Критерий | Требования к докладу |
Знание и понимание теоретического материала | - рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры, - используемые понятия строго соответствуют теме, - самостоятельность выполнения работы |
Анализ и оценка информации | - грамотно применяется категория анализа, - умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, - обоснованно интерпретируется текстовая информация, - дается личная оценка проблеме |
Построение суждений | - изложение ясное и четкое, - приводимые доказательства логичны, - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией, -приводятся различные точки зрения и их личная оценка (при необходимости), - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи |
Оценка | Критерии оценки доклада |
«отлично» | 1) студент легко ориентируется в содержании теоретического и аналитического материала, свободно пользуется понятийным аппаратом, обладает умением связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения; 2) подготовлен презентационный материал. |
«хорошо» | 1) студент демонстрирует полное освоение теоретического и аналитического материала, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает свою позицию; 2) подготовлен презентационный материал, но недостаточно полный. |
«удовлетворительно» | 1) студент демонстрирует неполное освоение теоретического и аналитического материала, плохо владеет понятийным аппаратом, плохо ориентируется в изученном материале, неуверенно излагает свою позицию; 2) не подготовлен презентационный материал. |
«неудовлетворительно» | 1) студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл; 2) беспорядочно и неуверенно излагает материал, 3) не подготовлен презентационный материал. |
Примерные вопросы для собеседования и самоконтроля
|
|
Раздел 1. Тема 1 – Тема 2
1. Каковы критерии науки?
2. Каковы функции науки?
3. В чем выражается рациональность науки?
4. Какова структура научного знания?
5. Каковы особенности фундаментальных наук?
6. В чем отличие естественных и социально-гуманитарных наук?
7. В чем отличие естествознания и математики?
8. Какова структура естествознания?
9. В чем специфика эмпирических методов?
10. В чем специфика теоретических методов?
11. Что такое эмпирический объект?
|
|
12. Что такое теоретический объект?
Раздел 2. Тема 3 – Тема 6
1. Каковы предпосылки возникновения классического естествознания?
2. Какие концепции составили основу классической картины мира?
3. Как трактуется действие в концепции Ньютона?
4. Как понимается время в классической механике?
5. Как понимается пространство в классической механике?
6. Как интерпретировать принцип дальнодействия?
7. Как интерпретировать принцип близкодействия?
8. В чем суть второго начала термодинамики?
9. Как понимается направленность процессов в классической термодинамике?
10. Что утверждает классический детерминизм?
11. В чем состоит физический смысл постоянной Планка?
12. Что запрещает принцип Паули?
13. Какие элементы входят в Стандартную модель?
14. Как определяется возраст Вселенной?
15. Какие фазы эволюции проходит Вселенная?
Раздел 3. Тема 7 – Тема 9
1. Что синтезирует синтетическая теория эволюции?
2. Каковы особенности физико-химической биологии?
3. Каковы критерии живого?
4. Что такое киральная асимметрия?
5. Какие физико-химические факторы лимитируют жизнь?
6. В чем суть концепции А. Опарина?
7. В чем суть концепции генобиоза?
8. В чем суть концепции голобиоза?
9. Что такое автокатализ?
10. В чем суть опытов С. Миллера?
11. Чем отличаются прокариоты?
12. Как возникают эукариоты?
13. В чем суть постулатов В. Вернадского о биосфере?
14. Какие глобальные процессы протекают в биосфере?
15. Какие факторы обусловливают устойчивость биосферы?
16. Какие находки составляют эмпирическую базу концепции антропогенеза?
17. Что характерно в морфологии автралопитека?
18. Какие морфологические признаки свидетельствуют о прогрессивной эволюции в линии предковых форм человека?
19. Какое положение занимает человек зоологической классификации?
20. В чем заключаются морфологические особенности человека?
Примерный перечень тем рефератов
1. Наука и другие формы общественного сознания
2. Гипотеза и теория как формы научного познания
3. Геоцентризм и гелиоцентризм как научные концепции
4. Рост научного знания как смена теорий
5. Жизнь и научное творчество Галилео Галилея
6. Жизнь и научное творчество Нильса Бора
7. Жизнь и научное творчество Альберта Эйнштейна
8. Жизнь и научное творчество Дмитрия Менделеева
9. Нобелевские премии по физике XXI века
10. Нобелевские премии по физиологии и медицине XXI века
11. Нобелевские премии по химии XXI века
12. Стандартная модель: история создания
13. Эволюция Вселенной: космологические модели и экспериментальные данные
14. Основные этапы эволюции Вселенной
15. Реликтовое излучение: история открытия и современное состояние проблемы
16. Научная программа космического телескопа «Хаббл»
17. Большой адронный коллайдер как научный проект
18. Вклад отечественных ученых в формирование концепции самоорганизации
19. Биохимические основы жизни
20. Особенности клеточной организации: морфологическое и функциональное разнообразие
21. Направленность эволюции как научная проблема
22. Современный эмпирический базис теории эволюции
23. Жизнь и научное творчество Владимира Ивановича Вернадского
24. Формирование и эволюция биосферы
25. Антропогенное воздействие на биосферу
26. Экологические проблемы региона
27. Этология: поведенческие особенности человекообразных обезьян
28. Эволюция гоминид: история открытия и исследования предковых форм
29. Разнообразие и единство человечества
30. Научно-исследовательская программа «Геном человека»
ШИФР:
А – 1, 21 Е – 11, 2 Л – 21, 12, 30 Р – 3, 10, 27 Х, Ц – 5, 16
Б – 3, 22 Ж – 13, 4 М – 23, 14, 6 С – 4, 14, 28 Ч, Ш- 17, 8, 21
В – 5, 23 З – 15, 6 Н – 25, 16, 8 Т – 26, 7 Щ, Э – 9, 26
Г – 7, 25 И – 17, 8 О – 27, 18, 4 У – 7, 18 Ю – 12, 23
|
|
Д – 9, 27 К – 19, 10 П – 29, 20, 2 Ф – 1, 19 Я – 11, 4
Алгоритм. Выбор темы проводится по первой букве фамилии.