Тема 3. Концепции классической физики

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Принципы классической физики и классическая научная картина мира

2. Классическая механика как научная концепция

3. Классическая электродинамика как научная концепция

4. Классическая термодинамика как научная концепция

5. Классический детерминизм

Тема 4. Развитие квантовой концепции в XX в.

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Формирование квантовой концепции. Планк, Эйнштейн, Бор

2. Развитие квантовой теории:

а) Гейзенберг, Шрёдингер

б) де Бройль, Паули

3. Принципы квантовой теории. Вероятностный детерминизм

4. Стандартная модель:

а) классификация элементарных частиц

б) фундаментальные физические взаимодействия

Тема 5. СТО и ОТО. Концепции космологии

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

Занятие 5.1

1. Принцип относительности в классической механике и в СТО

2. Концепция пространства и времени в СТО. Релятивистские эффекты

3. Принцип относительности в ОТО. Принцип эквивалентности

4. Экспериментальное обоснование ОТО

Занятие 5.2

1. Стационарная и нестационарная Вселенная. Закон Хаббла

2. Концепции «Большого взрыва» и «горячей Вселенной». Реликтовое излучение

3. Стадии эволюции Вселенной. Симметрии

4. Эволюция звезд

Тема 6. Концепции самоорганизации

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Понятие самоорганизации. Закрытые и открытые системы

2. Формирование концепций самоорганизации:

а) реакция Белоусова – Жаботинского

б) диссипативные структуры И. Пригожина

в) синергетика Г. Хакена

3. Принципы и условия самоорганизации

4. Самоорганизация в системах различного типа

Раздел 3. Становление и развитие биологических концепций

Тема 7. Концепции происхождения и эволюции жизни

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Физико-химические условия возникновения и существования биосистем

2. Концепция А. Опарина. Коацерваты как модель протоклетки

3. Концепции голобиоза, генобиоза, мира РНК

4. Формирование и развитие теории эволюции

5. Эмпирический базис теории эволюции

Тема 8. Концепции уровней организации биосистем

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

Занятие 8.1

1. Биомолекулы как функциональные системы

2. Вирусы как форма организации. Взаимодействие вируса и клетки

3. Клетки как мембранные системы. Типы клеток

4. Одноклеточные и многоклеточные организмы

5. Биологическая систематика. Таксоны 

Занятие 8.2

1. Экосистема как единство биотических и абиотических процессов

2. Понятие биосферы. Структура биосферы

3. Динамика биосферы. Концепция В. Вернадского

4. Циклы химических элементов в биосфере

Тема 9. Концепции антропогенеза и эволюции человечества

Список литературы по теме приведен в таблице 4.1

Задания для самостоятельной работы:

1. Морфологические и функциональные особенности вида Homo sapiens

2. Эволюция гоминид:

а) Предковые формы

б) Движущие силы антропогенеза

3. Прародина человечества. Направления миграции и ареалы расселения

4. Расовое разнообразие и единство человечества

Интерактивная форма проведения занятия – семинар-конференция

Примеры задач (практических заданий)

Вариант 1

Задача 1

Оценка возраста Вселенной

Текст задания

- Определите содержание эффекта Доплера.

- Укажите, о чем свидетельствует «красное смещение» в спектре галактик.

- Определите, как связаны расстояние до галактики и скорость ее удаления.

- Определите возраст Вселенной, приняв постоянную Хаббла за 50 (укажите размерность константы).

- Определите возраст Вселенной, приняв постоянную Хаббла за 100 (укажите размерность константы).

- Укажите, от каких факторов зависит оценка возраста Вселенной.

Примеры тестовых вопросов

Наука представляет собой

а) эмпирически обоснованное знание

б) объективное общезначимое знание

в) систематизированное субъективное знание

Аподиктичность научного знания означает

а) принудительность для нерационального субъекта

б) принудительность для всякого субъекта

в) принудительность для всякого рационального субъекта

Наука – наиболее развитая форма рациональности современной культуры. Рациональность науки выражается 

а) в сознательной ориентации на интуицию

б) в сознательной ориентации на логику

в) в применении методов

г) в специализированном языке

д) в опоре на индукцию

В естествознании имеются уровни

  а) эмпирический,

б) аксиологический

в) теоретический

г) онтологический

Опытное исследование дает в качестве результата

а) вероятностно истинное знание

б) всегда достоверное знание

в) всегда недостоверное знание

Теоретический закон представляет собой

а) утверждение об универсальной, объективной, существенной связи, выделенной в чистом виде

б) утверждение об уникальной, объективной, существенной связи, выделенной в чистом виде

в) утверждение об универсальной, субъективной, существенной связи, выделенной в чистом виде

Теоретический объект (конструкт) – это

  а) абстрактный идеализированный объект

б) абстрактный математический объект

в) идеализированный математический объект

Естествознание в своем развитии проходит этапы

  а) натурфилософский, теологический, аналитический, синтетический

б) мифологический, синтетический, интегрально-дифференциальный

в) натурфилософский, аналитический, синтетический, интегрально-дифференциальный

Классическая физическая картина мира (механика И.Ньютона) включает представления 

а) об абсолютном времени, абсолютном пространстве, близкодействии, непрерывном действии

б) об абсолютном времени, абсолютном пространстве, дальнодействии, непрерывном действии

в) об абсолютном времени, абсолютном пространстве, дальнодействии, дискретном действии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: