. Критерии человека. Морфологические и функциональные особенности вида Homo sapiens. Место вида Homo sapiens в зоологической классификации. Человекообразные обезьяны и человек. Этологические особенности. Предковые формы. Эволюция гоминид. Концепция двух скачков. Движущие силы антропогенеза. Прародина человечества. Миграция вида. Расовое разнообразие и единство человечества.

Разделы/темы дисциплины, их трудоемкость и виды занятий

Таблица 4.1

 

п/п

 

   

 

 

  Наименование темы

Очная форма обучения

Компетенции

 

 

Литература

 

 

Всего

 

Аудиторные занятия

 Форма контроля

(зачет)

 

 

  Самостоятельная

подготовка

 

Лекции Практические занятия      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Раздел 1. Введение в дисциплину                
1 Наука и естествознание в системе культуры. 7 1 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
2 Этапы развития естествознания. Естественнонаучные революции 7 1 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 – Л 1.7 Л 2.1 Л 2.6
  Раздел 2. Становление и развитие физических концепций               Л 2.6  
3 Концепции классической физики 7 1 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
4 Развитие квантовой концепции в XX в. 7 1 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7 Л 2.2 Л 2.6
5   СТО и ОТО Концепции космологии   8 2 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7 Л 2.2 Л 2.6
6 Концепции самоорганизации 8 2 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7 Л 2.3  
  Раздел 3. Становление и развитие биологических концепций               Л 2.1  
7 Концепции происхождения и эволюции жизни 8 2 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
8 Концепции уровней организации биосистем 8 2 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
9 Концепции антропогенеза 12 6 2     4   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
  Форма контроля (зачет)                
  Всего часов 72 18 18         36      
  Зачетные единицы

2

   

Вид промежуточной аттестации: зачет

Таблица 4.2

 

п/п

 

    

 

 

  Наименование темы

Заочная форма обучения

Компетенции

 

 

Литература

 

 

Всего

 

Аудиторные занятия

Форма контроля

(зачет)

 

 

  Самостоятельная

подготовка

 

Лекции Практические занятия      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Раздел 1. Введение в дисциплину                
1 Наука и естествознание в системе культуры. 8 1       6   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
2 Этапы развития естествознания. Естественнонаучные революции 8 1       7   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 – Л 1.7 Л 2.1 Л 2.6
  Раздел 2. Становление и развитие физических концепций               Л 2.6  
3 Концепции классической физики 7         7   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
4 Развитие квантовой концепции в XX в. 9 2       7   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7 Л 2.2 Л 2.6
5   СТО и ОТО Концепции космологии   9 2       7   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7 Л 2.2 Л 2.6
6 Концепции самоорганизации 8 1       7   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7 Л 2.3  
  Раздел 3. Становление и развитие биологических концепций               Л 2.1  
7 Концепции происхождения и эволюции жизни 8 1       7   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
8 Концепции уровней организации биосистем 6 1       5   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
9 Концепции антропогенеза 6 1       5   ПК-27 ПК-28   Л 1.1 –  Л 1.7  
  Форма контроля (зачет) 4       4      
  Всего часов 72 10 -   4   58      
  Зачетные единицы

2

   

Вид промежуточной аттестации: зачет

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Раздел 1. Введение в дисциплину

Тема 1. Наука и естествознание в системе культуры

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Понятие науки и критерии научности

2. Структура науки. Естествознание в структуре науки

3. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного познания

4. Методы и формы естественнонаучного познания

Тема 2. Этапы развития естествознания. Естественнонаучные революции

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Натурфилософский и аналитический этапы развития естествознания

2. Синтетический и интегрально-дифференциальный этапы развития естествознания

3. Понятие и исторические типы естественнонаучной революции

4. Особенности современного естествознания

Раздел 2. Становление и развитие физических концепций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: