Подходы к информатизации в странах мира

Существуют два принципиальных подхода к информатизации: западная и азиатская модель. Западной моделью информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако в его рамках следует отделить путь, по которому идет континентальная Европа, от американо-английского пути. Европейский путь – это поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и стихийностью рынка, динамическое сочетание правительственных и рыночных сил, с учетом того, что роль каждой из них может меняться во времени. Все страны ЕС имеют собственные программы и взгляды на информатизацию, основной идей каждой из них остается социальная направленность и государственное регулирование большинства процессов, затрагивающих преобразование общества. Однако акценты информатизации могут несколько отличаться.

Так, например, в отчете датского правительства «Информационное общество 2000» подчеркивается, что рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей. В шведском правительственном отчете «ИТ – крылья человеческим возможностям» предлагается введение переходного периода, во время которого правительство берет руководство на себя и является гарантом интересов не только рынка, но и индивидуумов.

Франция наиболее жестко настаивает на централизованном развитии инфраструктуры информационного общества. Она предполагает обобщить опыт использования телеинформационной системы Минитель (разработка 70-х годов, аппарат связи выдается в почтовом отделении бесплатно, пользователь платит только за услуги), которая в 2009 г., несмотря на существование Интернета, имела не менее миллиона пользователей. Испания считает, что роль правительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и прежде всего – в отраслях телеобразования и телемедицины.

Американо-английский путь информационного развития определяется своей моделью социально-экономического развития, когда функции государства сводятся к минимуму, а частных лиц – к максимуму. Истинно американский путь – перевес частной инициативы во всех проявлениях развития: оставить все в руках частного сектора и рынка, полная либерализация рынка информационных технологий, ограничение государственного управления в сфере телекоммуникаций.

Вторым из основных факторов, по которому дифференцируются европейская и американская модели развития информационного общества, являются особенности законодательства. Континентальная Европа имеет более жесткое законодательство в области регулирования рынка труда, продуктов и услуг, чем США и Великобритания. По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие информационного общества. Государственная политика США в вопросах информатизации ограничивается развитием глобальных проектов, которые частный капитал финансировать не может.

Азиатская модель информатизации основана на эффективном сотрудничестве государства и рынка, попытке установить связь между социальными трансформациями и культурными ценностями. Эта модель отражает философский принцип сосуществования и сопроцветания – альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом. В рамках азиатской модели выделяются Япония и «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг).

В Японии процессы информатизации обязаны базироваться на главной идее общества, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Японский стиль управления основан на иной, по сравнению с европейской, корпоративной культуре, когда управляющее звено обязано заботиться о подчиненных, а те должны беспрекословно выполнять директивы. Поэтому государство и бизнес совместно несут ответственность за все проблемы, возникающие при переходе к информационному обществу, и разрешают их совместными усилиями. Большие государственные расходы на научные исследования и разработки всегда были и являются до сих пор отличительными чертами Японии. Роль бизнеса состоит в развитии новых, высоких технологий и производств. При этом роль государства - создавать благоприятные условия для творчества, уменьшать риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство считает, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен стать достоянием всех. Основной акцент в будущем Японии делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населения.

В основе развития региона Восточной и Юго-восточной Азии – «четырех тигров» - лежит японская модель. Однако процессы перехода к информационному обществу в этих странах имеют отличные от Японии стартовые условия. В значительной степени эти государства можно отнести к развивающимся странам. Экономическому успеху «тигров» в большой мере способствовали японские капиталовложения, вместе с ними они восприняли от Японии философию взаимоотношений государства и бизнеса. Взаимоотношение «государство-рынок» в этих странах остается социологическим и политическим, а не чисто экономическим.

В развивающихся странах выделяют две идеологии построения информационного общества – латиноамериканскую и азиатскую, в основе которых лежат две модели реформы телекоммуникаций, технической основы информатизации.

Для развивающихся стран возможны две принципиально различные стратегии реформы – приватизация и либерализация. Приватизация – это передача государственных предприятий и видов деятельности в полное или частичное владение или контроль. Либерализация - это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам конкурировать с известными, обычно монопольными производителями товаров и услуг. Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачу и растянули достижение реформы во времени.

Латиноамериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой задержки введения на рынок конкуренции.

Азиатская модель реформы развивающихся стран характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом. Латиноамериканская модель более быстрая и смелая.

Отдельный путь перехода к информационному обществу выбрала Индия. Особенностью идеологии построения информационного общества в Индии является осторожность, постепенность и опора на национальные культурные корни. Ее путь можно назвать промежуточным, по размаху и глубине он ближе к латиноамериканской модели, а по скорости проведения - к азиатской. Индия не выбрала ни пути полной приватизации, ни мягкой либерализации. Своим главным капиталом на пути в глобальное информационное общество Индия считает свои человеческие ресурсы. Государственные предприятия не передаются в частный сектор, а конкуренция допускается на рынке местных услуг, при этом разрешается не более 49% иностранного присутствия. Междугородная и международная связь остаются в руках государства. В стране существует гибкое законодательство, хорошо регулирующее сферу телекоммуникаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: